С 23 мая по 12 июня в Чикагском симфоническом
центре состоится Фортепианный фестиваль “Ключи к городу”. Американский мегаполис XXI века отдает дань уважения королю музыкальных инструментов ФОРТЕПИАНО.
Первые музыкальные произведения, написанные для
фортепиано, принадлежат Й.Гайдну и В.А.Моцарту, но временем настоящего расцвета фортепианного искусства считается XIX век. В разных странах
появляются блестящие пианисты, композиторами создается огромное количество превосходных музыкальных произведений. Подчас сами композиторы были первыми исполнителями своих произведений. Это в полной мере относится к Бетховену, Шопену, Листу. Ференц Лист стал первым пианистом, кто отважился в течение всего концерта играть одну фортепианную музыку. До него концертные программы состояли из музыки, написанной для разных инструментов. С Листа начинается эпоха пианистов-виртуозов. Эпоха эта продолжается и сегодня. Рубинштейн, Гофман, Горовиц, Рихтер, Гилельс, Глен Гульд, Марта Аргерих, Раду Лупу, сегодняшние кумиры Евгений Кисин и Ланг Ланг… – об этих музыкантах знают не только любители фортепианного искусства,
но даже те, кто никогда не был на концертах классической музыки. Каждые четыре года в Москве проходит Международный конкурс имени Чайковского, и каждый раз
результаты конкурса широко обсуждаются общественностью. Экстравагантность Горовица, затворничество Гульда, нелюдимость Соколова – странности этих пианистов не подвергают сомнению их гениальность. Наоборот, странности с некоторых пор являются дополнением гениальности. Пианисты-виртуозы давно вышли за пределы концертных залов и превратились в кумиров миллионов. Благодаря им всемирную известность приобрели инструменты. Антон Рубинштейн на рояле “Стейнвей” провел триумфальные восьмимесячные гастроли по Америке, немецкий пианист Ханс фон Бюлов прославил инструменты своего немецкого друга Карла
Бехштейна. Широко известны фирмы Блютнера в Лейпциге и Беккера в Петербурге. В общем, на протяжении трех столетий фортепиано был и сегодня остается больше, чем просто инструмент. Устроители фестиваля “Ключи к городу” постарались
показать его поистине неисчерпаемые возможности. В ходе проведения фестиваля на нем сыграют классику и джаз, популярную музыку и рок-н-ролл, фортепиано станет участником симфонических и камерных концертов.
Куратором фестиваля является блестящий пианист и
популяризатор музыки Эммануэль Экс. Не все знают, что родина Экса – Львов. Он родился в еврейской семье бывших узников нацистского концлагеря. Отец
Иоаким работал педагогом в Львовском оперном театре и часто брал мальчика с собой на репетиции. Экс вспоминает, как в четыре года он уже наблюдал за
репетициями “Евгения Онегина” и занятиями отца вокалом с солистами театра. Когда мальчику было восемь лет, семья покинула Львов. Сначала они оказались в
Варшаве, потом в канадском Виннипеге. С 1961 года Эммануэль с родителями живет в Нью-Йорке. Он закончил Джульярдскую музыкальную школу и Колумбийский университет, выступал с сольными
концертами в Нью-Йорке (в том числе в Линкольн-центре), работал аккомпаниатором у знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но настоящая известность
пришла к нему в 1974 году после победы на Международном конкурсе пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Спустя год состоялся примечательный дебют пианиста на Эдинбургском фестивале, а далее началась обычная жизнь концертирующего пианиста, которая продолжается и
сегодня. В качестве куратора фестиваля Эммануэль Экс примет участие в концертах, встречах, симпозиуме.
Фестиваль откроется 23 мая концертом “Гершвин. Рапсодия в стиле блюз”, в котором примут участие
Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Дэвида Робертсона и пять пианистов, в том числе – Эммануэль Экс и легенда джаза Сайрус Честнат. В программе – “Моя Матушка-Гусыня” и Вальс М.Равеля, Концерт для двух фортепиано В.А.Моцарта и произведение, давшее название концерту.
27 мая на фестивале состоится День фортепиано. С часу дня до позднего вечера в Симфоническом центре будет звучать этот замечательный инструмент. Пока не совсем известна окончательная программа дня, но фамилии участников впечатляют.
Среди них – хорошо нам знакомые пианисты Валентина Лисица, Хорхе Федерико Осорио, Марк-Андре Хамлин.
23-26 мая Э.Экс с оркестром исполнят Пятый (“Императорский”) фортепианный концерт Бетховена. В программе также – редкоисполняемые Симфонические метаморфозы П.Хиндемита на темы К.М.Вебера и Симфонические танцы С.Рахманинова. Но любые, даже самые великие симфонические произведения, остаются всего лишь довеском на фестивале, где правит бал ФОРТЕПИАНО!
Не пропустите концерты 25 мая, где три пианиста (Данило Перес, Билл Чарлап и Рене Рознес) будут играть джазовые импровизации, 30 мая, где на четырех роялях (один из пианистов – Э.Экс) будут исполнены Вариации И.Брамса на темы Й.Гайдна, и 9, 12 июня, где
Концерт Моцарта для трех фортепиано с оркестром прозвучит в исполнении Кристиана Безуйденхута, Бенджамина Хокмана и ЧСО под управлением Тревора
Пиннока (дирижер и фортепиано). Интересным мне представляется вечер 3 июня, где фортепиано (Джереми Денк), скрипка (Стефан Джаки) и голос (тенор Николас Фан) выступят аккомпаниаторами чикагской балетной труппе Joffrey Ballet.
29 мая в Симфоническом центре состоится лекция английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни “Эволюция фортепианного концерта”, после которой Э.Экс и Civic Orchestra of Chicago под управлением Мей-Анн Чен исполнят Четвертый
фортепианный концерт Л.ван Бетховена. (Вход свободный, но по билетам. Их можно зарезервировать по телефону 312-294-3000.) А знаменитый Тройной концерт Бетховена прозвучит в исполнении Стефана Джаки (скрипка), Павла Гомзякова (виолончель),
Кристиана Безуйденхута (фортепиано) и ЧСО под управлением Тревора Пиннока.
Симпозиум “Музыка для фортепиано: старинная и современная” состоится 10 июня в Buntrock Hall Симфонического центра. Участники – Тревор Пиннок и Кристиан Безуйденхут. Ведущий – Джерард Макберни. (Еще один бесплатный концерт, билеты
на него можно зарезервировать по телефону 312-294-3000.)
Фортепианный фестиваль венчает сольный концерт английского пианиста Стивена Хью. В программе – Лунная соната Л.ван Бетховена (сравним интерпретацию Хью и Кисина в его недавнем сольном концерте), Пятая соната А.Скрябина, Соната Ф.Листа и Соната для фортепиано самого Стивена Хью.
Перед некоторыми концертами в Armor Stage в Симфоническом центре состоятся выступления студентов музыкальных отделений университетов Чикаго и пригородов. Вот предварительное расписание концертов:
31 мая, 6.30 – 7.00 pm – студенты фортепианного отделения Chicago College of Performing Arts at Roosevelt University;
1 июня, 11.45 am -12.15 pm – студенты Northwestern University;
2 июня, 6:30 – 7:00 pm – студенты Northwestern University;
5 июня, 6:00 – 6:30 pm – студенты Music Institute of Chicago.
26 мая в 3.00 pm состоится Чикагский конкурс пианистов-любителей. (Вход свободный, но по билетам. Их можно
зарезервировать по телефону 312-294-3000.)
Notabene! Полную программу фестиваля можно найти на сайте http://cso.org/kttcfestival/. Все концерты фестиваля проходят в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Справки и заказ билетов – по телефону 312-294-3000 или на сайте www.cso.org. Там же можно приобрести абонементы на сезон 2012-13 годов. Одиночные билеты поступят в продажу в августе 2012 года.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Ференц Лист. Портрет работы Миклоша Барабаша
Фото 2. Эммануэль Экс. Фото Мориса Джерри Безноса