Первый концерт нового сезона Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) состоялся 22 сентября 2011 года не “дома”, а на выезде – в шестидесяти трех блоках от Симфонического центра, в Apostolic Church of God на южной стороне Чикаго. “Добро пожаловать, ЧСО! Добро пожаловать на юг Чикаго!” – такими словами приветствовал оркестр пастор церкви, доктор Брайан Брезер. Бесплатный концерт вызвал огромный интерес – желающих услышать выступление прославленного оркестра оказалось намного больше, чем позволяют размеры зала. Перед концертом в вестибюле церкви перед собравшимися выступил Молодежный оркестр церкви. Как сказал один из оркестрантов Чикагского оркестра: “Они – наше будущее!”.
Концерт ЧСО открылся торжественной увертюрой Джузеппе Верди к опере “Жанна Д’Арк”. Концертмейстер группы флейт ЧСО Мэттью Дюфор солировал в Концерте для флейты с оркестром Жака Ибера. Во втором отделении вечера прозвучала Пятая симфония П.Чайковского.
Выступление в церкви – одна из частей новой инициативы руководства окестра по привлечению новых слушателей. “Наша задача – открыть мир музыки для людей, далеких от нее”, – говорит президент оркестра Дебора Раттер. Обращаясь к аудитории, музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути сказал: “Не бойтесь, что вы не поймете музыку. Музыку надо не понимать, а чувствовать. Главное – не нотная грамота, а то, что находится за нотами. А за нотами – Вселенная…”.
Неутомимый Риккардо Мути обладает редким в наше время просветительским даром. В каждой программе он пытается открыть что-то новое, каждый концерт для него – прорыв в другой мир, другое измерение. Он верит: музыка способна изменить мир к лучшему! “Мир полон злобы, насилия. Каждый год я езжу с оркестрами в города, где идет война и льется кровь, и каждый раз прошу музыкантов в этих городах присоединиться к нашему оркестру. Музыканты говорят на разных языках, принадлежат к разным религиям, но они общаются и испытывают одинаковые чувства благодаря музыке. Потому что музыка обращается к сердцам. Слова могут показаться очень патетическими, но сердца не знают различия в языках, религии, политике.”
На пресс-конференции, посвященной открытию нового сезона, итальянский маэстро рассказал о посещении тюрьмы под Миланом. Начал он, по обыкновению, с шутки: “Я был там не как заключенный. Директором тюрьмы работает фантастически интересная женщина из Неаполя. В этой тюрьме она придумала что-то невероятное: она делает заключенных чище благодаря культуре, помогая им создавать театр. Один заключенный написал мне письмо с такими словами: “Маэстро, мы читали в интервью, что вы планируете побывать в тюрьме в Чикаго. Почему бы вам не сделать то же самое в вашей стране?” Его сокамерники сказали, что Мути никогда не ответит ему. К удивлению многих, я ему ответил, а потом приехал. Я увидел сто пятьдесят мужчин и женщин. Много молодых людей, много девушек… Я был поражен несчастными, невинными лицами этих людей. Преступления не отражались на их лицах. Я представил себе, что среди них могли бы оказаться мой брат, моя сестра… Я сел за фортепиано и играл два часа, рассказывая заключенным о музыке. Я не спрашивал, за что их посадили, но начал с пьесы Шумана “Почему?” Я выразил свой вопрос в музыке. Потом я играл Шопена, Шуберта, снова Шумана – композиторов, жизнь которых оборвалась в молодом возрасте. По ходу концерта я видел, как меняются лица заключенных. Два часа музыки стали для них моментом очищения. Когда я закончил, один из них сказал: “Маэстро, приезжайте еще раз. Вы подарили нам два часа рая”.
Для Риккардо Мути начинается второй сезон работы с Чикагским симфоническим оркестром. Работы не в качестве приглашенного дирижера, а в роли музыкального руководителя. Напомню, что когда Дебора Раттер впервые заговорила о возможности для Риккардо Мути возглавить чикагский оркестр, многие отнеслись к ее идее скептически. “Заносчивый итальянец” в Чикаго – это казалось нереальным! Мути гордо заявлял журналистам: “Я на ноль процентов американец, на сто процентов европеец и на тысячу процентов итальянец”. Его тон изменился после месяца, проведенного с Чикагским оркестром в 2007 году. Две недели Мути дирижировал концертами в Симфоническом центре и две недели провел с оркестром в Европе. Приехав в Чикаго, Мути был очарован радушным приемом, который ему устроили музыканты, члены администрации и спонсоры оркестра. Дирижер признается: “Мое согласие возглавить оркестр пришло не сразу. Но Чикаго смог растопить мое черствое сердце”.
Гордость Италии, один из самых выдающихся дирижеров современности Риккардо Мути родился в Неаполе 28 июля 1941 года. Отец – врач и музыкант-любитель. Мать – певица. Музыкальные способности проявились у Риккардо рано. Он легко поступил и с отличием окончил консерваторию Сан Пьетро а Маелла по классу фортепиано, дирижирования и композиции. Размышляя над тем, стоит ли ему становиться музыкантом-профессионалом, Мути изучал философию в университете Неаполя. Отдав предпочтение музыке, он решил, что одной консерватории ему недостаточно. Мути переезжает в Милан и поступает в консерваторию имени Джузеппе Верди, где учится под руководством Бруно Беттинелли по классу композиции и Антонино Вотто по классу дирижирования. Кроме них, учителем Мути был друг и соратник Федерико Феллини, композитор Нино Рота. (28 сентября ЧСО под руководством маэстро исполнит Сюиту своего учителя из кинофильма Лукино Висконти “Леопард”.)
Впервые Мути привлек внимание критиков и публики в 1967 году, когда жюри дирижерского конкурса Гвидо Кантелли в Милане единодушно присудило ему первую премию. С этого момента карьера молодого музыканта стремительно пошла вверх. На следующий год он был назначен главным дирижером оркестра “Maggio Musicale Fiorentino” (этот пост дирижер занимал до 1980 года). В 1971 году Герберт фон Караян пригласил маэстро на Зальцбургский музыкальный фестиваль. Это выступление положило начало постоянному сотрудничеству Мути с этим фестивалем, которое продолжается и сегодня.
Для Америки дирижера открыл великий Юджин Орманди. Побывав на репетиции молодого итальянца, мэтр пригласил его отобедать с ним, а позднее предложил выступить с Филадельфийским симфоническим оркестром в качестве приглашенного дирижера. Американский дебют Риккардо Мути состоялся 27 октября 1972 года. Дебют Мути в качестве дирижера ЧСО прошел на фестивале в Равинии летом 1973 года. Впечатляет список оркестров, которыми руководил Риккардо Мути: Лондонский филармонический (1972-1982 годы; итальянский виртуоз сменил на этом посту Отто Клемперера), Филадельфийский симфонический оркестр (1980-1992 годы; этот оркестр достался ему из рук Юджина Орманди), оркестр “Filarmonica della Scala” театра “Ла Скала” (1986-2005 годы). С 2010 года к этому списку добавился Чикагский симфонический оркестр.
Позади – “жаркий” сезон в Равинии, первое европейское турне оркестра с Риккардо Мути в качестве музыкального руководителя, ежегодный Симфонический бал. Впереди – новые выступления и гастроли. Ежегодный “пир” Великой Музыки в исполнении Великого Оркестра в Чикаго только начинается, и вы можете стать его участниками!
Билеты на все концерты Чикагского симфонического оркестра можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе театра по адресу: 20 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Nota bene! О предстоящих концертах ЧСО читайте в газетах „Реклама“ и “Weekend Reklama” (www.myreklama.com).
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/