19 февраля в Чикагском симфоническом центре состоится камерный концерт Владимира Спивакова и Ольги Керн! В прошлые годы мы не раз слышали выступления этих блистательных российских музыкантов с симфоническими и камерными оркестрами. На этот раз они приезжают с большой камерной программой. Дуэт скрипки и фортепиано, дуэт Владимир Спиваков – Ольга Керн: такого в Чикаго еще не было!
Подробности предстоящего концерта – в эксклюзивном интервью Ольги Керн.
В начале нашей беседы я попросил Ольгу рассказать, чем запомнился для нее прошлый год.
– Прошлый год был для меня особенным. Исполнилось десять лет со дня моей победы на Международном конкурсе пианистов имени Вана Клиберна. Я никогда не забуду, как замечательно принимали меня в апреле на сольном концерте в Bass Hall Форт-Уорта – в зале, в котором я выиграла конкурс десять лет назад. После этого в доме Клиберна был потрясающий вечер в мою честь. Море цветов, речь Клиберна за ужином со словами: “Десять лет – это не срок”, торт в виде белого закрытого рояля, на котором написано: “Ольга Керн – победитель конкурса Клиберна. 2001-2011”, – все было настолько трогательно, что я не могла сдержать слез.
– Ван Клиберн относится к вам с особенной нежностью.
– У нас взаимная любовь. Я его тоже обожаю… А за неделю до этого я сыграла четыре концерта в Далласе с Симфоническим оркестром. Это было огромное двухнедельное чествование Ольги Керн в Техасе. Незабываемо!.. 2011 год был богат на интересные концерты, встречи, впечатления. Я играла в концерте классической музыки в Лос-Анджелесе, в зале Hollywood Bowl. Зал был переполнен – даже организаторы были удивлены. Концерт получил хорошую прессу, о нем много говорили в Америке. В Детройте, Питтсбурге и других городах я играла в концертах с дирижером Леонардом Слаткиным, участвовала в музыкальном фестивале в Австрии, в ноябре выступила в Пекине на Международном фортепианном фестивале. А закончился год туром по Германии с Большим симфоническим оркестром Владимира Спивакова.
В конце 2011 года Ольга Керн в качестве президента вместе с братом Владимиром в качестве директора учредили в Москве новый фонд “Стремление”. Целью фонда является оказание помощи и поддержки нуждающимся музыкантам независимо от возраста и страны проживания. Сейчас идет работа над сайтом www.kernfoundation.ru. В скором времени там появится вся информация о работе фонда. При фонде (при поддержке фонда Спивакова) будет учрежден конкурс исполнителей на духовых инструментах. Ольга Керн рассказывает:
– В прошлом году умер наш дедушка, замечательный музыкант и педагог, профессор Иван Пушечников. Созданием фонда мы с братом хотим почтить его память. После более чем десятилетнего общения с потрясающими музыкантами я вижу такое количество людей, которым необходима помощь!.. Я убеждена, что многие люди откликнутся и внесут свой вклад в благородное дело помощи малообеспеченным музыкантам. Даже если я помогу только нескольким людям, я буду считать мою цель выполненной. Мой брат Владимир занимается работой фонда в Москве, а я веду все дела в Америке.
– Ольга, скажите, пожалуйста, какое место в вашем творчестве занимает камерное музицирование?
– Камерная музыка всегда занимала большое место в моей жизни. Моя мама с детства играла со мной в четыре руки сонаты для двух роялей, сюиты… Даже симфонии Брамса и Бетховена мы играли в четыре руки на одном рояле. Когда брат начал заниматься на трубе, я ему аккомпанировала. Кстати, и на конкурсе Клиберна я играла камерную музыку – Квинтет Шумана. В прошлом году у меня было много концертов камерной музыки: концерты со Спиваковым в Турции, с музыкантами Сент-Луисского симфонического оркестра, с музыкантами оркестра Лиона. Камерное музицирование приносит мне чувство гармонии с окружающим миром. Что может быть лучше исполнения с друзьями музыки Франка, Шумана, Шостаковича, Брамса..?!
– Но ведь камерное музицирование предполагает камерную, интимную, домашнюю обстановку, а Orchestra Hall – это огромный зал для огромного оркестра. Вас не пугают размеры зала?
– Нет, совершенно не пугают. Чикагский симфонический центр настолько уютный, что, находясь на сцене, забываешь про его размеры. Наоборот, чувствуешь необыкновенную, интимную атмосферу.
В программе будущего концерта – Соната N3 ре минор И.Брамса, Итальянская сюита И.Стравинского, “Spiegel im Spiegel” А.Пярта, Соната ля мажор С.Франка. Я спросил у Ольги, по какому принципу подбирались произведения и кому принадлежит идея объединить в одном концерте сочинения Брамса, Стравинского, Пярта и Франка.
– Предложения исходили от маэстро Спивакова. Такой выдающийся музыкант имеет право быть первым в выборе программы. Мне кажется, она подобрана очень интересно. В “Пульчинелле” (Итальянская сюита) мы слышим гармонии Стравинского, но при этом сочинение написано в абсолютно классическом стиле и великолепно сочетается с классическим романтизмом Брамса – мощной и потрясающе красивой Третьей сонатой. Второе отделение открывается сочинением Пярта, посвященным Владимиру Спивакову. Произведение очень спокойное, красивое, созерцательное. Оно идеально подводит нас к кульминации вечера – Сонате Франка.
Публика знает и любит эту сонату, но из-за технических сложностей исполнения ее не так часто можно услышать.
– Вы много лет плотно сотрудничаете с Владимиром Теодоровичем. Что вас привлекает в нем?
– Вы говорите, что мы плотно сотрудничаем, а последний раз в Германии мы сказали друг другу, что нам бы хотелось вместе выступать чаще. Наша совместная работа приносит нам огромное творческое и
человеческое удовлетворение. Спиваков – совершенно замечательный человек и потрясающий музыкант. Он, как магнит, притягивает. Когда ты с ним играешь, чувствуешь себя частью одного большого организма. Ради таких моментов живешь. Мы никогда не упускаем возможности поработать вместе, но хочется делать это еще чаще!
– О Владимире Теодоровиче говорят, что его настоящее призвание – скрипка. Один критик даже написал: “Когда Спиваков берет в руки скрипку, он отдается музыке с особенной страстью”. Как вам кажется, правильно ли будет разделять Спивакова-скрипача и Спивакова-дирижера?
– Спиваков – Музыкант с большой буквы. В музыке он умеет делать все! Он играет на скрипке, как король, он потрясающе чувствует оркестр, его советы всегда глубоки и правильны. Концерты с ним всегда имеют для меня особое значение. Они незабываемы. Это не дуэт скрипки и фортепиано – это сольный концерт двух играющих вместе исполнителей.
– В беседе со мной Спиваков сказал: “Ноты – это закодированные эмоции”. Я понимаю, что говорить о музыке словами бессмысленно, но тем не менее… Какие “закодированные эмоции” таит в себе музыка Брамса, Стравинского, Пярта, Франка?
– Абсолютно все эмоции: любовь, страсть, драма, грусть… Нашими руками звучит музыка, поэтому на нас лежит очень большая ответственность – все “закодированные эмоции” донести в правильном направлении и в том виде, в котором мы их слышим. Когда я исполняю музыку, я всегда надеюсь, что композитор слушает и благословляет меня.
Музыкальные традиции семьи Керн восходят к XIX веку.
Как известно, родственницей моей героини была та самая Анна Петровна Керн, которой Пушкин посвятил “Я помню чудное мгновенье”. Прапрапрабабушка Ольги дружила с Чайковским, ее прапрабабушке аккомпанировал Рахманинов. Дедушка Ольги Керн – один из основателей русской школы игры на гобое Иван Пушечников, мама – профессор Московской консерватории, папа служит в Большом театре, брат – дирижер. Родившись в такой музыкальной семье, у сына Ольги Владислава просто не оставалось другого выбора, как становиться музыкантом и продолжать семейные традиции в веке двадцать первом. В прошлой беседе Ольга подробно рассказывала о том, как серьезно занимается музыкой Владислав. Тогда он был учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Когда я спросил Ольгу об успехах двенадцатилетнего сына, меня ждал сюрприз.
– В жизни моего сына произошли большие перемены. Сейчас он живет со мной в Нью-Йорке и с сентября 2011 года учится в Джульярдской школе. Его приняли моментально после прослушивания. Он стал одним из самых молодых студентов. Занимается у потрясающего педагога Веды Каплински, делает большие успехи. У него много своих концертов, он – стипендиат фонда Спивакова. Очень ответственно ко всему относится. Хочет, чтобы мама им гордилась.
– Может быть, мы когда-нибудь услышим семейный дуэт “Ольга и Владислав Керны представляют…”?
– Почему бы нет? Разговоры об этом ведутся все время, но я бы хотела, чтобы он прежде всего утвердился сам. Мы с ним всегда играем вместе, как было у меня с мамой. Конечно, мы сыграем что-нибудь и на публике. Есть прекрасные Двойные концерты Моцарта, Пуленка, Сюиты Рахманинова для двух роялей. Если мы захотим исполнить что-то вместе, это будет что-то очень необычное. А пока пусть учится и идет по своему пути!
В конце нашей беседы я спросил у Ольги:
– Зная любовь зрителей к вам и к Владимиру Теодоровичу, уверен, что без “бисов” дело не обойдется. У вас есть домашние заготовки?
– Мы всегда с удовольствием играем “на бис”, и концерт в Чикаго не станет исключением. “Бисов” будет много!
Notabene. Концерт Владимира Спивакова и Ольги Керн состоится 19 февраля 2012 года в 8 часов вечера в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 S. Michigan Ave, Chicago, IL 60604. Билеты можно заказать по телефону (312) 294-3000 или на сайте http://www.cso.org/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/