Звезда Парижской оперы – это сам
балет Парижской оперы.
Рудольф Нуреев
С 26 июня по 1 июля 2012 года выступлениями в Чикаго начинаются первые за более чем десятилетие гастроли балетной труппы Парижской оперы в США. Впервые в истории Чикаго встретится с творчеством одной из лучших балетных компаний мира. На гастроли отправляется полный состав труппы в составе ста пятидесяти четырех артистов. В программе гастролей – бессмертный балет А.Адана “Жизель” (27 и 28 июня) и вечер трех одноактных балетов (29 июня – 1 июля): “Сюита в белом” Сержа Лифаря, “Арлезианка” Ролана Пети и “Болеро” Мориса Бежара. Все спектакли будут показаны в США впервые.
Жемчужина мирового балетного репертуара “Жизель” – визитная карточка французского балета. Премьера “Жизели” состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки (оригинальное название Парижской оперы). Хореографы – Жан Коралли, Жюль Перро и Мариус Петипа. Уже в следующем году балет увидели в Лондоне (постановка Жюля Перро) и Санкт-Петербурге (постановка Антуана Титу). “Жизель” оставалась на сцене Парижской оперы до 1868 года, а затем была снята с репертуара. Второе рождение балет пережил в середине восьмидесятых годов XIX века, когда усилиями Мариуса Петипа “Жизель” была поставлена в Санкт-Петербурге. На сцене Парижской оперы “Жизель” вновь появилась в 1910 году – Сергей Дягилев привозил балет на свои Русские сезоны.
Версия, которую мы увидим в Чикаго, создана в 1991 году балетмейстерами Патрисом Бартом и Евгением Поляковым. После окончания балетного училища Большого театра Евгений Поляков шесть лет танцевал на сцене Новосибирского театра оперы и балета, потом вернулся в Москву в качестве балетмейстера. В 1976 году уехал из СССР и начал карьеру на Западе. Работал с крупнейшими балетными компаниями Европы, двадцать лет возглавлял Театр Комунале во Флоренции, создал там балетную школу и труппу “Maggiodanza”. А в Парижскую оперу Полякова пригласил тогдашний руководитель балетной труппы Рудольф Нуреев. Из связывала большая личная дружба. Поляков много работал в Париже, и до сих пор в репертуаре Парижской оперы есть его спектакли. Он ушел из жизни 24 октября 1996 года в возрасте пятидесяти трех лет. Похоронен на Английском кладбище во Флоренции.
С 1998 года балет “Жизель” исполняется в костюмах и декорациях Александра Бенуа, созданных им в 1924 году при возобновлении “Жизели” в Парижской опере.
После двух спектаклей “Жизели” мы увидим программу из трех одноактных балетов, созданных тремя великими хореографами XX века. Каждый из них по-своему олицетворяет неповторимый стиль Парижской оперы.
Вечер открывает балет “Сюита в белом” на музыку Эдуарда Лало, созданный в 1943 году бывшим солистом “Русского балета” С.Дягилева, а к тому времени – балетмейстером Парижской оперы Сержем Лифарем.
Этим маленьким хореографическим шедевром Лифарь подводил итоги своего исследования неоклассического искусства, начатого в 1929 году. “Сюита в белом” – серия вариаций и ансамблей в стиле бессюжетной классической хореографии, произведение “чистого танца, отражающего инновации времени”. Времени балетного, ничего общего с реальным временем не имеющим. Вспомним, что “тысячелетье на дворе” было военное, до окончания Второй мировой войны еще ох как далеко. Балету “Сюита в белом” сопутствовал успех, он исполнялся более четырехсот раз на протяжении более семидесяти лет и до сих пор остается в репертуаре французской труппы.
“Арлезианка” Жоржа Бизе в хореографии Ролана Пети – это, по словам критиков, “отточенность формы, живописность пейзажа (французский Прованс на фоне картин Ван Гога), литературоцентричность атмосферы”. Балет создан по мотивам одноименной драмы Альфонса Доде и рассказывает о несчастной любви крестьянина к ветреной и распутной женщине из города Арле. Премьера балета состоялась в 1974 году в Марселе. На сцену Парижской оперы балет был перенесен только в 1997 году. В программе трех одноактных балетов он идеально вписывается в середину – между классической хореографией Лифаря и пластичностью Бежара.
Заключительным аккордом вечера станет балет “Болеро” на музыку Мориса Равеля в хореографии Мориса Бежара. Равель создал этот балет для властительницы дум Парижа начала XX века, русской балерины Иды Рубинштейн. Ей же принадлежит и первое сценическое воплощение “Болеро”. Спектакль шел в декорациях Александра Бенуа. Танцовщица находилась на возвышении в центре сцены, вокруг нее группировались зрители. Самому Равелю ход спектакля представлялся иным: “Действие “Болеро” должно было развертываться под открытым небом, а не в четырех стенах”. Композитору хотелось, чтобы в постановке был намек на бой быков и эпизод тайной любовной идиллии с неким тореро, которого неожиданно явившийся ревнивец должен был заколоть кинжалом под балконом неверной. Равелевский план был воплощен в жизнь в Парижской опере балетмейстером Сержем Лифарем лишь в 1938 году, когда самого автора уже не было в живых. Спектакль имел большой успех у публики.
Впоследствии балет привлекал внимание таких разных балетмейстеров, как Гарольд Ландер, Михаил Фокин, Аурель Милосс, Ролан Пети. Легендарной исполнительницей главной партии на протяжении нескольких десятилетий оставалась Майя Плисецкая. Морис Бежар (“Болеро” – первая работа балетмейстера, созданная для Ballet du XXe siècle в 1961 году) возвращает балет к оригинальной версии, когда “Болеро” танцевали на большом столе и танец символизировал эротический ритуал. Бежар ставит балет в испанском стиле для солистки, танцующей в окружении группы людей.
Париж – родина классического танца. Именно в Париже были разработаны фундаментальные принципы балетной техники, рожденные во времена Екатерины Медичи в Италии XVI века. Расцвет французского балета приходится на времена царствования Людовика XIV. Желая внедрить благородный стиль подлинного искусства в повседневную жизнь, Король-Солнце в 1661 году основал Королевскую академию танца – первое французское учреждение, ответственное за (цитирую устав) “закрепление правил танца и его преподавание”, а в 1669 году открыл Королевскую академию музыки, ставшую домом для первой профессиональной европейской танцевальной труппы. С тех пор балет Парижской Оперы является хранителем традиций классического танца. С XVIII века французские танцоры и хореографы выступают и ставят балеты по всей Европе, возвращаясь в Париж с новыми идеями и веяниями моды. Среди них Жан-Жорж Новерр (Германия, Лондон, Вена), Август Бурнонвиль (Дания), Шарль-Луи Дидло, Жюль Перро, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа (все эти балетмейстеры заложили основу классического балета в России), семьи Вигано и Тальони (Италия). Этот процесс достиг пика в XIX веке с созданием “Сильфиды” и “Жизели”. В 1832 году Филипп Тальони в балете “Сильфида” впервые одел танцовщиц в белые пачки, а балет “Жизель” Жана Коралли и Жюля Перро 1841 года ознаменовал расцвет романтического периода в танцевальном искусстве. Используя авангардную по тем временам технику (pointes, vols suspendus), французская хореография открыла новую страницу в истории мирового классического балета.
В XX веке балетная труппа Парижской оперы под руководством великих хореографов (назову только два имени – Серж Лифарь и Рудольф Нуреев) открыла новые направления танца и значительно расширила репертуар. Знаменитые танцоры Альберт Aвелин, Карлотта Замбелли, Лисет Дарсонваль, Ивет Шовире и многие другие передают секреты мастерства новому поколению артистов. Марта Грэм и Хосе Лимон, Джордж Баланчин и Ролан Пети, Джером Роббинс и Джон Ноймайер, Джон Кранко и Алвин Эйли, Пина Бауш и Морис Бежар, Каролин Карлсон и Мерс Каннингем, Начо Дуато и Матс Эк, Уильям Форсайт и Иржи Килиан, Охад Нахарин и Элвин Николаис, Триша Браун и Эмануэль Гат, Бенджамин Мельпье и Хосе Монтальво, Анжелен Прельжокаж и Лаура Скоцци – все дороги всех самых значительных хореографов XX века вели и ведут в Париж!
С 1995 году руководителем балетной труппы Парижской оперы является Брижитт Лефевр. С восьми лет она училась в балетной школе Парижской оперы, с шестнадцати – в кордебалете.
Участвовала в балетах Дж.Баланчина, Р.Пети, М.Бежара. Уже первая работа Лефевр в качестве хореографа – “Микрокосм” на музыку Б.Бартока (1970 год) – получает хорошие отзывы критиков и большой успех у зрителей, в том числе – на Авиньонском фестивале. Она также работает в драме, в жанре музыкальной комедии, дебютирует как драматическая актриса (роль Лизы в “Бесах” Ф.Достоевского, Театр де Ла Виль, Париж).
В 1972 году Лефевр совместно с Жаком Гарнье организует “Театр тишины” – одну из первых провинциальных компаний во Франции. Труппа базировалась в Ла-Рошеле и активно гастролировала. С 1980 года Лефевр занимается педагогикой. Несколько лет она работала в Министерстве культуры Франции. В сентябре 1992 года вернулась в Парижскую оперу.
Сегодня балетная труппа Парижской оперы по-прежнему определяет стиль и направление развития классического танца. Подавляющее большинство артистов составляют выпускники балетной школы при Парижской опере. Их средний возраст – двадцать пять лет, так что Парижский балет – одна из самых молодых балетных компаний мира. При этом – как же без звезд?! – в американском турне Парижского балета участвуют этуали Изабель Сьяравола, Жозе Мартинез, Николя Ле Риш. Надеюсь, мы увидим все то, чем так славится французский балет, – слаженность ансамбля, отточенность линий, абсолютную координацию движений. Не зря Рудольф Нуреев, много лет возглавлявший парижскую труппу, говорил: “Звезда Парижской оперы – это сам балет Парижской оперы”.
Notabene! Гастроли балетной труппы Парижской оперы в сопровождении Симфонического оркестра Грант-парка пройдут в помещении Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601. Заказ билетов – по телефону 312-334-7777, на сайте www.HarrisTheaterChicago.org или в кассе театра. Абонементы и билеты на одиночные спектакли уже в продаже.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/