“Крузар ла Кара де ла Луна” Хозе “Пепе” Мартинеса
На прошлой неделе генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд объявил о постановке первой в истории оперы мариачи – одного из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки. Музыка мариачи образовалась на основе индейской музыки, народной музыки Андалусии и музыки народов Средиземноморья. Родиной мариачи считается мексиканский штат Халиско и город Гвадалахара.
Первая опера мариачи называется “Крузар ла Кара де ла Луна” (другое название – “По направлению к луне”) и рассказывает о трех поколениях мексиканской семьи, живущей на техасско-мексиканской границе. Опера написана композитором Хозе “Пепе” Мартинесом на стихи Мартинеса и Леонарда Фоглиа. Мировая премьера с большим успехом прошла в Хьюстонской опере в 2010 году, в пору директорства там Энтони Фрейда. В 2011 году опера была исполнена в Парижском театре Шатле. Постановка в Лирик-опере станет премьерой оперы на Среднем Западе.
Планируются три представления оперы “Крузар ла Кара де ла Луна”. Одно из них – 7 апреля 2013 года – пройдет в помещении Лирик-оперы с участием старейшего ансамбля Мексики Mariachi Vargas de Tecalitlán. Два других состоятся в помещениях Benito Juarez Community Academy (Чикаго) и Genesee Theatre (Waukegan).
Опера “Крузар ла Кара де ла Луна” станет первой испаноязычной оперой за всю пятидесятивосьмилетнюю историю театра.
“Симон Бокканегра” Джузеппе Верди
Действующие лица и исполнители:
Симон Бокканегра – Томас Хэмпсон,
Фиеско – Ферруччо Фурланетто,
Амелия Гримальди – Крассимира Стоянова (дебют в Лирик-опере),
Габриэле Адорно – Франк Лопардо,
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Элия Мошински.
Постановка сделана для театра Ковент-гарден (Лондон).
3, 6, 9 ноября 2012 года.
Опера исполняется на итальянском языке с английскими субтитрами.
После штраусовских страстей (“Электра” – первая опера нового сезона) Лирик-опера возобновила старую и весьма традиционную постановку Элии Мошински, сделанную в 1997 году для театра Ковент-гарден. На премьерных показах оперой дирижировал сэр Георг Шолти, партию Амелии исполняла Кири Те Канава.
Странно, но опера “Симон Бокканерга” всегда оставалась в тени лучших творений Джузеппе Верди. Прохладный прием ожидал композитора на премьере в 1857 году. Добившись всемирной славы и всеобщего признания, Верди взялся за переработку “Симона…”. В новом варианте опера была представлена в 1881 году и тоже без особого успеха. Причины этого понять трудно. Чарующая музыка, великолепные арии всех основных героев, динамичный сюжет – у этой оперы есть все атрибуты успеха.
В Чикаго нас ждет великолепный состав исполнителей во главе с Томасом Хэмпсоном и Ферруччо Фурланетто. Американский баритон четвертый раз поет на сцене Лирик-оперы. Мы слышали его в партиях Атанаэля в “Таис” Ж.Массне (2002-03), Жермона в “Травиате” (2007-08) и Макбета в одноименной опере Дж.Верди (2010-11). Для итальянского баса Ферруччо Фурланетто “Симон Бокканегра” – вторая опера в Чикаго. Он дебютировал в прошлом сезоне в “Борисе Годунове” М.Мусоргского. С большим опозданием Лирик-опера наконец-то стала приглашать величайшего баса нашего времени!
Для американского тенора Франка Лопардо партия Габриэля Адорно стала одиннадцатой ролью в Чикаго. Последние годы без него не обходится ни один сезон Лирик-оперы. Певец он неровный. Он не произвел на меня особого впечатления в партиях Неморино (“Любовный напиток”, 2009-10) и Густава (“Бал-маскарад”, 2010-11), зато был очень хорош в партии Пинкертона (“Мадам Баттерфляй”, 2008-09).
Украшением спектакля стала болгарская певица Крассимира Стоянова. Красивейшее сопрано, обладательница почетного звания “Kammersängerin” Венской оперы, она выступала во всех крупнейших оперных залах мира. В ее репертуаре – главные партии в операх Дж.Верди, К.Глюка, В.А.Моцарта, Г.Доницетти, Ш.Гуно, П.Чайковского, А.Дворжака, Дж.Пуччини. Два года назад она покорила Чикаго и Нью-Йорк безукоризненным исполнением партии Дездемоны в концертном исполнении “Отелло” Дж.Верди с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути. Партия Амелии Гримальди стала дебютом певицы на чикагской оперной сцене. На прошлой неделе мне посчастливилось взять интервью у Крассимиры Стояновой. Скоро оно будет опубликовано в газете “Реклама”.
Я очень рекомендую всем любителям оперы не пропустить этот замечательный спектакль. Торопитесь, впереди еще только три представления!
“Вертер” Жюля Массне (новая постановка)
Действующие лица и исполнители:
Вертер – Мэттью Поленцани,
Шарлотта – Софи Кох (дебют в Лирик-опере),
Софи – Кири Деонарини,
Байлифф – Филипп Краус, Альберт – Крейг Верм.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – Франсиско Негрин.
Совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Сан-Франциско.
11 – 26 ноября 2012 года (шесть спектаклей).
Опера исполняется на французском языке с английскими субтитрами.
В основе этой самой романтической из всех французских опер – роман И.В.Гете “Страдания молодого Вертера”. Но, в отличие от романа великого немецкого мыслителя, отразившего множество философских проблем своего времени и выразившего надежды и чаяния целого поколения, Массне сосредоточился на трагической истории любви Вертера и Шарлотты. В опере отсутствует хор, большинству персонажей отведена роль статистов. На сцене царят главные герои, и от голосов исполнителей этих партий зависит успех или неудача оперы.
Исполнитель партии Вертера, выпускник Центра Райана при Лирик-опере, тенор из чикагского пригорода Вилметт Мэттью Поленцани за последние несколько лет стал одним из лучших певцов своего поколения. Он регулярно поет на сценах Метрополитен-оперы, Ковент-гардена, Парижской оперы. Вот лишь некоторые из его партий на чикагской сцене: Ромео в “Ромео и Джульетте” (2006-07), Альфредо в “Травиате” (2007-08), Бельмонт в “Похищении из Сераля” (2008-09). В новом сезоне Поленцани впервые берется за Вертера. Это его шестая – после Гофмана, Ромео, Де Грие, Фауста и Иопаса (“Троянцы” Г.Берлиоза) – французская партия. Его партнершей станет французская певица Софи Кох. Ее называют одной из самых выдающихся меццо-сопрано нашего времени, а по красоте сравнивают с Жюльетт Бинош. В обширном репертуаре Кох выделю партии Розины в “Севильском цирюльнике” (Ковент-гарден), Композитора в “Ариадне на Наксосе” (Дрезден, Вена, Париж), Венеры в “Тангейзере” (Париж, Мюнхен), Брангены в опере “Тристан и Изольда” (Ковент-гарден), Марии в “Диалогах кармелиток” (Ницца). Софи Кох – еще один долгожданный дебют на сцене Лирик-оперы!
Абонементы и билеты на все спектакли нового сезона можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. Ансамбль Mariachi Vargas de Tecalitlán. Фото Стива Дженнингса
Фото 2. Сцена из оперы “Симон Бокканегра” Дж.Верди. Фото Дэна Реста
Фото 3. Софи Кох – Шарлотта. Сцена из спектакля Королевского оперного театра Мадрида. Фото Хавьера дель Реала