Только два дня – 21 и 23 апреля – в Чикаго пройдут гастроли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. От этого выдающегося балетмейстера каждый раз ждешь смелых находок, провокативных сценических решений, современных переосмыслений классических произведений, и каждый раз он оправдывает наши ожидания. На этот раз маэстро представляет новую редакцию балета “Дон Кихот” Л.Минкуса. Новую, потому что мировая премьера балета “Дон Кихот, или Фантазии безумца” в редакции Бориса Эйфмана состоялась в 1994 году, разделив балетоманов на два непримиримых лагеря: горячих сторонников и не менее горячих противников. Напомню, действие балета происходит в сумасшедшем доме, и многие аллегории взяты из нашей жизни. Среди заключенных больницы – фантазер, который, начитавшись романа Сервантеса, воображает себя Дон Кихотом. Спустя почти семнадцать лет Борис Эйфман вновь обращается к этой теме. Почему? Предоставим слово балетмейстеру:
“Мы живем под обломками своих иллюзий. Человек в мечтах творит сюжет своей жизни, но фантазии и реальность, соприкасаясь, дают трагический эффект… Я взялся за этот балет, потому что увидел в нем возможность сочетания вечной, неистребимой красоты, так необходимой людям, и действительности сегодняшнего дня… Пятнадцать лет этот спектакль шел по всему миру с огромным успехом, и вот сейчас я пришел к пониманию того, что он созрел для изменений. Я хочу представить на суд наших зрителей “Дон Кихота” с новыми фрагментами хореографии и новыми героями. Теперь в спектакле появится тема прекрасной дамы Дульсинеи, да и сам персонаж Дон Кихота станет намного ближе к литературной трактовке Сервантеса. Дон Кихот – настоящий герой, который, хотя и борется с ветряными мельницами, но пытается изменить этот мир к лучшему с помощью добра и любви”.
В один из прошлых приездов в Чикаго Санкт-Петербургского театра балета мне удалось побеседовать с Борисом Эйфманом. В беседе со мной он вспоминает о прошлом и размышляет о будущем…
– Борис Яковлевич, свой первый хореографический номер вы сочинили в тринадцать лет. Говорят, вы даже завели специальную тетрадь под названием “Мои первые спектакли”. На первой странице было написано следующее: “Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества”. Неужели в тринадцать лет вы уже точно знали, что вы станете балетмейстером?
– В тринадцать лет я начал сочинять хореографию и параллельно стал вести дневник. Этот дневник у меня сохранился. В нем я действительно написал: “…чтобы в будущем мои критики…”, но далее было написано: “…разобрались в моей гениальности”… В тринадцать лет амбиции превышают самоконтроль. (Смеется.)
– Это замечательно, потому что это прозвучало настолько пророчески. Сейчас, оглядываясь назад…
– В общем, да. Если убрать провинциальный пафос молодого человека, то сейчас можно говорить о том, что всю мою жизнь меня ведет Божий дар. Он, с одной стороны, сделал всю мою жизнь невероятно счастливой, потому что я действительно чувствую себя избранным, как любой человек, одаренный Божим даром. С другой стороны, Божий дар создает жизнь особую, жертвенную. Вся моя жизнь подчинена реализации этого дара и созданию того уникального пластического рисунка, ради которого я и пришел в этот мир. Это путь миссионерский и очень непростой.
– А вы помните как вы начинали, как репетировали в трех разных точках Ленинграда?.. Когда проходили репетиции, думали ли вы, может, подсознательно, что может все измениться, и вы станете всемирно признанным мастером, и вам будут рукоплескать лучшие залы?..
– Знаете, если бы у меня не было надежды, я бы, наверно, эмигрировал из России. Но у меня была не только надежда – у меня была уверенность в том, что в один прекрасный момент все как-то благополучно изменится, и я получу возможность свободно сочинять. Если бы не было этой веры, то не было бы и театра.
– Не возникает ли у вас ощущения, что Борис Эйфман – это своего рода брэнд, раскрученное имя? Не думаете ли вы, что часть публики идет на ваши спектакли не потому, что их глубоко интересует балет, а потому, что это стало модно, престижно – ходить на спектакли Эйфмана?
– Конечно, нет дыма без огня. Часть публики, которая далека от балета, идет на спектакль потому, что это и модно, и престижно. Но как возникла эта мода? Имидж нашего театра создался благодаря “сарафановому радио”, когда люди передавали информацию из уст в уста. На протяжении предшествующих приездов в Чикаго мы постепенно обретали ту популярность, тот живой интерес и восторг публики, который создал потребность людей посетить наши спектакли. Это – живое признание народа. Это дорогого стоит. Это замечательно.
– Борис Яковлевич, балетный критик Анна Кисельгоф из “Нью-Йорк таймс” назвала вас балетмейстером номер один в мире. Вы чувствуете колоссальную ответственность перед зрителем? Ведь от вас каждый раз ждут нового шедевра.
– В чем вы абсолютно правы – это ответственность. Всякий раз, создавая новый спектакль, я думаю о том, чтобы не разочаровать моего зрителя, а вновь и вновь очаровать его. Моя жизнь – короткие передышки в моменты успеха и длинные погружения в бездну страдания, самопожертвования во имя того, чтобы создать то, что должно снова соединить нас со зрителем в счастливом мгновении катарсиса.
Чикаго станет первой остановкой Санкт-Петербургского балета в его новом американском турне в апреле-мае 2011 года. В спектакле “Дон Кихот” участвуют ведущие солисты балета Бориса Эйфмана:
Больной, он же Дон Кихот – Сергей Волобуев, Олег Марков, Юрий Кекало;
Китри – Нина Змиевец, Лина Чо, Злата Ялинич;
Базиль – Олег Габышев, Алексей Турко, Николай Радюш;
Гамаш, богатый дворянин – Илья Осипов, Дмитрий Фишер, Игорь Поляков;
Больной, он же Санчо Панса – Сергей Зимин, Сергей Барабанов, Лоренцо;
отец Китри – Игорь Поляков, Александр Иванов, Сергей Бисеров;
Доктор, она же Дульсинея – Анастасия Ситникова, Елена Кузьмина, Наталья Поворознюк.
21 апреля, 7.30 pm; 23 апреля, 2.00 и 8.00 pm. The Auditorium Theatre of Roosevelt University, 50 East Congress Parkway, Chicago, IL 60605. Заказ билетов по телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.com/auditorium.
Сергей Элькин,