Декабрь в Симфоническом центре посвящен Густаву Малеру. В течение месяца в трех программах прозвучат сочинения великого австрийского композитора.
1-3 декабря, 8.00 pm. Первая симфония Малера – его самое жизнеутверждающее произведение. Малеру идет двадцать девятый год. Позади – детство в тихом провинциальном городке Йиглава в Южной Моравии (ныне Чехия), куда семья переехала из деревни Калиште, прогулки в окрестных лесах и полях, мечты о признании и славе в вымощенной золотом столице империи Вене. Позади – годы учебы в консерватории, когда Малер забросил фортепиано и взял в руки дирижерскую палочку; позади – должности дирижера в театре города Оломоуца, директора хора в Касселе, третьего дирижера в Немецком театре Праги, ассистента Артура Никиша в Лейпцигской опере, главного дирижера Королевской венгерской оперы. В Касселе у него был бурный, страстный, пламенный любовный роман с певицей местного театра, имя которой осталось неизвестным, в Лейпциге – с любительницей музыки госпожой фон Вебер… Он страдал, мучил своих любимых и мучался сам. Гамбургский роман с молодой певицей Анной Мильденбург и встреча с двадцатилетней красавицей, кокетливой Альмой Шиндлер будут еще впереди. Малер молод, весел, талантлив, и музыка его Первой симфонии полна света, жизни и веры в человечество. Она пропитана музыкальными воспоминаниями детства, клезмерской музыкой, венскими вальсами и… мечтами. Симфония называется “Титан”, по названию одноименного романа Жана-Поля Рихтера. Мировая премьера сочинения состоялась в 1889 году. Оркестром дирижировал сам композитор. Рукопись Симфонии, считавшаяся потерянной, была найдена профессором Чарльзом Борнштейном в архивах Израильской академии музыки и танцев совершенно случайно. Профессор готовился к проведению семинара по теме “Малер и мировая музыка”. На полях рукописи были найдены характерные для Малера реплики на немецком языке, что позволило идентифицировать его почерк.
Первая симфония Малера станет заключительной частью программы 1-3 декабря. А начнутся концерты с Рапсодий для оркестра современного американского композитора, лауреата Пулитцеровской премии в области музыки Стивена Стаки.
В программе также Концерт для фагота си-бемоль мажор В.А.Моцарта. Солист – Дэвид Макгилл. Он родился в городе Талса (Оклахома), получил образование в Институте Кертиса в Филадельфии, работал концертмейстером группы фаготов в Симфонических оркестрах Талсы, Торонто и Кливленда. С 1996 года служит концертмейстером группы фаготов в ЧСО. В 2001 году музыкант стал лауреатом премии “Грэмми” как лучший инструменталист, выступающий с оркестром. Он получил эту награду за запись духовых концертов Р.Штрауса с ЧСО. С недавнего времени Дэвид Макгилл – не только музыкант, но и писатель. В 2007 году он выпустил книгу “Звук в движении: путеводитель исполнителя”.
ЧСО дирижирует голландец Яп ван Зведен. Свою музыкальную карьеру он начинал как скрипач. Через два года после победы на Национальном конкурсе скрипачей в Нидерландах (1977 год), в возрасте двадцати девяти лет стал концертмейстером оркестра Концертгебау – самым молодым в истории оркестра. В 1995 году Яп ван Зведен решил поменять скрипичный смычок на дирижерскую палочку. С 2005 года он возглавляет Филармонический оркестр Нидерландского радио, с 2008 года – является музыкальным руководителем Симфонического оркестра Далласа и Королевского фламандского филармонического оркестра. В ноябре 2011 года журнал “Музыкальная Америка” назвал музыканта “Дирижером года”.
За час до начала каждого концерта (7.00-7.30 pm) в Grainger Ballroom (на втором этаже Симфонического центра) состоятся беседы с американским флейтистом австралийского происхождения Тимом Манро. С 2006 года он является участником чикагского секстета “Eighth blackbird”, выступает в качестве солиста в США и Европе. Кроме концертного музицирования, Тим Манро является страстным популяризатором музыки, и беседа с ним поможет нам полнее понять замысел композиторов.
8 декабря, 1.30 pm; 9-10 декабря, 8.00 pm. На этих концертах мы услышим сочинение Малера “Цветник”. Первоначально Первая симфония Малера состояла из пяти частей, однако через четыре года после премьеры, в 1893 году, композитор отказался от второй части. Вплоть до последнего авторского исполнения в декабре 1909 года Симфония исполнялась только в четырехчастной версии. Она же легла в основу первого издания 1899 года. Рукопись второй части под заголовком “Цветник” (“Blumine”) была продана с аукциона в Лондоне в 1959 году и опубликована в 1968 году. С тех пор эта часть исполняется в концертах как самостоятельное произведение. ЧСО дирижирует многолетний музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Майкл Тилсон Томас. В программе прозвучат также Третий фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – Джереми Денк) и Первый фортепианный квартет И.Брамса в оркестровке А.Шенберга.
Для американского пианиста Джереми Денка предстоящие концерты станут дебютом с ЧСО. Он учился в консерватории Оберлин, в классах Георга Себека в Индианском университете и Герберта Стессина в Джульярдской школе. Выступает с лучшими американскими камерными и симфоническими оркестрами.
15 и 17 декабря, 8.00 pm; 16 декабря, 1.30 pm. Центральной частью третьей декабрьской программы станет Шестая (“Трагическая”) симфония Малера. Она создавалась на протяжении двух летних каникул композитора в 1903 и 1904 годах. Закончив Симфонию, Малер пишет дирижеру Бруно Вальтеру: ”Моя Шестая готова. Думаю, что я смог!” Малеру к этому времени – сорок четыре года, из них восемь лет он руководит Венской оперой. “Я думаю о том, что стал здесь господином и повелителем, и мне это кажется сном”, – подивился однажды Малер, проходя мимо Венского оперного театра. Когда он проходил по улицам Будапешта, Гамбурга, Вены, люди останавливались, глядя на него во все глаза. “Когда он шел по улице, то даже извозчики, оборачиваясь ему вслед, возбужденно и испуганно шептали: “Малер”” – вспоминал Бруно Вальтер. А Малер возмущенно кричал: “Что я, дикий зверь какой-нибудь, почему вы стоите и глазеете на меня, точно в зоопарке?” Не терпевший дураков и лентяев, Малер нажил себе столько же врагов, сколько и поклонников. “Оркестранты боялись его, потому что в вопросах искусства он никогда ни на какие уступки не шел и был в своем неуклонном усердии на репетициях столь же безоговорочно суров к музыкантам, сколь и к себе,” – говорил один из его коллег-дирижеров. Исполнение его собственной музыки привлекало толпы молодежи и заставляло недоуменно гримасничать представителей старой гвардии. Оркестр находил его симфонии непонятными. В этом смысле Шестая симфония не стала исключением. Малер писал: “Название “Трагическая” – попытка дать немузыкантам отправную точку и путеводитель для восприятия. Что это мне не удалось и только привело ко всяким кривотолкам, стало мне, увы, ясно слишком скоро”. Однако дирижер Биллем Менгельберг хорошо понял Шестую симфонию: “В ней передана потрясающая драма в звуках, борьба героя, гибнущего в страшной катастрофе”. Малер ответил Менгельбергу: “Сердечно благодарю Вас за Ваше любезное письмо… Большое утешение – услышать слова подлинного и глубокого понимания…”
Шестая симфония была впервые исполнена 26 мая 1906 года в Эссене. За дирижерским пультом стоял Густав Малер. За дирижерским пультом ЧСО – Эса-Пекка Салонен.
В первом отделении прозвучит мировая премьера Скрипичного концерта Джеймса Матесона (солист – Бейрд Додж). Произведение создано по заказу Чикагского и Лос-Анджелесского симфонических оркестров.
220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604, справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000 или на сайте www.cso.org.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического оркестра
Фото 2. Дэвид Макгилл. Фото – Тодд Розенберг
Фото 3. Яп ван Зведен. Фото – Берт Халсенманс
Фото 4. Джереми Денк. Фото – Лиза-Мари Мацуччо
Фото 5. Эса-Пекка Салонен. Фото – Нико Седлинг