В TUTA Theatre в эти дни идет спектакль “Кухонный лифт” (русское название пьесы “The Dumb Waiter”) по одноименной одноактной абсурдистской пьесе Гарольда Пинтера 1957 года. Сюжет пьесы прост: заказные убийцы Гас и Бен заперты в замкнутом пространстве в ожидании следующей жертвы. Приказы они получают откуда-то сверху через кухонный лифт. Но время идет, а новые команды не поступают…
В этом спектакле необычно все. Зрителей ждет
настоящий лабиринт, через который по узкому проходу они попадают в замкнутое пространство небольшой комнаты. Зала, сцены, всего того, к чему мы привыкли в театре, – нет. Зрители стоят по периметру комнаты и смотрят вниз. А внизу наши герои Гас (Трей Маклин) и Бен (Энди Хагер), запертые в замкнутом пространстве, ждут следующую жертву… Придуманная режиссером Желько Дюкичем композиция позволяет нам, зрителям, не только наблюдать за представлением, но и быть ее участниками. В какой-то момент герои спектакля с удивлением обнаруживают нас, внимательно смотрят, как бы не веря своим глазам, а потом продолжают заниматься своим делом. Режиссер-постановщик спектакля Желько Дюкич говорит: “Эта, написанная одним росчерком пера пьеса Пинтера поражает многообразием тем и идей. Она говорит о современном состоянии человека, показывает, как невидимо и тонко работает механизм власти и угнетения в казалось бы демократическом обществе. Страх перед некой “организацией” – этот
страх распространяется не только на тоталитарные общества. В наше время под организацией легко узнается “корпорация”, а идея “корпорация – это люди” подается в пьесе с юмором и одновременно ужасом”.
С этого сезона в театре TUTA появился свой дом – уютное помещение в Чикаго по адресу 2032 West Fulton Avenue. “Кухонный лифт” – двадцать третья постановка Дюкича в театре TUTA – станет его первой работой в новой серии спектаклей “TUTAlab” в новом доме.
Желько Дюкич родился и вырос в боснийском городе
Дервента. Закончив школу, поехал в Белград получать театральное образование. Учился в Академии драматического искусства, а потом там же преподавал актерское мастерство. Его театральным педагогом все четыре года учебы была ученица Г.А.Товстоногова Борьяна Праданович. В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов она ставила спектакли в Москве. На третьем курсе Академии Дюкич поставил свой первый спектакль – “Филоктет” по пьесе Хайнера Мюллера. На этом спектакле он встретился с дизайнером по костюмам и будущей женой Наташей. С тех пор они работают вместе. С югославскими актерами Дюкич работал недолго – всего полтора года. Он поставил две пьесы: “Укрощение строптивой” У.Шекспира и “Конец игры” С.Беккета. В 1990 году режиссер поехал учиться в университет Мэриленда, потом стал там преподавать. Какое-то время они с Наташей жили в Вашингтоне, однако потом сменили место жительства. Желько
Дюкич рассказывает:
– Театр “TUTA” мы начали создавать в Вашингтоне, но потом нам захотелось жить в Чикаго. Чикаго – театральный город. Я думаю, что для театрального города нужна аудитория и актеры. В Чикаго есть и то, и другое. А в Вашингтоне чувствуется недостаток аудитории и недостаток интереса к театру вообще. Я считаю Чикаго уникальным городом благодаря его мультикультурализму. В Америке множество городов не являются таковыми. Например, Лос-Анджелес, Майами – огромные города, в которых люди не живут как городские жители. Там есть лишь иллюзия города. А Чикаго – настоящий город. Здесь мы нашли гораздо более благоприятную почву для театральной жизни.
– По сути дела таких городов в Америке только два: Нью-Йорк и Чикаго…
– Да. В Чикаго можно найти плохие и хорошие стороны. Все обнажено, ничего не спрятано. Чикаго – бурный живой город, такой же, как любой другой мегаполис в мире. Мне нравится жить в Чикаго. Это – великолепное место для развития культуры.
– Почему вы решили создать свой собственный театр?
– Я хотел работать, а никто мне ничего не предлагал. Я не хотел ждать и взялся за создание собственного театрального коллектива. Стал работать со студентами. Сегодня я счастлив, что так случилось. В своем театре можно развивать собственную эстетику, свой театр накладывает определенные обязательства. Кроме того, всегда приятно работать с единомышленниками. В этом – отличие работы в своем доме от прихода в другой театр в качестве гостя.
– Почему такое странное имя – “TUTA”?
– В некоторых диалектах югославского языка “tuta” означает “судно”. Когда мы организовали театр, кто-то назвал нас так в шутку.
То есть, мол, ничего серьезного. Для американцев это слово ничего не значит. Но интересно, что сейчас оно ассоциируется с нашим театром. В 1995 году мы создали официальную театральную компанию “TUTA”. До этого мы были экспериментальной группой. Я преподавал актерское мастерство в университете Мэриленда и стал делать спектакли со студентами. Некоторые из студентов
переехали вслед за мной в Чикаго. Так что официально “TUTA” существует с 2002 года.
– Как бы вы определили ваш стиль работы?
– Я не показываю актерам, как надо играть. Я вижу препятствия, которые мешают им выразить себя. Моя работа – помочь актерам
устранить эти препятствия, направить их в нужное русло.
Недавно Желько Дюкич получил образовательный грант по программе Фулбрайта и в течение 2012-13 академического года будет вести курс “Современный американский театр” в Белградской школе драматических искусств (Сербия). В пресс-релизе театра отмечается, что Дюкич сохраняет связи с театром TUTA и планирует постановки новых пьес после его возвращения в США. С 1 сентября Желько Дюкич становится директором- создателем TUTA Theatre, а его многолетняя партнерша, актриса и режиссер Жаклин Стоун – художественным руководителем. Я поздравляю Желько Дюкича и Жаклин Стоун с новыми назначениями, а Желько желаю творческих успехов в Сербии и скорейшего возвращения в Чикаго! Мы вас ждем, Режиссер!
По многочисленным просьбам театр продлил показ спектакля “Кухонный лифт” еще на две недели, до 1 сентября 2012 года. Адрес театра: TUTA Studio Theatre, 2032 West Fulton Avenue, Chicago IL 60612. Цена по принципу “Заплати,
сколько можешь” (“pay–what–you–can”). Предлагаемая цена билета – $25. Количество мест ограничено, поэтому театр рекомендует зарезервировать билеты заранее. Заказ билетов по круглосуточному телефону 800-838-3006 или на сайте www.brownpapertickets.com. Подробная информация о спектакле – на сайте www.tutato.com.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Кухонный лифт”. Фото Лизы Силвы
Фото 2. Директор-создатель театра TUTA Желько Дюкич
Фото 3. Художественный руководитель театра TUTA Жаклин Стоун