За окном – жаркое чикагское лето, в разгаре – музыкальные фестивали в Грант-парке и Равинии. Но пройдут всего каких-нибудь два с половиной месяца, и Лирик-опера откроет свой новый, 58-й сезон. Интервью с солистами, рецензии, рассказы об истории создания опер – все это читайте в нашей газете в новом сезоне. А пока – летние заметки о будущих впечатлениях, или Приглашение к празднику.
В сезоне 2012-13 годов в планах театра – десять опер.
“Электра” Рихарда
Штрауса (новая постановка)
Действующие лица и исполнители:
Электра – Кристин Герке (дебют в Лирик-опере),
Клитемнестра – Джилл Гров, Эгист – Роджер Ханевилл,
Хризотемида – Эмили Маги, Орест – Алан Хелд.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар.
6 – 30 октября 2012 года (семь спектаклей).
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
Все началось с пьесы Гуго фон Гофмансталя “Электра” (1903 год), созданной на основе трагедии Софокла. Когда Рихард Штраус увидел спектакль Макса
Рейнхардта по этой пьесе, он загорелся желанием написать оперу. “Электра” стала первым опытом сотрудничества композитора и Гофмансталя в качестве либреттиста. Премьера оперы состоялась в Дрездене 25 января 1909 года и вызвала настоящий шок неимоверно трудной в техническом отношении музыкой.
В партии Электры на сцене Лирик-оперы дебютирует американская певица Кристин Герке. Впервые она исполнила эту партию в Мадриде в сентябре 2011 года,
а до этого пела Хризотемиду в оперных театрах
Вашингтона, Флоренции и Японии. О таланте Герке заговорили в 1997 году после триумфального исполнения партии Ифигении в “Ифигении в Тавриде” в Glimmerglass опере и Нью-Йоркской городской опере. Певица специализируется в немецком репертуаре: Ариадна в “Ариадне на Наксосе” (Хьюстонская опера), Ортруда в “Лоэнгрине” (Ла Скала, Хьюстонская опера), Леонора в “Фиделио” (Опера Филадельфии). Среди партий Герке – Армида в “Риналдо” и Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя, работы в операх В.А.Моцарта, В.Беллини, Ф.Пуленка, Б.Бриттена.
“Симон Бокканегра” Джузеппе Верди
Действующие лица и исполнители:
Симон Бокканегра – Томас Хэмпсон,
Фиеско – Ферручио Фурланетто,
Амелия Гримальди – Крассимира Стоянова (дебют в Лирик-опере),
Паоло – Квинн Келси, Габриэле Адорно – Франк Лопардо,
Альберт – Крейг Верм.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Элия Мошински.
Постановка сделана для театра Ковент-гарден (Лондон).
15 октября – 9 ноября 2012 года (восемь спектаклей).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Эта опера всегда оставалась в тени лучших творений Джузеппе Верди. Прохладный прием ожидал композитора на премьере в 1857 году. Добившись всемирной славы и всеобщего признания, Верди взялся за переработку “Симона…”. В новом варианте опера была представлена в 1881 году и тоже без особого успеха. Причины этого понять трудно. Чарующая музыка, великолепные арии всех основных героев, динамичный сюжет – у этой оперы есть все атрибуты успеха.
В Чикаго нас ждет великолепный состав исполнителей во главе с Томасом Хэмпсоном и Ферручио Фурланетто. Американский баритон четвертый раз будет петь на сцене Лирик-оперы. Мы слышали его в партиях Атанаэля в “Таис” Ж.Массне (2002-03), Жермона в “Травиате” (2007-08) и Макбета в одноименной опере Дж.Верди (2010-11). Для итальянского баса Ферручио Фурланетто “Симон Бокканегра” станет второй оперой в Чикаго. Он дебютировал в прошлом сезоне в “Борисе Годунове” М.Мусоргского. С большим опозданием Лирик-опера наконец-то стала приглашать величайшего баса нашего времени! Хэмпсон блистательно пел Макбета, а в партии царя Бориса трудно будет представить кого-либо после Фурланетто. Макбет Хэмпсона и Борис Годунов Фурланетто стали настоящими оперными потрясениями, и я с нетерпением жду новой встречи с этими замечательными солистами.
Украшением спектакля станет болгарская певица Крассимира Стоянова. Красивейшее сопрано нашего времени, обладательница почетного звания “Kammersängerin” Венской оперы, она выступала во всех крупнейших оперных залах мира. В ее репертуаре – главные партии в операх Дж.Верди, К.Глюка, В.А.Моцарта, Г.Доницетти, Ш.Гуно, П.Чайковского, А.Дворжака, Дж.Пуччини. Два года назад она покорила Чикаго и Нью-Йорк безукоризненным исполнением партии Дездемоны в концертном исполнении “Отелло” Дж.Верди с Чикагским симфоническим оркестром и Риккардо Мути. Партия Амелии Гримальди станет дебютом певицы на чикагской оперной сцене.
“Вертер” Жюля Массне (новая постановка)
Действующие лица и исполнители:
Вертер – Мэттью Полензани,
Шарлотта – Софи Кох (дебют в Лирик-опере),
Софи – Кири Деонарини,
Байлифф – Филипп Краус, Альберт – Крейг Верм.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Франсиско Негрин.
Совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Сан-Франциско.
11 – 26 ноября 2012 года (шесть спектаклей).
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
После итальянских страстей на сцене Лирик-оперы – самая романтическая из всех французских опер! В основе оперы – роман И.В.Гете “Страдания молодого Вертера”. Но в отличие от романа великого немецкого мыслителя, отразившего
множество философских проблем своего времени и выразившего надежды и чаяния целого поколения, Массне сосредоточился на трагической истории любви Вертера и Шарлотты. В опере отсутствует хор, большинству персонажей отведена роль
статистов. На сцене царят главные герои, и от голосов исполнителей этих партий зависит успех или неудача оперы. В Лирик-опере мы услышим дуэт нашего старого знакомого Мэттью Полензани и французскую певицу Софи Кох.
Исполнитель партии Вертера, выпускник Центра Райана при Лирик-опере, тенор из чикагского пригорода Вилметт Мэттью Полензани за последние несколько лет превратился в одного из лучших певцов своего поколения. Он регулярно поет на сценах Метрополитен-оперы, Ковент-гардена, Парижской оперы. Вот лишь
некоторые из его партий на чикагской сцене: Ромео в “Ромео и Джульетте” (2006-07), Альфредо в “Травиате” (2007-08), Бельмонт в “Похищении из Сераля” (2008-09). В новом сезоне Полензани берется за Вертера. Это его первый Вертер и шестая – после Гофмана, Ромео, Де Грие, Фауста и Иопаса (“Троянцы” Г.Берлиоза) – французская партия. Его партнершей станет дебютирующая в Лирик-опере
французская певица Софи Кох. Ей аплодировали крупнейшие залы мира, ее называют одной из самых выдающихся меццо-сопрано нашего времени, а по красоте сравнивают с Жюльетт Бинош. В обширном репертуаре Кох выделю партии Розины в “Севильском
цирюльнике” (Ковент-гарден), Композитора в “Ариадне на Наксосе” (Дрезден, Вена, Париж), Венеры в “Тангейзере” (Париж, Мюнхен), Брангены в опере “Тристан и Изольда” (Ковент-гарден), Марии в “Диалогах кармелиток” (Ницца). Софи Кох – еще один долгожданный дебют на сцене Лирик-оперы! Певица уже исполняла партию Шарлотты в Парижской опере (Вертером был Йонас Кауфман). Большой популярностью пользуется запись этой оперы.
“Дон Паскуале” Гаэтано Доницетти
Действующие лица и исполнители:
Дон Паскуале – Ильдебрандо Д’Арканджело,
Норина – Марлис Петерсен,
Доктор Малатеста – Кори Крайдер, Эрнесто – Рене Барбера.
Дирижер – Стивен Лорд.
Режиссер-постановщик – сэр Томас Аллен.
Постановка сделана для театра Ковент-гарден (Лондон).
Сейчас принадлежит опере Далласа. В Чикаго показывается впервые.
25 ноября – 15 декабря 2012 года (шесть спектаклей).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
“Когда у меня в голове рождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в ее левой части, когда же серьезная – я чувствую то же сверление справа”, – с апломбом утверждал Доницетти, словно желая показать, с какой легкостью возникали у него эти самые “сверления”. В случае с оперой “Дон Паскуале” у композитора явно было “сверление” в левой части головы, ибо музыка этой оперы – легкая, воздушная, прозрачная, комическая. “Дон Паскуале” Доницетти – это настоящий праздник музыки, праздник
оперного совершенства.
Первое исполнение оперы состоялось в Париже в “Театре итальен” 3 января 1843 года. Премьера прошла с большим успехом, и с тех пор эта опера непременно присутствует в репертуаре крупнейших театров мира. Правда, в последние годы “Дон Паскуале”, как и другие комические оперы Доницетти, оказались в тени его трилогии о династии Тюдоров. Многим памятна постановка “Анны Болейн” Дэвида Маквикара в МЕТе с Анной Нетребко в главной партии. В будущих сезонах нас ждет продолжение – оперы “Мария Стюарт” и “Роберто Деверо”. А Лирик-опера после триумфа “Любовного напитка” (2009-2010) возвращается к опере “Дон Паскуале”.
В главной партии дебютирует итальянский бас-баритон Ильдебрандо Д’Арканджело. В Лирик-опере он пел Фигаро в “Свадьбе Фигаро” (2003-04), Лепорелло в “Дон Жуане” (2004-05) и Эскамильо в “Кармен” (2005-06). В этом сезоне в планах певца – Венская опера (“Свадьба Фигаро” и “Дон Жуан”), Ла Скала (“Моисей и фараон” Дж.Россини), опера Генуи (”Любовный напиток”). Получивший
известность в операх Моцарта, Д’Арканджело расширяет свой репертуар, включая в него трагические и комические партии в операх bel canto.
В партии ветреной Норины – немецкая певица, блестящее колоратурное сопрано Марлис Петерсен. Она пела в Лирик-опере всего дважды. Событием стал ее дебют с партией Адели в “Летучей мыши” (2006-07). А мне больше всего запомнилась ее “визитная карточка” – Лулу в одоименной опере А.Берга (2008-09). В этом сезоне мы впервые услышим Петерсен не в немецком репертуаре.
Партию Эрнесто исполнит один из самых известных студентов Центра имени Райана при Лирик-опере, лауреат трех главных премий проходившего в прошлом году в Москве конкурса “Operalia” Рене Барбера.
Дирижер – бывший музыкальный руководитель Бостонской Лирик-оперы и нынешний музыкальный руководитель оперы Сент-Луиса Стивен Лорд. Его дебют в Чикаго состоялся в “Тоске” в сезоне 2009-10 годов. Декорации и костюмы сделаны выдающимся оперным режиссером Жаном-Пьером Поннеллем.
“Гензель и Гретель” Энгельберта Хумпердинка
Действующие лица и исполнители:
Гензель – Элизабет Де Шонг,
Гретель – Мария Канева,
Мама – Джули Макеров (дебют в Лирик-опере),
Отец – Брайан Маллиган, Ведьма – Джилл Гров.
Дирижер – Уорд Стэр (дебют в Лирик-опере).
Режиссер-постановщик – Ричард Джонс.
Возобновление совместной постановки Лирик-оперы и Уэльской национальной оперы.
7-16 декабря 2012 года, 8-19 января 2013 года (девять спектаклей).
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
“Гензель и Гретель” – музыкальное переложение сказки братьев Гримм о брате, сестре и противной ведьме, отравляющей детям жизнь. Ведьма живет в лесу в доме из хлеба и сладостей, ненавидит детей и хочет их съесть. Но добро побеждает зло, и нас с вами ждет счастливая развязка… Несмотря на то, что музыка отнюдь не простая (композитор Энгельберт Хумпердинк – верный последователь
вагнеровского направления), опера приобрела огромную популярность и традиционно ставится в театрах перед Рождеством. Премьера оперы состоялась в Веймаре в 1893 году. Через четыре года она была поставлена в Мариинском театре под названием
“Ваня и Маша”. С тех пор так и повелось: во всем мире героев оперы зовут Гензель (уменьшительное от Йоганн) и Гретель (уменьшительное от Маргарита), а в России и странах бывшего Советского Союза – Ваня и Маша.
В партиях двойняшек – выпускницы Центра имени Райана Элизабет Де Шонг и Мария Канева. В последние годы мы часто слышали их в спектаклях Лирик-оперы.
В опере “Гензель и Гретель” состоится дирижерский дебют Уорда Стэра. В восемнадцать лет он пришел в оркестр Лирик-оперы на
должность концертмейстера группы тромбонов, выступал с Чикагским симфоническим оркестром, а потом начал дирижерскую карьеру. В настоящее время является дирижером Симфонического оркестра Сент-Луиса.
Символично, что “Гензель и Гретель” ставится в первом сезоне Энтони Фрейда на посту музыкального руководителя. Совместная постановка Лирик-оперы и Национальной оперы Уэльса была сделана в ту пору, когда Фрейд возглавлял Оперу Уэльса. Он неоднократно признавался в любви к “Гензель и Гретель” – первому оперному спектаклю, увиденному им в жизни.
“Богема” Джакомо Пуччини
Действующие лица и исполнители:
Мими – Анна Мария Мартинес (21 января – 7 февраля) и Анна Нетребко (март, дебют в Лирик-опере)
Рудольфо – Димитри Питтас (21 января – 7 февраля, дебют в Лирик-опере) и Джозеф Каллейя (март)
Мюзетта – Элизабет Футрал,
Дирижер – Эмануэль Виллауме.
Режиссер-постановщик – Луиза Миллер.
Постановка сделана для Оперы Сан-Франциско. В Чикаго показывается впервые.
21 января – 28 марта 2013 года (одиннадцать спектаклей).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
Без Пуччини, как и без Верди, не обходится почти ни один сезон Лирик-оперы. После “Тоски” и “Девушки с Запада” театр возвращается к абсолютному шедевру композитора, одной из любимейших опер всех времен “Богеме”. Конечно, нас привлекут в первую очередь мартовские спектакли, в которых участвуют Анна Нетребко и Джозеф Каллейя.
Примадонна мировой оперной сцены, неподражаемая Анна последние десять лет заслуживает самых восторженных эпитетов
от зрителей и критиков всего мира. Среди ее лучших партий – Манон, Сюзанна, Донна Анна, Норина, Джульетта в “Монтекки и Капулетти” В.Беллини, Лючия ди Ламмермур, Виолетта, Анна Болейн, Джульетта в “Ромео и Джульетте” Ш.Гуно, Иоланта, Наташа в “Войне и мире”. Она записала шесть сольных дисков и выпустила пятнадцать DVD, в том числе прямые трансляции опер “Дон Паскуале” и “Лючия ди Ламмермур” из Метрополитен-оперы, “Женитьба Фигаро” и “Травиата” из Зальцбурга, “Манон” из Берлинской оперы. Мы видели ее записи, слышали по телевизору, смотрели прямые трансляции из Метрополитен-оперы. И вот, наконец, долгожданный дебют певицы в Лирик-опере! Нетребко исполнит партию Мими в шести спектаклях в марте 2013 года. До Чикаго ее Мими слышали зрители Нью-Йорка, Вены и Мюнхена.
Мальтийский драматический тенор (“мальтийский сокол”) Джозеф Каллейя пел в Лирик-опере всего один раз – партию Альфреда в “Травиате” (2206-07). Он является постоянным гостем Метрополитен-оперы, Венской оперы, Баварской оперы и относится к наиболее
востребованным певцам своего поколения. Последний раз Каллейя с Нетребко встретились в 2010 году в МЕТе на “Сказках Гофмана”: он пел Гофмана, она – певицу Антонию. Их новая встреча произойдет в Чикаго.
Партию Мюзетты исполняет американская певица Элизабет Футрал. В 1998 году она стала первой исполнительницей партии Стеллы
Ковальски в мировой премьере оперы Андре Превина “Трамвай “Желание””. (Об этой опере – читайте во второй части обозрения.) Сейчас певица находится в расцвете творческих сил, активно выступает по всему миру. Футрал связывают особые отношения с Лирик-оперой: она два года стажировалась в Чикаго, здесь началась ее певческая карьера. Начиная с сезона 1990-91 годов, певица исполнила в Лирик-опере восемнадцать партий.
NotaBene! Абонементы на спектакли нового сезона можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип Лирик-оперы
Фото 2. Кристин Герке – Электра. Фото Хавьера дель Реала
Фото 3. Сцена из оперы “Симон Бокканегра”. Фото Дэна Реста
Фото 4. Софи Кох – Шарлотта. Сцена из оперы “Вертер”. Фото Хавьера дель Реала
Фото 5. Сцена из оперы “Дон Паскуале”. Фото Карен Олмонд
Фото 6. Сцена из оперы “Гензель и Гретель”. Фото Кена Ховарда
Фото 7. Анна Нетребко – Мими, Джозеф Каллейя – Рудольфо. Сцена из оперы “Богема”. Фото Кена Ховарда