В эти дни в Чикаго проходят гастроли Cirque du Soleil. Прославленная канадская труппа представляет спектакль “OVO” – яркое, красочное, веселое представление о жизни насекомых. Одним из самых запоминающихся эпизодов спектакля стал для меня номер на вертикальном канате “Мотыльки” в исполнении Светланы Кашеваровой и Дмитрия Орла. На прошлой неделе мне удалось побеседовать с артистами и даже побывать в святая святых цирка – за кулисами. Но – обо всем по порядку. У наших героев – артистов Светланы Кашеваровой и Дмитрия Орла – биографии во многом схожие. Оба в раннем возрасте начали заниматься гимнастикой (она – в пять лет, он – в шесть). Оба учились в Киевском цирковом училище (сейчас – Киевская муниципальная академия эстрадного и циркового искусства имени Л.И.Утесова). В цирке выступают вместе с 1994 года. В 1997 году придумали номер “Влюбленные в воздухе”, с которым объездили весь мир. Награды артисты тоже получают “на двоих”. Среди них – премия “Бронзовый Пьеро” на Пятом международном фестивале циркового искусства в Будапеште (Венгрия, 2004), Специальный приз “Принцесса цирка” (премия для Светланы) и Приз мэра города на фестивале циркового искусства в Льеже (Бельгия, 2005), Почетный приз “Серебряный клоун” на фестивале цирка “Залевски” (Польша, 2008). В Cirque du Soleil с ноября 2010 года. Недавно продлили контракт. Пока – до конца 2012 года…
Светлана Кашеварова представляет третье поколение артистов цирка. Ее дед был акробатом, работал в номере с верблюдами; с одиннадцати лет в этом номере работает ее отец. Моя беседа с артистами началась с вопроса о цирковых традициях.
– Светлана, если про актерских детей говорят, что они родились за кулисами или на съемочной площадке, то где рождаются дети цирковых артистов?
– Цирковые артисты рождаются “в опилках”. Мои родители, я, мои дети – мы все родились “в опилках”.
– В чем состоят семейные цирковые традиции?
– Прежде всего – это передача детям всего того, что умеют родители. Мои дедушка и бабушка были первыми педагогами для моих родителей, а я получила первые уроки от мамы и папы. С детства ездила с родителями на гастроли, с пяти лет занималась гимнастикой… С седьмого класса родители стали привлекать меня в свои номера, и я начала репетировать отдельные трюки.
– Получается, вопроса “кем быть?” для вас не было? Все было решено заранее?
– Я даже не задавала себе такого вопроса. Все получилось само собой. Даже в мыслях ни у кого не было, что может быть по-другому. Я жила в цирке с детства, и, естественно, хотела заниматься этим искусством всю жизнь, продолжать цирковую династию.
– Дмитрий, а как вы пришли в цирк?
– Мои родители не связаны с цирком. Все детство я провел в спортивном зале, девять лет был профессиональным спортсменом, и в цирк пришел из мира спорта.
После окончания Киевского циркового училища с отдельным номером “Соло на канате” Светлана полгода работала с родителями в труппе “Звезды Украины” и успешно гастролировала. С Дмитрием встретилась на гастролях в Польше. С тех пор они больше не расставались, а соло превратилось в дуэт на сцене и в квартет в жизни. У Светланы и Дмитрия двое детей. Сыну Андрею – пятнадцать лет, Анечке в сентябре исполнится пять.
– (ДО) После окончания циркового училища я работал в группе под руководством Григория Степанова. (Кстати, он уже пятнадцать лет живет в Чикаго.) У нас была большая группа акробатов. Я был верхним – тем, кого подбрасывают и и кто летает. Когда мы со Светой решили создать семью, стали задумываться о совместном номере на канате. Назвали его “Дуэт влюбленных в воздухе”. (Во всем мире номер Кашеваровой и Орла известен как “Duo Air Love”. Его можно посмотреть на сайте www.youtube.com. Номер завораживает красотой, техническим совершенством и оригинальностью. – Прим. автора.) Впервые мы вместе выступили в Киевском национальном цирке. Потом были поездки по всей Украине. Мы обкатывали номер, проверяли его на зрителях… В 1999 году впервые уехали по контракту за границу. Это был цирк в Швейцарии.
– Как вы оказались в Cirque du Soleil?
– Впервые представители Cirque du Soleil нас заметили в 2004 году на Пятом международном фестивале циркового искусства в Будапеште, где мы завоевали Бронзовую медаль. После этого нам неоднократно предлагали участвовать в кастингах, войти в уже существующие шоу, но сроки не совпадали. А в этот раз так получилось, что мы как раз находились в Америке, работали со своим номером в казино в Атлантик-сити. Когда нам предложили поработать в Cirque du Soleil, мы были свободны и решили попробовать. Специально для шоу “OVO” сделали номер на вертикальном канате “Мотыльки”.
– Вы создавали этот номер сами?
– Нас пригласили в Cirque du Soleil с номером “Дуэт влюбленных в воздухе”. На цирковой базе, которая находится в Монреале, нам изменили некоторые трюки, поменяли музыку, костюмы, то есть подготовили номер с учетом тематики шоу “OVO”. У нас было всего шесть недель на репетиции, и мы уехали из Монреаля “сырыми” (в цирке есть такое выражение – “сырой номер”), то есть “не обкатанными” на зрителе. Премьера номера состоялась на гастролях цирка в Атланте. Хотелось бы сказать большое спасибо арт-директору Марион ван Грунсвен, ее помощнику Эндрю Корбетту, которые занимались с нами артистической частью, и тренеру Эрику Хеппелю, который следит за исполнением трюков. Вместе с ними, уже непосредственно работая в шоу, мы начали обкатывать наш номер на зрителях, совершенствовать его. Продолжаем делать это сегодня.
– Без страховки работаете?
– Конечно. Какая страховка может быть на канате?
– Чувство страха есть?
– (СК) Мне никто не верит, но я очень боюсь высоты и меня ужасно укачивает.
– А как вы работаете на высоте?!
– (СК) Я работаю в темноте, а на репетиции очень страшно. (Смеется.) Всегда волнуюсь, выходя на сцену.
– С опытом спокойствие не приходит? Остается нервозность?
– (ДО) Нервозность – это нормально. Нельзя, чтобы притупилось чувство опасности.
– А срывы случались?
– (СК) Как-то мы работали в Одесском цирке. Он деревянный, очень старый, ему около ста двадцати лет. Однажды во время нашего номера выключился свет. Дима уже спустился вниз, а я была на канате, нога в петле. Какое-то время я там висела… А один раз в Литве нам силиконом намазали канат. Кто-то “пошутил”… Мы разодрали руки в кровь, сломали ногти – не могли держаться. Не отработав номер целиком, прервали на середине и красиво ушли.
– Чем вас привлекает Cirque du Soleil?
– Стабильностью в работе. Мы подписываем контракт на год и спокойно работаем. В Европе очень большая конкуренция, а дома работы нет. В Cirque du Soleil много бывших спортсменов. Благодаря цирку они получают возможность продолжать заниматься любимым делом. В Монреале для них делают номера, шьют костюмы, и они начинают работу. Ни в одном другом цирке мира такого нет. В других цирках ты делаешь все за свой счет, а потом пытаешься пробиться. В Cirque du Soleil созданы прекрасные условия для артистов. Особенно это чувствуется на примере цирковых семей. При цирке есть школа (выездная школа Квебека), и на гастроли выезжают учителя. Есть учебники, компьютеры… Наш старший сын занимается в этой школе.
– Это правда, что Cirque du Soleil – самая высокооплачиваемая цирковая компания в мире?
– Номер номеру рознь. Есть артисты, которые получают больше в других компаниях. Например, победители фестиваля в Монте-Карло, лауреаты приза “Золотой клоун”. У нас тоже были в Европе контракты, где мы получали больше. Но здесь оплата идет за шоу, а в Европе платят за рабочий день.
– Но в Европе вы сидите на одном месте, а в Cirque du Soleil мотаетесь по миру?
– В Европе мы мотались гораздо больше и чаще. В Европе цирк-шапито каждый день переезжает с места на место. В Швейцарии жили в караване на колесах и кочевали по всей стране, в Дании в цирке Бенни-вайса в течение полугода переезжали из города в город. Только в крупных городах останавливались на неделю-две. За полгода объездили всю Скандинавию.
– То есть вы полностью перешли на бродячий образ жизни?
– Мы уже шестнадцать лет работаем в таком режиме. Уже привыкли. Даже когда возвращаемся домой, через месяц хочется куда-то ехать.
– А где ваш дом?
– В Киеве. У нас там родные, друзья и квартира, в которой мы никак не можем закончить ремонт. (Смеются.)
– В шоу “OVO” большинство артистов – русскоязычные! Это свидетельство авторитета русской цирковой школы? Охотно берут “наших”?
– Да, русских артистов ценят везде. Они более универсальные. Наличие русских артистов – знак качества цирка.
– Говорят, хозяин Cirque du Soleil Ги Лалиберте – довольно жесткий руководитель. Вы чувствуете его диктат в работе?
– Нет, мы с ним пока не знакомы, но точно знаем, что ни в одном цирке мира нет таких условий работы. Если, не дай Бог, у тебя что-то болит или случилась травма, тебя обязаны вылечить. Операции, лечение, массаж, реабилитация – и при этом ты еще получаешь деньги! На гастролях у нас есть специально оборудованные артистические комнаты (artistic tent). Для нас, артистов, все сделано на высшем уровне!
Перед одним из спектаклей Дмитрий Орел устроил мне экскурсию за кулисы цирка. То, что я увидел, превзошло все мои ожидания. В Чикаго на территории United Center построен целый Цирковой город! Артистические грим-уборные, тренажеры, комната физиопроцедур, комната отдыха, вагончик-столовая, комнаты технических служб, вагончик, где находится администрация… На гастролях рядом с артистами находятся арт-директор, тренеры, медицинский персонал, повар. Любые проблемы решаются оперативно, на месте. Тут же, на “улицах города”, своей жизнью живут актерские дети. Они бегают, прыгают, балуются, катаются на велосипедах и, судя по выражениям лиц, бродячей жизнью весьма довольны. В Чикаго места хватает всем. Я поинтересовался, какие условия в других городах, и получил ответ: “Те же самые”. Оказывается, в любом городе, в любой стране артисты приезжают на место, оборудованное точно так же. Таковы условия контракта, которые выполняются безукоризненно.
До чего же это невероятно интересное зрелище – находиться по ту сторону занавеса и наблюдать за приготовлениями артистов к выходу на манеж! За кулисами установлен телевизор, артисты видят, что происходит на сцене. Перед исполнением своего номера – сосредоточенность и внимание; после возвращения за кулисы – ощущение выполненной работы, усталость. Расслабленности нет – в Cirque du Soleil она наступает лишь после окончания спектакля. Артисты не расходятся – на всякий случай все остаются за кулисами. К тому же в финальном номере спектакля по традиции задействована вся труппа.
В тот вечер мне удалось пообщаться с руководителем номера “Летающие акробаты” Валерием Томановым (Москва), акробатами Юрием Лукащуком (Алма-Ата), Ниной Карцевой (Алатырь), Максимом Комлевым (Москва), а также с Владимиром Гринченко (Кременчуг; его сольный номер открывает шоу “OVO”) и очаровательной землячкой Кристиной Маразюк (Брест; в шоу OVO она перевоплощается в “блошку”). Я специально упоминаю не только фамилии артистов, но и города, в которых они начинали свой творческий путь. Как видите, по их адресам можно изучать географию! Все они – замечательные мастера, высочайшие профессионалы своего дела, составляющие славу Cirque du Soleil, – в один голос говорили мне о том, как трепетно относятся к артистам в этой компании. Могу сказать: такое отношение дорогого стоит! Вот лишь один пример: Юрий Лукащук повредил ногу, и тренер порекомендовал ему показаться врачу. В результате артисту назначили курс лечения и на время отстранили от участия в шоу. Юрий сказал мне, что впервые за тридцать два года цирковой “службы” получил вынужденный отпуск и теперь “болеет” за коллег из-за кулис. “Если бы знал, что так будет, никогда не признался бы, что нога болит. Я работать хочу, а они не дают”, – с обидой говорит он. Главный тренер шоу “OVO” Эрик Хеппель работает в компании девятнадцать лет. Он приветствует меня по-русски: “Добрый вечер”! Русская жена и окружающие артисты делают свое дело – во время наших бесед у меня было полное ощущение, что Эрик понимает все! После окончания спектакля он сфотографировал меня с артистами. Спасибо, Эрик!
Наша беседа со Светланой и Дмитрием продолжилась моим “коварным” вопросом:
– В Cirque du Soleil одно время работал клоун Леонид Лейкин. Несколько лет назад он вернулся в Санкт-Петербург. На вопрос “Почему?” ответил: “Надоело жить в золотой клетке. Все чисто, стерильно, комфортно, но ни шага в сторону… В номерах – по контракту! – ничего менять нельзя. Тебя купили, и все”. Вы согласны с тем, что Cirque du Soleil – это золотая клетка?
– Не то, что клетка. Если мы захотим заниматься чем-то дополнительно, не думаем, что нам станут чинить препятствия. Другое дело: если случится травма на репетициях новой программы, это отразится на номере, который мы исполняем в данный момент. Поэтому в целях безопасности артистам запрещают репетировать новые номера. Лейкин прав в том, что здесь все, как на фабрике: пришел, отметился, отработал, отметился, ушел домой. Все зависит от того, с какой стороны на это смотреть! Нам легче, мы здесь с детьми, живем всей семьей. Тяжелее одиноким артистам. Отпуск – раз в год, две недели. А все остальное время – гастроли, спектакли, переезды…
– У драматического актера есть разнообразие ролей, а вы изо дня в день выступаете с одним и тем же номером. Не возникает чувства усталости, скуки?
– Бывает, конечно, но даже в существующих номерах всегда есть возможность что-то изменить в характере, в трюках… Мы совершенствуем номер как раз для того, чтобы самим стало интереснее.
– Как вы считаете, цирк ближе к спорту или искусству?
– Уникальность цирка состоит в сочетании артистизма и силовой подготовки. Задача циркового артиста – совместить атлетизм и красоту движений, акробатические трюки и красивую хореографию… Можно закрутить тройное сальто и никто не поймет, что это такое, а можно исполнить одно сальто, но так красиво, что весь зал взорвется аплодисментами. В этом состоит искусство артиста цирка.
– Этим искусством в совершенстве владеют ваши родители, Светлана. Как они относятся к вашим успехам?
– Мои родители меня никогда не хвалили, они всегда хотели большего. Даже когда мы получили приз на конкурсе в Будапеште, я ожидала большего восторга. Радость была сдержанной. Сейчас, наверно, радуются. Cirque du Soleil все-таки! (Смеется.)
– Какова роль циркового режиссера?
– (ДО) Режиссер сводит все номера в единое представление. Чтобы быть режиссером, нужно обладать знаниями в самых разных жанрах. Я как раз сейчас заканчиваю учебу в Киевском университете по специальности “Режиссура цирка, эстрады, кино и массовых мероприятий”. Можно сказать, без пяти минут режиссер.
– Может быть, скоро мы увидим ваши постановки в Cirque du Soleil?
– Мы начнем с наших детей. (Смеются.)
С детьми Светланы и Дмитрия я познакомился на “улице” Циркового города! Анечка поинтересовалась, кто я такой, и побежала по своим делам, а у Андрея я спросил, хочет ли он пойти по стопам родителей. Он ответил, что пока не знает, но уже тренируется. Тот же вопрос я задал родителям.
– Для зрителей цирк – это радость, смех, веселье, а для вас – тяжелый физический труд. Вы бы хотели, чтобы ваши дети повторили вашу судьбу?
– (СК) Если у них будет желание, то да. Мы сейчас сына заставляем заниматься хотя бы для общего развития. Если даже не будет работать в цирке, будет хорошая фигура, осанка, стать.
– (ДО) Хотелось бы, чтобы он работал в цирке.
– Цирк – это ваша жизнь или работа?
– Это жизнь и работа. Работа для души.
– Что у вас в планах после Чикаго?
– Калгари (Канада), Мехико-сити, Санта-Моника, Портланд, месяц долгожданного отпуска и Австралия на четырнадцать месяцев. Весь 2012 год проведем на “зеленом” континенте.
– А Украины в планах нет?
– Пока нет, но очень хотелось бы выступить в Киеве. Будем продлевать контракт, пока не доедем до дома. (Смеются.)
– Удачи вам, друзья, и до новых встреч!
Вот такие они – обаятельные, доброжелательные, талантливые Светлана Кашеварова и Дмитрий Орел. Преданные семье, влюбленные в цирк, дарящие нам свое Искусство. Признаться, я с грустью уходил из цирка. Cirque du Soleil обладает редкой способностью завлекать зрителей в свои “сети”. Побывав там однажды, очень хочется вернуться вновь. Поэтому я завидую тем из вас, уважаемые читатели, которые еще не видели шоу “OVO”. Это значит, что у вас все еще впереди!
Nota bene! Cirque du Soleil продлил свои гастроли в Чикаго. Шоу “OVO” демонстрируется до 21 августа по адресу: Blue-and-Yellow Grand Chapiteau (Big Top) at United Center (Parking Lot K), 1901 West Madison St., Chicago, IL 60612. Заказ билетов по телефону 800-450-1480 или на сайте www.cirquedusoleil.com/ovo. Подробную информацию о Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/