На состоявшейся 28 февраля в Чикаго пресс-конференции было объявлено, что в сезоне 2015-16 годов в Лирик-опере состоится мировая премьера оперы “Бельканто” (“Bel Canto”) молодого перуанского
композитора Джимми Лопеса по роману Энн Патчетт.
…Эта история началась 17 декабря 1996 года. В
этот день террористическая группа “Тупак Амару” захватила японское посольство в столице Перу Лиме. Около четырехсот пятидесяти человек оказались заложниками. К концу первой недели террористы выпустили большинство из них. В заложниках остались семьдесят пять человек. Террористы требовали освободить политических
заключенных. Власти страны вступили с террористами в переговоры, которые велись несколько месяцев. За это время военные прорыли траншею к зданию. К середине апреля подкоп был готов. 22 апреля 1997 года, на сто двадцать шестой день после
случившегося, началась спецоперация, в результате которой армия взяла японское посольство штурмом. В ходе операции все террористы погибли, а заложники были освобождены.
…Американская писательница Энн Патчетт, по ее словам, не смотрит телевизор, радио слушает только за завтраком, а из газет иногда читает “Нью-Йорк таймс”. Тем не менее в эти несколько месяцев она полностью
оказалась вовлеченной в события в Лиме и каждый вечер ходила к друзьям “на телевизор” – узнать новости о заложниках и террористах. Ко дню штурма Патчетт
знала, о чем будет ее следующий роман.
Итак, вице-президент некой южноамериканской страны проводит пышный прием в честь владельца крупного концерна господина Хосокавы. Он надеется заинтересовать японского бизнесмена и получить для страны крупные инвестиции. Чтобы заполучить Хосокаву, вице-президент пригласил на прием
примадонну мировой оперы Роксану Косс. Он знает слабость Хосокавы – любовь к опере – и делает ему предложение, от которого бедный японец не может отказаться. Сразу после концерта в особняк врываются террористы. Они ищут президента страны. Но президент, в отличие от Хосокавы, равнодушен к опере, а тем более к скучным приемам. Он остался дома, чтобы посмотреть очередную серию своего любимого сериала… Такова завязка сюжета романа и оперы.
Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд
убежден: “Создание новых произведений – фундаментальная часть работы крупной оперной компании”. Куратором нового проекта является консультант Лирик-оперы по творческим вопросам Рене Флеминг. Она говорит: “Книга Энн Патчетт не только о терроризме. Она – о людях, которые вынуждены жить вместе на протяжении долгого времени”. На пресс-конференции певица рассказала о выборе композитора. Из ста композиторов-кандидатов на написание оперы был отобран “короткий” список. Потом понадобились консультации с сэром Дэвисом и Энтони Фрейдом. И наконец композитор определен. Оперу напишет выросший в Лиме очевидец событий, тридцатипятилетний перуанский композитор Джимми Лопес.
В 1997 году ему было девятнадцать – столько же, сколько большинству террористов. На пресс-конференции в Чикаго Лопес сказал: “Многие из террористов были тинейджерами. Они смотрели на заложников, как на взрослых, образованных, умных людей”. В этой связи композитор вспомнил о так называемом “стокгольмском синдроме”, когда террористы привязываются к своим жертвам, а жертвы начинают недоверчиво относиться к тем, кто приходит их освобождать. На следующий год после освобождения заложников Джимми Лопес поступил в Национальную консерваторию в Лиме, продолжил обучение в Академии Сибелиуса в Хельсинки и даже не мог помыслить, что спустя пятнадцать лет вновь вернется к этой печальной истории. Музыка Лопеса исполнялась ведущими европейскими и
американскими оркестрами (в том числе – Чикагским симфоническим), ее слышали в Карнеги-холле, на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Аспене, Грант-парке и даже на Молодежных олимпийских играх в Сингапуре. Газета “The New York Times” называет Лопеса “экспертом в оркестровке”, а “Chicago Sun-Times” – “одним из самых интересных молодых композиторов”. В мае 2012 года Лопес защищает кандидатскую диссертацию в университете в Беркли. В том же месяце в исполнении Филармонического оркестра радио Франции состоится мировая премьера нового сочинения Лопеса “Synesthési”. Лопес учился в Южной Америке, Европе и США и везде жадно впитывал лучшие достижения музыкальной культуры. Среди духовных учителей композитора – имена от
Баха и Моцарта (последнего Лопес называет “идеальным оперным композитором”) до Магнуса Линдберга и Джона Адамса.
Либретто оперы написано американским драматургом и сценаристом кубинского происхождения Нило Крузом.
В 2003 году он стал первым латиноамериканцем – лауреатом Пулитцеровской премии в категории “Лучшая пьеса”. Он получил награду за пьесу “Анна в тропиках” – латиноамериканскую мелодраму,
проникнутую влиянием “Анны Карениной”. (Спектакль по этой пьесе был поставлен в Минском театре белорусской драматургии американским режиссером Дэниэлем Бэнксом.) Сейчас Нило Круз работает над сценарием фильма “Дочь Кастро”, в котором роль кубинского диктатора собирается исполнить Антонио Бандерас.
В партии Роксаны Косс на сцену Лирик-оперы возвращается звезда мировой оперной сцены Даниелла Де Низе.
Она родилась в Австралии в датско-шриланкийской семье. В шесть лет начала танцевать (балет,
современный танец, джаз), в восемь с половиной – учиться пению (ее первым педагогом была мама), затем – фортепиано. “Я училась понемножку всему и очень
любила танцевать,” – вспоминает певица. Когда ее семья переехала в Лос-Анджелес, Даниелла продолжила занятия музыкой. Профессиональный дебют певицы состоялся в Лос-Анджелесской опере в возрасте пятнадцати лет. Она участвовала в постановке оперы для детей “Путешествие в Кордобу” Ли Холдриджа. Де Низе стала самой молодой певицей, когда-либо принятой в оперный Центр при
Метрополитен-опере. В 1998 году певица уже пела на сцене прославленного театра (партия Барбарины в “Фигаро”). Наряду с традиционными лирическими героинями – Деспина, Сюзанна, Нанетта, Лоретта (хочется продолжать: Мюзетта, Жанетта, ах,
Мариэтта) – певица стала осваивать барочный репертуар. Европейский дебют Де Низы состоялся в 2002 году в Амстердаме в партии Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя. Певица активно поет Генделя (“Роделинда” и “Ариоданте”), Монтеверди (“Коронация в Помпеи”), Рамо (“Галантные Индии” и “Паладины”). В
этом месяце она исполнила партию Ариэля в опере “Очарованный остров” в Метрополитен-опере – барочной композиции Джереми Сэмса и Уильяма Кристи на сюжет пьес В.Шекспира “Сон в летнюю ночь” и “Буря”. В композиции соединены арии и ансамбли Г.Ф.Генделя, А.Вивальди, Ж.-Ф.Рамо, а также других, менее известных композиторов той эпохи. В Лирик-опере Де Низе выступала в партиях Клеопатры в “Юлии Цезаре” Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов) и Сюзанны
в “Свадьбе Фигаро” (сезон 2009-10 годов).
Дирижировать оперой будет музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэвис. Поставит спектакль известный оперный режиссер Стивен Водсворт.
В репертуаре Метрополитен-оперы с успехом идут три его спектакля: “Борис Годунов” М.Мусоргского, “Ифигения в Тавриде” К.Глюка и “Роделинда” Г.Ф.Генделя. Среди его драматических спектаклей – бродвейская постановка пьесы
Терренса Макналли “Мастер-класс” об одном дне из жизни Марии Каллас.
Лирик-опера – театр консервативный, и мировые
премьеры проходят здесь нечасто. Будущая станет седьмой оперой, написанной специально для чикагского театра с 1961 года и первой после оперы Уильяма Болкома “Свадьба” в 2004 году. В последние годы руководства Лирик-оперой
Уильяма Мэйсона с новыми постановками старались уже не экспериментировать. И вот в первый год Энтони Фрейда на посту генерального директора Лирик-опера
отваживается на смелую акцию. Это – часть новой инициативы Рене Флеминг по привлечению в театр молодого зрителя. Будем надеяться, что инициатива себя
оправдает!
Билеты на все спектакли Лирик-оперы этого и следующего сезонов можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 N.Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. Энн Патчетт
Фото 2. Джимми Лопес. Фото Сидни Эртала
Фото 3. Нило Круз
Фото 4. Даниелла Де Низе. Фото Криса Данлопа
Фото 5. Стивен Водсворт