На следующей неделе открывается новый, сто двадцать второй сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Первые концерты сезона пройдут под управлением музыкального руководителя оркестра Риккардо Мути.
20, 22, 26, 28 сентября, 8.00 pm. В программе: Пятая симфония А.Дворжака, Ноктюрн для оркестра Дж.Мартуччи и симфоническая поэма “Римские празднества” О.Респиги.
Пятая симфония Антонина Дворжака обычно остается в тени его более известных Седьмой и особенно Девятой симфоний, однако она является ключевой для понимания творчества композитора. В Пятой симфонии Дворжак наконец выходит из-под влияния своих учителей Брамса и Вагнера и приобретает то, что впоследствии назовут “славянским стилем композитора”.
Сейчас имя итальянца Джузеппе Мартуччи мало знакомо любителям классической музыки. Между тем в конце XIX века он был очень популярным в Европе композитором, выступал как симфонический и оперный дирижер, какое-то время возглавлял консерваторию в Болонье. Музыку Мартуччи высоко ценит
Риккардо Мути. По его инициативе Ноктюрн для оркестра Мартуччи прозвучал “на бис” после концертов ЧСО в Москве и Люцерне во время последнего европейского турне оркестра в апреле. Мути говорит: “Имя Мартуччи очень дорого мне. Как и я, он родился в Неаполе, он был учителем Отторино Респиги и одним из крупнейших пианистов своего времени”. За более чем столетнюю историю в Чикагском симфоническом центре Ноктюрн Дж.Мартуччи исполнялся всего дважды – в далеких 1919 и 1959 годах.
“Римские празднества” – заключительная часть Римской трилогии итальянского композитора Отторино Респиги, посвященной трем символам Рима – фонтанам (“Фонтаны Рима”), соснам (“Пинии Рима”) и праздникам. Респиги дает музыкальную картинку четырех праздников. Это – приезд в город цирка, Рождество Христово, праздник сбора урожая и Крещение господне.
21 сентября, 6.30 pm. В сентябре 2010 года только что вступивший в должность
музыкального руководителя ЧСО Риккардо Мути провел незабываемый концерт в парке “Миллениум”. По некоторым оценкам его посетили около двадцати пяти тысяч человек. Спустя два года ЧСО и Риккардо Мути возвращаются в парк “Миллениум”. В
программе второго выступления – кантата Карла Орфа “Кармина Бурана”. (Это произведение мы слышали в исполнении ЧСО в январе в Симфоническом центре.)
В начале XIX века в аббатстве Бенедиктберн в Баварии был обнаружен сборник любовных и застольных стихов и песен странствующих поэтов-менестрелей под общим названием “Кармина Бурана”. Предположительная дата написания сборника – XII век. Как он попал к немецкому композитору Карлу Орфу, история умалчивает, но вскоре после этого появился цикл из двадцати четырех стихотворений на старонемецком и латинском языках для большого симфонического оркестра, солистов и хора. Мировая премьера
кантаты состоялась в июне 1937 года во Франкфурте-на-Майне. Размах постановки требовал большого пространства: все было очень громко, помпезно и шумно, в точном соответствии с анекдотом про Орфа, имеющем, как говорили современники, историческое происхождение. После премьеры очередного сочинения Карла Орфа с оркестром и хором оглушенные в прямом и переносном
смысле критики спросили у композитора: “Почему у вас все так страшно и громко? Вот возьмите Моцарта. У него даже фамилия звучит нежно”. Композитор ответил: “А моя фамилия – Орф. Поэтому я буду сочинять громкую музыку!” Здесь надо пояснить, что на немецком языке фамилия Orff пишется с двумя “ff”, а в музыкальной терминологии “ff” означает “фортиссимо”, то есть “очень громко”. Как же еще может звучать музыка композитора с такой фамилией?!
В числе участников концерта – Чикагский симфонический хор (хормейстер – Дуайн Волф) и чикагский детский хор (хормейстер
– Джозефин Ли). Солисты: Роза Феола, сопрано; Антонио Джованнини, контртенор; Один Иверсен, баритон (все – новые для Чикаго имена). Вход свободный. Билетов на концерт не требуется.
29 сентября, 7.00 pm. Ежегодный Симфонический бал в Чикагском симфоническом центре. На этот раз гостьей вечера станет блестящая немецкая скрипачка Анна-София Муттер. В сопровождении ЧСО под управлением Риккардо Мути она исполнит Скрипичный концерт Ф.Мендельсона. В программе вечера также Увертюра к опере Р.Вагнера “Летучий голландец” и Торжественная увертюра П.Чайковского “1812”, написанная в честь победы России над Наполеоном двести лет назад. Первое исполнение увертюры состоялось 8 августа 1882 года в Москве, во время проведения Всероссийской промышленно-художественной выставки. При жизни композитора она исполнялась в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Чайковский включал ее в свои концерты и иногда исполнял “на бис”.
3 октября кантатой К.Орфа “Кармина Бурана” ЧСО под управлением Р.Мути откроет сезон в нью-йоркском Карнеги-холле. Всего в Нью-Йорке оркестр даст три концерта, программы которых повторяют чикагскую афишу конца прошлого – начала нынешнего сезонов. После Нью-Йорка ЧСО отправится на гастроли в Мексику. Следующий концерт оркестра в Симфоническом центре запланирован на 18 октября. Подробнее об этом – на этом сайте в октябре.
Билеты на все концерты Чикагского
симфонического оркестра можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе театра по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Чикагского симфонического оркестра
Фото 2. Чикагский симфонический центр