Первая премьера нового сезона “чикагского дома Шекспира” – мюзикл Стивена Сондхайма “Воскресенье в парке с Джорджем” в постановке режиссера Гэри Гриффина.
“Воскресенье после полудня на острове Гранд Жатт” –
так называется, наверно, самая известная картина французского художника-импрессиониста Жоржа Сера. Он работал над ней два года. Днем прогуливался по острову Гранд Жатт под Парижем, изучал местность, наблюдал за беспечными отдыхающими, уточнял выбор деталей, записывал впечатления, делал наброски, эскизы; вечером работал с холстом, совершенствуя пуантилистскую (“точечную”) технику – метод, который позднее назовут новым словом в живописи. Одни посетители острова прогуливаются, другие сидят в тени деревьев, третьи замерли в неподвижности, любуясь пейзажем. Художнику интересны люди, их взгляды, фигуры, позы. Писатель Анри Перрюшо в книге “Жизнь Сера” пишет: “Художник размещает фигуры согласно композиционным линиям, с геометрической точностью выверенным вертикалям, горизонталям и диагоналям, отталкивающимся одна от другой. Вертикаль, разделяющая картину на две равные части, определяет положение центральной фигуры (женщина, держащая за руку девочку), вокруг нее распределяются остальные персонажи, в частности, две группы слева и справа: одна, образуемая стоящей парой, другая – тремя людьми, сидящими или растянувшимися на траве, они уравновешивают композицию… Люди сохраняют на его полотне свою индивидуальность, но, по сути, речь идет лишь об их внешнем облике.
Вырванные из хрупкого и зыбкого мира живых существ, они оказались брошенными в абстрактный мир, существующий вне времени. Обретя чистоту, их формы в конечном счете становятся не более чем формами: они соотносятся, перекликаются друг с другом, будучи тесно связанными между собой. Нельзя изменить ни одну деталь, не изменив целого. Линии помогают поддерживать между элементами отношения настолько же непреложные, насколько непреложны законы, управляющие космическими телами. В этих линиях как бы ощущаются колебания вселенной”.
Спустя сто лет композитор Стивен Сондхайм решил вернуть персонажей картины Жоржа Сера в “хрупкий и зыбкий мир живых существ”.
Действие мюзикла начинается в 1884 году. В полном соответствии с картиной Сера на острове Гранд Жатт на фоне праздно шатающихся парижан и “гостей столицы” художник Жорж рисует свою возлюбленную Дот (ее имя звучит по-английски так же, как “точка”). У Жоржа и Дот растет дочь Мэри. Дот любит Жоржа, но страдает от его невнимательности. Успешный друг художника Жюль бросает замечание, что искусство Жоржа безжизненно. Одержимый живописью, Жорж пренебрегает советами друга. Он убежден: только искусство имеет право на
существование! Пока Жорж “витает в облаках”, Дот решает выйти замуж за крепко стоящего на земле булочника Луи. Она возвращается в парк, чтобы сказать Жоржу, что уезжает с Луи и ребенком в Америку. Жорж рассеянно слушает и… продолжает увлеченно работать, размещая своих героев по точно выверенным вертикалям, горизонталям и диагоналям, подчиняя хаос математическим законам порядка и гармонии.
Во втором акте действие переносится на сто лет вперед. 1984 год. Американский художник Джордж (внук Мэри, дочки Жоржа и Дот),
демонстрирует на выставке последнюю работу “Хромолум N7”, посвященную столетию со дня написания картины своего знаменитого прадеда. Пока бабушка Мэри делится воспоминаниями об отце со спонсорами, критиками и музейными работниками, Джордж перечитывает семейную реликвию – книгу Дот о правилах грамматики. В этой книге возлюбленная прадеда описала словами то, что описать невозможно, а именно основы постижения живописи… Финал мюзикла оптимистичен: Джордж услышал слова прадеда и раскрыл перед собой белый холст. Он говорит фразу, которую, возможно, говорил при жизни Жорж Сера: “Белый, чистый холст – вот что я люблю. В белом холсте есть так много возможностей”.
Стивен Сондхайм – знаковая фигура современного американского музыкального театра. Юный вундеркинд, в двадцать семь лет
сочинивший песни к мюзиклу Леонарда Бернстайна “Вестсайдская история” (“West Side Story”, 1957), автор легендарных мюзиклов “Компания” (“Company”, 1970), “Фолис” (“Follies”, 1971), “Маленькая ночная музыка” (“A Little Night Music”, 1973), “Тихоокеанские увертюры”(“Pacific Overtures”, 1976), “Свинни Тодд” (“Sweeney Todd”, 1979); кинокомпозитор, написавший, среди прочего, музыку к фильму “Дик Трейси” (“Dick Tracy”, 1990), блестящий интеллектуал, знаток европейской классической музыки и литературы, острослов и полемист – он и сегодня, в свои восемьдесят два года, остается не только живым классиком, но и активно действующим композитором. В жизни он интроверт, предпочитает одиночество, живет почти отшельником. При этом в творчестве, подобно Жоржу Сера, Сондхайму интересны люди: их взаимоотношения, поведение, нравы. Его персонажи – не застывшие манекены, открывающие рот во время представлений, а живые герои, словно на вечер поднявшиеся на сцену из городской толпы. Ничего искусственного, ничего поддельного, ничего наносного – с такими идеями Сондхайм начинал свою работу в музыкальном театре, и этим принципам он не изменил на протяжении всей жизни. Музыковед из университета Беркли Мел Гордон пишет: “Как и братья Гершвины, Рубен Мамолиан, Ирвин Берлин, Сондхайм вышел из среды русских евреев-эмигрантов, то есть из европейской и русской культурных традиций. Их называли “black-russian”, потому что в Америке они все заражались афроамериканской музыкой, смешивали ее с европейской музыкальной традицией и украшали русской чувствительностью. Таков и Сондхайм, хотя он представляет уже третье поколение, выросшее за пределами России. Кроме того, в каждом мюзикле Сондхайма есть персонаж, чьим прототипом является мать автора. Это тоже, по-моему, русская черта”.
Песни Сондхайма настолько привязаны к общему мелодическому замыслу спектакля, что в отрыве от него существовать не могут. Вы
не встретите у Сондхайма просто “красивой песни” ни о чем, которая через день после премьеры могла бы оказаться хитом. Спектакль как единое целое, драма характеров, выраженная в словах и музыке, – вот что волнует композитора гораздо больше, чем набор “красивых” песенок. В результате у Сондхайма хитом оказывается весь мюзикл. В этом он продолжает линию “отцов-основателей” жанра Роджерса-Хаммерстайна и Леонарда Бернстайна.
Когда Стивену было десять лет, его отец ушел к другой женщине. Мама тяжело переживала и не давала сыну общаться с отцом. В
школе мальчик подружился с Джимом Хаммерстайном – сыном Оскара Хаммерстайна, знаменитого поэта и либреттиста, одного из создателей мюзиклов “Оклахома” и “Звуки музыки”. Все свободное время Стивен проводил в их доме. Оскар Хаммерстайн заметил талант мальчика и ввел его в мир театра и музыки. После смерти своего первого учителя Сондхайм написал: “Оскар был человеком ограниченного таланта, но безграничной души”.
В мюзиклах Сондхайма играли Элизабет Тейлор и Манди Патинкин, балетные номера ставил легендарный Джером Роббинс. Фрэнк
Синатра говорил: “Как жаль, что Сондхайм не пишет песен для “салонных” певцов вроде меня”. Два лондонских продюсера, которые на мюзикле Сондхайма “Компания” потеряли почти восемьсот тысяч долларов, прислали ему телеграмму: “Потеряли деньги с радостью. Замечательный спектакль. Поздравляем”. Барбара Стрейзанд однажды написала ему: “Стивен, я уже десять лет как звезда, а вы вызываете меня на пробу. Побойтесь Бога!”. Сондхайм ответил двумя строчками: ”Что вы звезда, понятно даже снобу, Но все-таки пожалуйте на пробу”.
Творчество Сондхайма знакомо зрителям Чикаго. В разные годы в городе шли его мюзиклы “Компания”, “Маленькая ночная музыка”,
“Свинни Тодд”, “Тихоокеанские увертюры”, в прошлом сезоне – “Фолис”. 30 июня 2003 года в Goodman Theatre состоялась мировая премьера мюзикла Сондхайма “Кураж” (“Bounce”) о временах “золотой лихорадки” в Америке. И, конечно, где еще показывать мюзикл, основанный на картине Жоржа Сера, как не в городе, в котором находится оригинал! Шедевр Сера был куплен чикагским коллекционером в 1924 году за двадцать четыре тысячи долларов. С тех пор он не покидал города и является украшением богатой коллекции импрессионистов в АРТ-институте.
Мюзикл Сондхайма “Воскресенье в парке с Джорджем” создан по одноименной книге Джеймса Лапина. Премьера прошла на Бродвее в сезоне 1984-85 годов. Спектакль был удостоен Пулитцеровской премии в категории “Драматический спектакль” и двух премий “Тони” за лучший дизайн (все награды – 1985 год). В дальнейшем возобновление мюзикла принесло создателям премии Лоуренса Оливье за лучший мюзикл (1991 год) и выдающуюся постановку мюзикла (2007 год).
Композитор Александр Журбин сравнивает мюзикл с оперой Альбана Берга “Воццек”: “Это – очень сложное, почти экстремальное
произведение, совершенно замечательное по музыке, сюжету и идеологии”. Ему вторит американский критик Фрэнк Рич: “Перед нами первый по-настоящему современный мюзикл в истории бродвейского театра. Так же, как и живопись Сера, этот мюзикл не подражает действительности, но творит ее заново каждым ударом кисти, то есть музыки. В нем есть некая линия между старым и новым искусством”.
Режиссер спектакля Гэри Гриффин второй раз обращается к творчеству Сондхайма. В сезоне 2003-04 годов он ставил мюзикл “Тихоокеанские увертюры”, получивший премии Лоуренса Оливье в Лондоне и Джозефа Джефферсона в Чикаго. Всего на сегодняшний день режиссер получил восемь премий Джозефа Джефферсона и дважды назывался Человеком года в Чикаго по версии газеты ”Chicago Tribune”.
Гэри Гриффин родился в городе Рокфорд (штат Иллинойс). Учился в University of Wisconsin-Eau Claire. С 1988 года живет и работает в Чикаго. Среди наиболее заметных спектаклей Гриффина – “Частные жизни” Алана Рикмана, “Амадеус” Питера Шеффера в Чикагском шекспировском театре, оперетты “Веселая вдова” и “Микадо” в чикагской Лирик-опере. Его дебют на Бродвее состоялся в 2005 году со спектаклем “Пурпурный цвет”. Постановка получила одиннадцать номинаций на премию “Тони”.
В настоящее время режиссер является заместителем художественного руководителя Чикагского шекспировского театра. В планах на 2013 год у режиссера – спектакль “Свадьба в Вегасе” на Бродвее и оперетта “Оклахома!” в чикагской Лирик-опере.
В главных ролях в мюзикле “Воскресенье в парке с Джорджем” заняты актеры из Нью-Йорка Джейсон Данили (он играет две роли: художника Жоржа Сера и его правнука Джорджа) и Кармен Кьюсак (она играет Дот и Мэри). В ролях: Рейчел Кантор, Маккинли Картер, Шон Фортунато, Кевин Гудал, Дерек Хазенстаб, Ора Джонс.
Notabene! Спектакль идет до 4 ноября 2012 года в помещении Chicago Shakespeare Theater по адресу 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Справки и заказ билетов по телефону 312-595-5600 и на сайте театра http://www.chicagoshakes.com/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. Шекспировский театр. Фото Стейнкампа-Баллога
Фото 2. Актеры Джейсон Данили и Кармен Кьюсак на фоне картины Жожа Сера. Фото Билла Барлингема