Действующие лица и исполнители:
Памина – Николь Кэбелл,
Тамино – Чарльз Кастроново (6 декабря – 6 января, дебют в Лирик-опере) и Алек Шрадер (9 – 22 января, дебют в Лирик-опере),
Папагено – Стефани Дежо (дебют в Лирик-опере),
Царица ночи – Кэтлин Ким,
Сарастро – Гюнтер Гройсбек (дебют в Лирик-опере).
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Постановка Августа Эвердинга сезона 1986-87 годов в шестой (!) раз возвращается на сцену Лирик-оперы. Легенда мировой оперной режиссуры Эвердинг – режиссер, который заново открыл чикагцам Вагнера. В 1996 году он поставил на сцене Лирик-оперы тетралогию “Кольцо нибелунгов” после более чем шестидесятилетнего перерыва! В Германии Эвердинг имел титул государственного интенданта оперных театров, долгое время возглавлял Гамбургскую государственную оперу и Баварскую государственную оперу в Мюнхене. Он умер 26 января 1999 года в Мюнхене, но его постановки продолжают восстанавливать по всему миру и сегодня. “Волшебная флейта” в Лирик-опере – лишнее тому подтверждение. Мы вновь увидим восемь животных: носорога, змею, динозавра, медведя, птицу, двух львов, обезьянку. Нет, нет, уважаемые читатели, не пугайтесь: конечно, живых львов или живого носорога вы не увидите на сцене. Это же театр, а в театре все как будто! Животных изображают актеры. Причем, если исполнитель партии Тамино может прийти на репетицию в майке и джинсах, то актриса-змея или актер-медведь не могут себе позволить подобной вольности. У динозавра – длинный, подвешенный хвост, который очень неудобен на сцене. У змеи – огромная голова, и требуется отдельный человек внутри, который ползает на локтях, чтобы удержать голову в вертикальном положении. Можно только посочувствовать актерам, изображающим носорога. Представляете, побыть в его шкуре весь спектакль?! За кулисами всегда ждут последнего момента, чтобы выпустить носорога на сцену. В его костюме мало воздуха и к тому же в нем тяжело ориентироваться на сцене. Конечно, за эти годы случалось всякое. Обычно в конце первого акта носорог покидает сцену через среднее крыло. И вот однажды этого не произошло. Носорог, вернее, актеры внутри его костюма пропустили выход со сцены и пошли на занавес. Носорог запутался в занавесе и продолжал оставаться на сцене. Между тем опера продолжалась, и действие на сцене тоже. Обезьянка попыталась было помочь носорогу уйти со сцены, но только осложнила ситуацию. К счастью первый акт закончился, занавес закрылся, и актеры, изображавшие носорога, были “спасены”. Этот случай был не единственным. На одном из представлений актер, игравший медведя, надел его костюм неправильно. В результате, выйдя на сцену, он ничего не видел. Медведь блуждал по сцене, как будто пьяный, и все думали, что он в итоге свалится в оркестровую яму. Каким-то чудом этого не произошло.
“Волшебная флейта” – праздник смеха, и приведенные выше примеры вполне вписываются в стилистику оперы. К тому же и сам Моцарт любил похулиганить в театре, любил разыграть артистов. Так, на одном из первых представлений оперы он подшутил над Шиканедером, исполнявшим партию Папагено. По ходу спектакля Папагено должен играть на волшебных колокольчиках. Что сделал Моцарт? Он выгнал из ямы музыканта и сел на его место. В моменты, когда Папагено изображал игру на колокольчиках, музыки не было, а в самый неподходящий для него момент раздавались звуки колокольчиков. Публика и Моцарт были в полном восторге. Не смеялся почему-то лишь Шиканедер…
На пресс-конференции Уильям Мэйсон сказал, что в этой постановке “Волшебная флейта” будет демонстрироваться последний раз. Так что если вы еще ее не видели – торопитесь! Тем более, что голоса обещают быть интересными. Партию Памины исполняет гордость Центра оперного пения Райана Николь Кэбелл. Она часто выступает как в Лирик-опере, так и на летних музыкальных фестивалях в Равинии и Миллениум-парке. В прошлом сезоне она пела Микаэлу в “Кармен”, а партию Памины исполнила впервые в МЕТе. В “Волшебной флейте” состоятся четыре дебюта молодых солистов: американских теноров Чарльза Кастроново и Алека Шрадера (оба – в партии Тамино), французского баритона Стефана Дежо (Папагено) и австрийского баса Гюнтера Гройсбека (Сарастро). В партии Царицы ночи мы вновь встретимся с еще одной выпускницей Центра Райана, американской певицей корейского происхождения Кэтлин Ким. В прошлом сезоне она блестяще спела и сыграла Олимпию в “Сказках Гофмана” в МЕТ.
6 декабря – 22 января. Билеты на все спектакли можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе театра по адресу: 20 N.Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 2. Николь Кэбелл – Памина. Сцена из оперы “Волшебная флейта”. Метрополитен-опера. Фото – Кен Ховард
Фото 6. Сцена из оперы “Волшебная флейта”. Лирик-опера. Фото – Дэн Рест