7 декабря 2011 года Председатель совета директоров Чикагского оперного театра (далее – ЧОТ) Грегори О’Лери объявил о переменах в руководстве. С 1 сентября 2012 года новым генеральным директором театра становится Андреас Митишек. Он заменит на этой должности многолетнего руководителя ЧОТ Брайана Дики. Митишек подписал пятилетний контракт с театром. На пресс-конференции Грегори О’Лери сказал: “Мы выбрали кандидатуру Митишека за его уникальное артистическое дарование. Мы считаем, что он в состоянии поддерживать высокие стандарты ЧОТ и с оптимизмом смотрим в будущее компании под руководством Андреаса”. В ответном слове Андреас Митишек подчеркнул: “ЧОТ – это место, где осуществляются самые интересные оперные постановки в стране. Я с нетерпением жду возможности стать частью богатой артистической “фабрики” Чикаго и продолжить увлекательное путешествие в новые, неизведанные оперные территории”.
Итак, после двенадцатилетнего правления Брайана Дики ЧОТ начинает новую страницу своей истории. Давайте познакомимся с новым руководителем театра.
Андреас Митишек родился и вырос в Вене, учился в Венской школе музыки и изобразительного искусства (Hochschule fur Music und Darstellende Kunst) по классам органа и дирижирования, одновременно посещал занятия вокального, фортепианного и отделения композиции Венской консерватории. Пройдет совсем немного времени, и Митишек станет педагогом своей alma mater, начнет вести курс по современной музыке в консерватории. Карьера концертирующего артиста позволила Митишеку объездить все страны Европы. Он выступал на таких престижных площадках, как Maggio Musicale, Зальцбургский музыкальный фестиваль и Венская рождественская неделя. Дирижерский дебют Митишека состоялся в 1987 году с венским оркестром “Collegium Musicum”. В сезоне 1987-88 годов он был педагогом по вокалу и дирижером в Венской камерной опере. А в 1990 году дирижер осуществил идею, которая в мировой столице музыки казалась нереальной, – Митишек основал в Вене новый оперный театр! Он так и называется – Венский оперный театр. С 1990 по 1997 годы дирижер являлся артистическим директором этого театра. Подобно Брайану Дики в Чикаго, Митишек не стремился конкурировать с Венской оперой, а пытался найти свою нишу. Уже через несколько лет после создания Венский оперный театр стали называть самой современной оперной компанией Австрии. Основой репертуара театра стали сочинения XX века, а также забытые или редко идущие на сцене произведения прошлого. Вот лишь несколько опер, австрийские премьеры которых прошли в театре: “Ревизор” Вернера Эгка (1992), “Эдип” Джорджа Энеску (1993), “Великий Мертвиарх” Дьердя Лигети и “Смерть в Венеции” Бенджамена Бриттена (обе оперы поставлены в 1994 году), “Дьяволы из Людена” Кшиштофа Пендерецкого (1995), “Замок” Ариберта Раймана и “Вторая миссис Конг” сэра Харрисона Биртвистла (оба спектакля поставлены в 1996 году), “Никсон в Китае” Джона Адамса (1997).
В качестве приглашенного дирижера Митишек ставил более традиционные оперы: “Летучая мышь” и “Орфей и Эвридика” в Комической опере Берлина, “Сон в летнюю ночь” в Венской народной опере, “Евгений Онегин”, “Так поступают все” и “Дон Жуан” в Опере Сиэттла, “Саломея” в Филадельфийской оперной компании. В числе спектаклей Митишека – американская премьера оперы Майкла Беркли “Джейн Эйр” в оперном театре Сент-Луиса и японская премьера оперы Минору Мики “Жюри” в Токио.
С 1998 года Андреас Митишек является главным дирижером Оперы Лонг-Бич (Калифорния). И снова, как это было в Вене, основным направлением работы дирижера становится открытие нового репертуара и создание новых постановок классических опер. Среди лучших спектаклей театра – “Электра” Р.Штрауса, “Замок герцога Синяя Борода” Б.Бартока, “Ночной полет” Л.Даллапиколлы, “Енуфа” Л.Яначека. В 2006 году театр показал новое прочтение “Кольца нибелунгов” Р.Вагнера.
С 2003 года Митишек совмещает музыкальные “обязанности” с административными, занимая должность артистического и генерального директора Лонг-Бич Оперы.
С 2005 года Митишек не только дирижирует операми, но и часто является режиссером-постановщиком. В опере Лонг-Бич делают четыре постановки в год. Одна из них с 2007 года выходит за пределами театрального зала. Уже прошли оперы в популярном ночном клубе, на стоянке автомашин, в мебельном магазине… Вот лишь некоторые из режиссерских экспериментов Митишека. Его режиссерским дебютом стал спектакль по циклу песен Ф.Шуберта “Зимний путь”. В сюжетную ткань Митишек ввел героев романа И.Гете “Страдания юного Вертера”. В 2006 году в монооперу Григория Фрида “Дневник Анны Франк” Митишек вставил фрагменты воспоминаний выжившей в Холокосте женщины и поставил спектакль под землей, в переходе-гараже. Замкнутое подземное пространство послужило для режиссера метафорой изоляции и одиночества. Для постановки оперы Рики Яна Гордона “Орфей и Эвридика” (не путайте с одноименной оперой Глюка!) в 2008 году Митишек выбрал Олимпийский бассейн. В 2009 году режиссер ставит спектакли по операм Виктора Ульмана “Император Атлантики” и Карла Орфа “Умница”… в машинном отделении корабля королевы Марии. Две последние постановки Митишека (они состоялись в этом году) – “Медея” Л.Черубини (спектакль игрался в помещении мебельного склада) и “Ахнатен” Филипа Гласса.
Шумные премьеры быстро принесли популярность театру, о нем стали говорить далеко за пределами города и штата. В годы руководства Митишека Опера Лонг-Бич ликвидировала дефицит, вдвое увеличила бюджет, а количество обладателей абонементов увеличилось на пятьсот (!) процентов! Самое поразительное, что подобный же всплеск интереса к театру после прихода нового руководителя наблюдался в Чикаго! В конце девяностых годов XX века Чикагский оперный театр еле сводил концы с концами, существуя на пожертвования нескольких спонсоров, а с приходом Брайана Дики о театре заговорили по всей Америке. Дики приехал в Чикаго из Европы. Долгие годы он на разных должностях работал в Глайндебурне, был главным администратором Глайндебурнской фестивальной оперы. Проведя там двадцать семь лет, Дики превратил этот музыкальный фестиваль в один из интереснейших и престижных в мире! И вот он оказывается в Чикаго. Дики вспоминает: “Когда я пришел в театр, были определены постановки 2000 года, но сколько они будут стоить, никто не знал. В театре царил полнейший хаос”. Первым спектаклем Дики в должности генерального директора стал “Орфей” Клаудио Монтеверди. “Все думали, что я сумасшедший. Мне говорили: “Это абсурд. Ты не соберешь зал!” Но мы продали на пятьдесят процентов билетов больше, чем на “Севильского цирюльника” Россини.” Уже через год после прихода Дики в театр газета “Chicago Tribune” назвала его Человеком года в категории “Искусство”. Не правда ли, похожая история?!
С 2009 года спектакли Митишека проходят с неизменными аншлагами, и публика ждет от него только сюрпризов! В 2012 году в городском аквариуме Лонг-Бич состоится американская премьера оперы Гавина Брайарса “Бумага Наутилус”, а в центре Лонг-Бич, напротив шести пустых офисных зданий, будет поставлена опера одного из интереснейших современных композиторов Освальдо Голийова “Айнадамар”.
Объявлено, что, наряду с новой должностью в Чикаго, Андреаш Митишек останется работать в Лонг-Бич Опере. Создается некая новая модель сотрудничества между двумя компаниями. Брайан Дики говорит: “В Лонг-Бич, как в зеркале, отражаются многие вещи, которые параллельно происходили и происходят в Чикагском оперном театре. Поэтому Митишек имеет все предпосылки для успешной работы в Чикаго”.
Вот только один наглядный пример правоты слов Дики. Первая премьера нового, двадцать восьмого сезона Чикагского оперного театра – оперетта Дмитрия Шостаковича 1958 года “Москва. Черемушки” по либретто В.Масса и М.Червинского в оркестровке английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни. Будущая постановка станет премьерой сочинения Шостаковича на Среднем Западе. А в мае этого года оперетта “Москва. Черемушки” по инициативе Митишека была поставлена как раз в Опере Лонг-Бич. Режиссером спектакля была Изабель Миленски. В Лонг-Бич оперетта исполнялась на английском языке в переводе Дэвида Пунтни, а в Чикаго пойдет в новой адаптации Мег Мирошник.
Итак, в ЧОТ приходит новый лидер. Андреас Митишек, кажется, идеально подходит для этой оперной компании. Конкурировать с Лирик-оперой, работая на ее поле, бессмысленно. А вот пытаться делать что-то новое, необычное, открывать новые оперы или представлять старые в новой “упаковке” – в этом путь к успеху, и это как раз то, в чем так преуспел Митишек в теплой Калифорнии, и то, чем он собирается заниматься в Чикаго. Пожелаем ему успеха, а нам – новых ярких впечатлений!
Новый сезон ЧОТ пройдет с 14 апреля по 23 сентября 2012 года. Кроме оперетты Шостаковича, в планах театра – опера Г.Ф.Генделя “Тесей” и новая версия “Волшебной флейты” В.А.Моцарта.
Nota bene! Все спектакли Чикагского оперного театра проходят в помещении Harris Theatre по адресу: 205 E. Randolph Street, Chicago, IL 60601. Справки и заказ билетов по телефону 312-704-8414 и на сайте театра http://www.chicagooperatheater.org/.
Сергей Элькин,