Продолжаю рассказ о новом, 58-м сезоне Лирик-оперы Чикаго. Сюрпризы, надежды, ожидания – в общем, летние заметки о будущих впечатлениях, или Приглашение к празднику. Часть вторая, заключительная.
“Нюрнбергские мейстерзингеры” Рихарда Вагнера (новая постановка)
Действующие лица и исполнители:
Вальтер фон Штольцинг – Йохан Бота,
Ева – Аманда Маески, Ганс Закс – Джеймс Моррис,
Погнер – Дмитрий Иващенко (дебют в Лирик-опере),
Бекмессер – Бо Сковхус, Котнер – Даррен Джеффри (дебют в Лирик-опере).
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Дэвид Маквикар.
Совместная постановка Лирик-оперы, Оперы Сан-Франциско и Глайндебурнской фестивальной оперы. Премьера состоялась в Глайндебурне в 2011 году.
8 февраля – 3 марта 2013 года (семь спектаклей).
Опера исполняется на немецком языке с английскими субтитрами.
Единственная комическая опера Рихарда Вагнера, посвященная поэтам средневекового Нюрнберга, создавалась композитором на протяжении двадцати двух лет. Соответственно, то, что задумывалось, как одноактная комедия, превратилось в огромное трехчастное полотно, полное энергии и радости жизни. В этой опере Вагнер не строил Вселенную – здесь задачи у него были скромнее. Перед нами предстает жизнь обычных горожан, бюргеров, ремесленников. В центре сюжета – состязание музыкантов, на котором побеждает молодой рыцарь-поэт и в качестве награды получает сплетенный из лавра и мирта венок.
После “Лоэнгрина” (2010-11) с еще одной вагнеровской партией в Чикаго возвращается южноафриканский героический тенор Йохан Бота. Прошлым летом у него состоялся успешный дебют на Байрейтском оперном фестивале (Зигмунд в “Валькириях”).
После Скарпии в “Тоске” (2009-2010), комической партии Микадо из одноименной оперетты Уильяма Гилберта и Артура Салливана
(2010-11) и четырех злодеев, встречающихся на пути Гофмана и его друга Никлауса (“Сказки Гофмана”, 2011-12), американский бас Джеймс Моррис готовится к роли башмачника Ганса Закса. Это – одна из знаковых партий Морриса, которую он пел по всему миру, включая Метрополитен-оперу и оперу Сан-Франциско. С 1979 года певец исполнил в Чикаго одиннадцать партий.
Баритон из Дании Бо Сковхус третий раз приезжает в Чикаго, и каждый раз – с новой ролью. После принца Елецкого в “Пиковой даме” (2000-01) и Генриха фон Айзенштайна в “Летучей мыши” (2006-07) – партия городского писаря Сикстуса Бекмессера, которую он с успехом исполнил в Барселоне и Дрездене.
Золотых дел мастера Фейта Погнера исполнит дебютирующий в Чикаго бас из Барнаула Дмитрий Иващенко. Свою европейскую карьеру он начал в Аугсбурге (Германия). Выступает, в основном, в оперных театрах Германии, в том числе в Берлинской комической опере, Баден-Бадене и Дармштадте.
“Риголетто” Джузеппе Верди
Действующие лица и исполнители:
Герцог Мантуанский – Джузеппе Филианоти,
Риголетто – Андржей Доббер (25 февраля
– 5 марта, дебют в Лирик-опере), Желько Лючич (14-30 марта, дебют в Лирик-опере),
Джильда – Альбина Шагимуратова (дебют в
Лирик-опере),
Спарафучиле – Андреа Сильвестрелли,
Маддалена – Николе Пикколомини (дебют в Лирик-опере).
Дирижер – Иисус Лопес Кобос.
Режиссер-постановщик будет объявлен дополнительно.
Новая постановка с использованием декораций и костюмов Лирик-оперы.
25 февраля – 30 марта 2013 года (десять спектаклей).
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
“Риголетто” – еще одна жемчужина мирового музыкального театра – частый гость на сцене Лирик-оперы. Многим памятна постановка Кристофера Олдена в сезоне 2000-01 годов. Сказать, что это был неоднозначный спектакль, значит, не сказать ничего. На “оперных начальников” обрушился поток разгневанных писем от “простых” спонсоров, доноров
и тех любителей оперы, от которых многое зависит, и даже (к сожалению) репертуарная политика. Постановка вызвала много шума и привела к сокращению денежных потоков в оперную компанию, а вот этого допускать никак нельзя. В дело вмешался тогдашний генеральный директор Лирик-оперы Уильям Мэйсон и пообещал через несколько лет представить новый вариант “Риголетто”. Спектакль в постановке итальянского режиссера Стефано Визиоли в сезоне 2005-06 годов был, конечно, гораздо более традиционным и успокоил рассерженных. В новой постановке будут использованы декорации и костюмы спектакля Визиоли. Мы увидим целое созвездие новых исполнителей во главе с победительницей XIII Международного конкурса имени П.Чайковского (2007 год), певицей из Татарстана Альбиной Шагимуратовой в партии Джильды. После окончания вокального факультета и аспирантуры Московской консерватории она училась в Оперной студии при Хьюстонской опере. Европейский дебют певицы состоялся на Зальцбургском театральном фестивале. По приглашению Риккардо Мути Шагимуратова спела Царицу ночи в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта. С этой партией она выступала в Большом театре, Метрополитен-опере, Ла Скала, Берлинской опере, Венской опере, операх Гамбурга, Дюссельдорфа, Барселоны, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. В репертуаре певицы – Виолетта в “Травиате” (Хьюстонская опера),
Людмила в “Руслане и Людмиле” (Большой театр), Мюзетта в “Богеме” и Адина в “Любовном напитке” (обе партии были исполнены в Венской опере). Энтони Фрейд назвал голос Шагимуратовой “дивным колоратурным сопрано”.
Партию Риголетто исполнят известный своими вердиевскими партиями польский баритон Андржей Доббер и сербский баритон Желько Лючич, о котором заговорили прошлым летом после его Макбета с Риккардо Мути в Зальцбурге в новой постановке Петера Штайна.
В партии герцога Мантуанского в Чикаго мы опять услышим замечательного итальянского тенора Джузеппе Филианоти. После окончания учебы в Академии Ла Скала он стажировался у Альфредо Крауса. Профессиональный дебют певца состоялся в 1998 году в родном городе Доницетти Бергамо в опере “Дон Себастьян”. Успех пришел к нему после опер Россини “Танкред” в Пизаро и “Моисей
и Фараон” в Ла Скала с Риккардо Мути за дирижерским пультом. Филианоти гордится своим музыкальным любопытством: “Не всех певцов интересуют партии Тито или Идоменео. Принято считать, что проще завоевать успех в “Риголетто”. А мне интересны новые роли”. Ну а мы третий раз услышим Филианоти в партиях, в которых “проще завоевать успех”. Он дебютировал в Чикаго в партии Неморино (“Любовный напиток” Г.Доницетти), ставшей для него визитной карточкой. Кроме Лирик-оперы, он исполнял эту партию в Метрополитен-опере, Ковент-гардене, Барселоне, Парижской опере, Мюнхене и Лос-Анджелесе. В прошлом сезоне он был
великолепным Эдгардо в “Лючии ди Ламмермур”. Герцог Мантуанский – еще одна выигрышная роль певца. До Чикаго он исполнял ее в Ла Скала.
Из старого, олденовского состава исполнителей сохранился только великолепный итальянский бас Андреа Сильвестрелли в партии
Спарафучиле. Он – единственный, кто в этом сезоне в Чикаго исполняет партии в двух операх (его вторая партия – Коллин в “Богеме”). Среди достижений певца в Лирик-опере – Бартоло в “Женитьбе Фигаро” (2003-04 и 2009-10) и недавний Пимен
в “Борисе Годунове” (2011-12).
С “Риголетто” в Чикаго дебютирует один из самых талантливых молодых дирижеров, тридцатидвухлетний Эван Роджистер. Он
плотно сотрудничает с Берлинской оперой, работая там вторым дирижером. Проходил дирижерскую практику в Хьюстонской опере, дирижировал операми “Гензель и Гретель” и “Богема”.
“Трамвай “Желание” Андре Превина (специальная презентация, премьера Лирик-оперы)
Действующие лица и исполнители:
Бланш Дюбуа – Рене Флеминг,
Стелла Ковальски – Сюзанна Филипс,
Стэнли Ковальски – Тедди Таху Родес (дебют в Лирик-опере),
Гарольд Митчелл – Энтони Дин Гриффи.
Дирижер – Иван Роджистер.
Режиссер-постановщик – Брэд Далтон.
26 марта – 6 апреля 2013 года (четыре спектакля).
Опера исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
Первая опера композитора и дирижера Андре Превина. Его настоящее имя – Андреас Людвиг Привин. Он родился в Берлине в семье еврейских иммигрантов из России. В 1937 году семья бежала из Германии во Францию, в 1941 году – из Франции в США. В своей жизни Превин занимался многим: сочинял музыку к кино, руководил симфоническими оркестрами, играл на фортепиано. А вот к оперному жанру обратился достаточно поздно. Как говорят, под впечатлением от голоса Рене Флеминг. Очарованный американской певицей, Превин решил подарить ей оперу. Так родилось сочинение “Трамвай Желание”, основанное на бессмертной пьесе Теннесси
Уильямса. Мировая премьера оперы состоялась в 1998 году в опере Сан-Франциско. Оркестром дирижировал сам композитор, а в главной партии выступила Рене Флеминг. Она была первой и, как отмечают все критики, остается лучшей исполнительницей партии Бланш Дюбуа.
В Лирик-опере обещают устроить полуконцертное исполнение, то есть с солистами в костюмах и гриме и оркестром на сцене в качестве полноправного участника действия.
Из первоначального состава оперы в Чикаго выступят только Рене Флеминг и Энтони Дин Гриффи.
Рене Флеминг – всеобщая любимица. Кажется, мы знаем эту певицу давным-давно, со времени ее первого появления в Лирик-опере в
партии Дездемоны в “Отелло” (2001-02). После этого были партии Таис в одноименной опере Ж.Массне (2002-03), Виолетты (2007-08) и три концерта. Один из них – совместный концерт с Дмитрием Хворостовским – останется в памяти как одно из сильнейших музыкальных впечатлений. Сегодня певица в Чикаго не просто в гостях. С прошлого сезона она занимает пост консультанта театра по творческим вопросам.
В партии Стеллы Ковальски – американская певица Сюзанна Филипс, покорившая публику в роли Лючии ди Ламмермур (“Лючия ди
Ламмермур”, 2011-12).
Баритон из Новой Зеландии Тедди Таху Родес дебютирует в Чикаго в партии Стэнли Ковальски. Он пел ее в Вене, Вашингтоне и
Сиднее. Среди наиболее заметных партий певца – граф Альмавива (Вашингтонская опера), Эскамильо (Бильбао и Париж), Антоний (“Антоний и Клеопатра”, Нью-Йоркская городская опера), Билли Бадд (опера Санта-Фе), Леско (”Манон Леско” в Лейпцигской опере). Певец участвовал в двух мировых премьерах, сделанных по заказу Хьюстонской оперы и по инициативе Энтони Фрейда: в операх
“Конец романа” Джейка Хегги (2004, партия Бендрикса) и “Маленький принц” Рэйчел Портман (2003, партия Пилота).
“Оклахома!” Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна (новая постановка, премьера Лирик-оперы)
Исполнители и дирижер будут объявлены дополнительно.
Режиссер-постановщик – Гэри Гриффин.
Художник-постановщик – Джон Ли Битти. Хореограф – Агнес де Милль.
4 – 19 мая 2013 года (шестнадцать спектаклей).
Мюзикл исполняется на английском языке с английскими субтитрами.
О постановке этого мюзикла было объявлено совсем недавно. Это, пожалуй, самый свежий сюрприз (“бонус”) от Фрейда. Бродвейская премьера мюзикла состоялась 31 марта 1943 года. Представление игралось непрерывно в течение пяти лет, после этого последовало турне по стране. За все это время спектакль увидели более десяти миллионов американцев. В 1944 году мюзикл получил Пулитцеровскую премию в категории “Драматический спектакль”, а в 1953 году штат Оклахома объявил песню из этого мюзикла своим официальным гимном.
Режиссер Гэри Гриффин хорошо известен театралам Чикаго. Новую версию старого мюзикла Стивена Сондхайма и Джеймса Голдмана “Безумцы” (“Follies”) в Шекспировском театре в его постановке многие критики назвали лучшим спектаклем прошлого сезона. В 2011 году режиссер отметил десятилетнюю годовщину сотрудничества с Шекспировским театром. Среди его наиболее заметных работ – мюзикл “Тихоокеанские увертюры” Стивена Сондхейма (эта постановка получила премии Лоуренса Оливье в Лондоне и Джозефа Джефферсона в Чикаго), “Частные жизни” Алана Рикмана и “Амадеус” Питера Шеффера. В Лирик-опере режиссер ставил “Веселую вдову” (2009-10) и “Микадо” (2010-11).
Создатели новой версии “Оклахомы” обещают воссоздать оригинальную хореографию знаменитой танцовщицы Агнес де Милль.
Художник-постановщик мюзикла Джон Ли Битти за свою театральную карьеру получил одну премию (спектакль “Talley’s Folly”) и четырнадцать номинаций на премию “Тони” (последний раз – в этом году за спектакль “Другие города пустыни”). С 1973 года он участвовал в создании восьмидесяти бродвейских спектаклей.
Лирик-опера продолжает знакомить зрителей с классикой американского музыкального театра, и успех “Плавучего театра” Дж.Керна и О.Хаммерстайна и “Микадо” У.Гилберта и А.Салливана показывает, что затея эта беспроигрышная.
Концерт Рене Флеминг и Сюзан Грэхем
24 января 2013 года
После двух сольных вечеров (2010 и 2011 годов) и совместного выступления с Дмитрием Хворостовским в прошлом году в четвертом ежегодном концерте к Рене Флеминг присоединится еще одна прекрасная американская певица Сюзан Грэхем. Она дебютировала в
Лирик-опере в партии Аннио в “Тито” В.А.Моцарта (1989-90) и возвращалась в Чикаго шесть раз. За роялем – пианист и второй дирижер Метрополитен-оперы Брэдли Мур. Концерт только для обладателей абонементов. Программа будет объявлена дополнительно.
Новый оперный сезон продлится непривычно долго – тридцать недель. Мы увидим восемьдесят четыре спектакля – на десять больше, чем в прошлом сезоне. (Это в то время, когда другие театры сокращают количество опер и число представлений!) Покупая абонементы на оперы будущего сезона (независимо от дня недели), зрители могут сэкономить около сорока процентов. Снижены цены на отдельные секции в партере, снижены цены на детские билеты на оперу “Гензель и Гретель”. 12 декабря 2012 года устраивается день специального семейного просмотра “Дона Паскуале” (билеты, соответственно, будут продаваться с большими скидками). 2 декабря 2012 года состоится специальное семидесятиминутное представление “Попкорн и Паскуале” для детей от пяти до двенадцати лет с отрывками из оперы “Дон Паскуале”. Среди исполнителей – солисты Лирик-оперы Ильдебрандо Д’Арканджело, Марлис Петерсен, Рене Барбера. Одно из четырех представлений “Трамвая Желания” со скидками на билеты привлечет внимание школьников и студентов. При этом билеты на спектакли “Богемы” с участием Анны Нетребко отдельно продаваться не будут. Эти спектакли входят в абонементные серии. То же самое относится к четырем представлениям “Трамвая Желания” с Рене Флеминг.
Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли каждой оперы будут в прямом эфире транслироваться по радио 98.7 WFMT (www.wfmt.com).
А 8 сентября в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум” состоится традиционный, двенадцатый концерт звезд Лирик-оперы. В этом году в нем примут участие солисты Кристин Герке, Брандон Йованович, Сюзанна Филипс, Амбер Вагнер, Рене Барбера
(они поют в операх нового сезона), хор и оркестр Лирик-оперы под управлением Стивена Лорда. Полная программа концерта пока не объявлена. Известно только, что среди исполняемых произведений – знаменитый хор пленных иудеев “Va pensiero” из третьего акта “Набукко” Дж.Верди и полностью четвертый акт “Кармен” Ж.Бизе. Начало концерта – 7 часов 30 минут. Вход свободный. Концерт будет транслироваться в прямом эфире по радио 98.7WFMT (www.wfmt.com).
NotaBene! Абонементы на спектакли нового сезона можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип Лирик-оперы
Фото 2. Сцена из оперы “Нюрнбергские мейстерзингеры”. Фото Аластара Мира
Фото 3. Альбина Шагимуратова – Джильда. (“Риголетто” в Хьюстонской опере). Фото Феликса Санчеса
Фото 4. Рене Флеминг – Бланш Дюбуа (“Трамвай Желание” в Сан-Францисской опере). Фото Марти Сола
Фото 5. Постер к спектаклю “Оклахома!”