21 октября 2012 года исполняется сто лет со дня рождения великого дирижера XX века сэра Георга Шолти. В этот день в Чикагском симфоническом центре состоится концерт Международного оркестра мира.
Оркестр мира Шолти создал в 1995 году для мероприятий, посвященных пятидесятилетию образования ООН. В составе коллектива – ведущие музыканты разных оркестров мира, концертмейстеры и руководители секций. После кончины Шолти в 1997 году место за дирижерским пультом оркестра занял маэстро Валерий Гергиев. Ввиду занятости музыкантов Международный оркестр мира играет не часто. Он собирается по особо торжественным случаям. Таким торжественным случаем станет день столетия Георга Шолти. В концерте примут участие сопрано Анжела Георгиу, бас Рене Папе, а также выпускники Музыкальной академии имени Г.Шолти. Ведущая концерта – вдова Шолти леди Валерия. В программе – произведения, которыми часто дирижировал Шолти: Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта, “Дон Жуан” Р.Штрауса, Адажиетто из Пятой симфонии Г.Малера, Концерт для оркестра Б.Бартока, арии из опер “Волшебная флейта” и “Дон Жуан” В.А.Моцарта, “Травиата” и “Риголетто” Дж.Верди. За дирижерским пультом – выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев. Перед концертом в Чикаго мне удалось пообщаться с Валерием Абисаловичем, и он любезно согласился ответить на мои вопросы. Наш разговор начался с воспоминаний маэстро…
– Я не раз встречался с сэром Георгом Шолти в Америке, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге. Мы даже договорились с ним, что он продирижирует “Пиковой дамой” в Мариинском театре в 1999 году. Он очень хотел дирижировать этой великой оперой. Мы строили планы на будущее, и все выглядело замечательно… Мы, конечно, представляли разные поколения (он был намного старше), но очень дружили. Он был моим большим другом и наставником. Я помню, он всегда очень немногословно, но емко, запоминающимся образом высказывался о композиторах и музыкальных произведениях… Он всегда поддерживал меня, особенно в последние годы существования СССР. Времена были для меня, как для руководителя Кировского, а потом Мариинского театра, непростые. Очень многие вынуждены были уехать. Мне никогда не приходило в голову уезжать, хотя предложений было много. Шолти поддерживал мое желание остаться, говорил об этом откровенно, даже в своей книге написал. (Валерий Гергиев говорит о книге воспоминаний Георга Шолти, вышедшей в 1997 году и до сих пор не переведенной на русский язык. – Прим. автора.) Он поддерживал мои усилия по распространению в мире русской музыки.
– Каковы уроки Шолти для будущих поколений дирижеров?
– Нужно всегда концентрироваться на главном и если берешься за дело, доводить его до конца. В жизни Шолти было четыре этапа. Он проделал огромную работу в Баварской опере, во Франкфурте, в Ковент-гардене. С этими разными коллективами он добился невероятных результатов как в концертах живого звучания, так и в своих многочисленных записях, которые и сегодня считаются эталонными. И, конечно, самое большое достижение Шолти – работа с Чикагским симфоническим оркестром. Он оставил после себя великое наследие: концерты, легендарные записи….
– Как изменился Чикагский симфонический оркестр со времен Шолти?
– Мне очень трудно сравнивать Чикагский оркестр времен Шолти и после него. С Шолти оркестр выступал в старом зале с замечательной, по-своему очень благодарной акустикой. Она не была самой простой и удобной, но Шолти и оркестр прекрасно знали, как играть в своем зале. После реконструкции зал очень сильно поменял акустику, и оркестр, наверно, поменял звуковые качества. Я не могу сейчас сказать, что стало ярче, тише, звонче, громче… Это совершенно другой оркестр и совершенно другой зал.
– Насколько зал влияет на звучание оркестра?
– Зал – это не просто аудитория, в которую приходят люди. Зал, как инструмент, звучит либо таким, либо иным образом. Разница между залами еще больше, чем разница между инструментами работы Амати, Гварнери, Страдивари. Поэтому целый ряд великих оркестров прежде всего умели играть в своих залах. Одним из главных секретов Шолти был зал, в котором он работал. Именно в этом зале он добивался ошеломляющего звучания. Когда оркестр приезжал в другие залы, это ошеломляющее звучание производило еще больший эффект. Некоторые залы были более благодатными для звука, и знаменитая яркость, энергия Чикагского оркестра производила сильнейшее впечатление в других залах. Мой первый концерт с Чикагским симфоническим оркестром был более двадцати лет назад. В те годы я проводил довольно много концертов в Чикаго. Я дирижировал в старом зале около пятнадцати раз. Мне очень трудно сравнивать звучание оркестра. Я не знаю, что идет из оркестра, а что – от новой акустики. Явно, очень многое идет от новой акустики.
– За два года до смерти Шолти создал новый оркестр – Международный оркестр мира. В чем специфика этого оркестра?
– В нем собраны музыканты из оркестров разных стран: концертмейстеры, известные, знаменитые музыканты, первые из первых. Они играют вместе довольно редко, но сильные музыканты быстро находят общий язык. Я рекомендую послушать некоторые записи Оркестра мира. Например, DVD с записью нашего лондонского концерта из Альберт-холла. Мы играем Четвертую и Пятую симфонии Малера, а в Чикаго знают, как играть симфонии Малера. Оркестр мира играл в переполненном до отказа Альберт-холле, нас слушали примерно шесть с половиной тысяч зрителей. Оркестр звучал очень здорово. В прессе были заголовки, что это вообще самый лучший оркестр мира. Я думаю, что чикагским любителям оркестрового звучания будет как минимум интересно услышать и сравнить звучание Оркестра мира со знаменитым чикагским оркестром. Мне кажется, это будет увлекательно.
– Как получилось, что именно вы возглавили Международный оркестр мира? Это предложение исходило от леди Валерии Шолти?
– От леди Валерии и от многих музыкантов оркестра. Меня к тому времени хорошо знали. Я был молодым дирижером и появлялся часто с лучшими оркестрами мира. Мой первый концерт с Международным оркестром мира состоялся в 1998 году в Баден-Бадене на открытии театра Festspielhaus. Теперь это довольно знаменитый европейский театр. Организаторы фестиваля обратились ко мне с просьбой продирижировать концертом. Так что это было, видимо, совместным решением многих людей. Я помню, как мы обсуждали первые программы и решили сохранить репертуар, который планировал исполнять Шолти. Мы породнились с баден-баденскими организаторами. Я открывал это здание и потом многократно привозил туда оркестр Мариинского театра, оперную и балетную труппы.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с леди Валерией Шолти.
– Леди Валерия играет огромную роль в распространении русской музыки в Великобритании. Она возглавляет Мариинский Траст (Лондон), который ставит перед собой задачи подготовки и регулирования международных проектов Мариинского театра. Это – выступления коллективов Мариинского театра (оперные и балетные спектакли, концерты оркестра театра) в Эдинбурге, Кардиффе, Бирмингеме, Манчестере и, конечно, в Лондоне. Мы привозим новые современные спектакли, показываем классику. С момента ухода Шолти мы сохранили очень теплые отношения с его семьей: леди Валерией и их детьми Клаудией и Габриэллой.
– Я знаю, что вы были инициатором постановки Клаудией оперы Б.Бриттена “Сон в летнюю ночь” на сцене Мариинского театра…
– Да, это была очень удачная постановка. Ее тепло приняла наша публика. Клаудиа – талантливый, интересный режиссер.
– Я желаю вам успешного концерта, Валерий Абисалович!
– Спасибо. Для меня большая честь выступать в концерте, посвященном столетию со дня рождения Георга Шолти именно в Чикаго. Оркестр мира может произвести очень необычное и яркое впечатление в Чикаго. Я в высшей степени рекомендую не пропустить этот концерт.
Nota bene! Билеты на концерт 21 октября (обратите внимание на время начала – 1.15 pm) можно заказать на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе театра по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Сергей Элькин (Интервью состоялось 17 октября 2012 года)
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1, 3. Валерий Гергиев. Фото Марко Боргреве
Фото 2. Георг Шолти (1989 год). Фото Джима Стира