7 февраля в Лирик-опере Чикаго состоялась пресс-конференция, посвященная новому, 59-му сезону. В планах театра – девять опер. Сезон выглядит очень традиционным. Современных опер нет, как нет русских и французских опер. Как всегда в Лирик-опере, упор делается на традиционный итальянский репертуар и самые популярные произведения. Опять “Травиата” и “Мадам Баттерфляй”, снова “Севильский цирюльник” и “Летучая мышь”: одна премьера, три новые для Чикаго постановки, одно возобновление. Неожиданностей мало, но они есть. Впервые в Чикаго прозвучит опера А.Дворжака “Русалка”, после долгого перерыва возвращаются “Отелло” и “Парсифаль”, интерес представляет редко ставящаяся сегодня опера Моцарта “Милосердие Тита”. А главным событием сезона я бы назвал концерт 19 марта 2014 года. В этом и следующем выпусках Музыкального Чикаго я расскажу об операх нового сезона. Итак, обо всем по порядку.
“Отелло” Джузеппе Верди
Постановка, сделанная сэром Питером Холлом, впервые была показана в сезоне 2001-02 годов. Спустя двенадцать сезонов “Отелло” возвращается на чикагскую сцену. На пресс-конференции Энтони Фрейд был настроен оптимистично: “Один из шедевров Верди на основе величайшей драмы Шекспира, поставленный одним из легендарных театральных и оперных режиссеров сэром Питером Холлом, – что может быть лучше для начала нового сезона”.
Остается только пожалеть, что в главной партии мы не услышим лучшего Отелло нашего времени, замечательного тенора Владимира Галузина. Партия Отелло – визитная карточка певца, он поет ее на лучших оперных сценах мира. Увы, не в Чикаго.
У нас Отелло будет петь южноафриканский тенор Йохан Бота.
Выпускница Джульярдской школы музыки и студии при Хьюстонской опере Анна Мария Мартинес (Дездемона) за последние годы прописалась в Лирик-опере. В Чикаго она поет в каждом сезоне, а в следующем – даже две партии (о второй – в следующий раз). А вот для итальянского лирического тенора Антонио Поли выступление в партии Кассио станет дебютом на американской оперной сцене.
“Мадам Баттерфляй” Джакомо Пуччини (новая для Чикаго постановка)
Какой же сезон без Пуччини! В Лирик-опере идут по кругу, бесконечно повторяя “Тоску”, “Турандот”, “Богема”. В новом сезоне пришла очередь “Мадам Баттерфляй”. Эта опера стала рекордсменом по количеству постановок в Чикаго. Только в Лирик-опере ее увидят в пятнадцатый раз! Энтони Фрейд говорит: “Чем популярней опера, тем сложнее становится задача создания новой постановки. Ведь несмотря на популярность оперы, новая постановка приглашает зрителей увидеть героев и знакомый сюжет “свежим глазом”. Я заказал постановку “Мадам Баттерфляй” Майклу Грэндейджу, работая в Хьюстоне. Я считаю его одним из самых интересных режиссеров нашего времени. В этой постановке мне нравится верность Грэндейджа либретто оперы“.
Партию Чио-Чио-сан поют дебютирующая в Чикаго южноафриканское сопрано Аманда Эчалаз и хорошо знакомая нам Патрисия Россетт. В партии Пинкертона – два дебютанта: американский тенор Джеймс Валенти и итальянский тенор Стефано Секко.
“Парсифаль” Рихарда Вагнера (новая постановка)
“Парсифаль” – последняя сценическая мистерия Вагнера. Исполняется торжественно и без аплодисментов – на этом особо настаивал композитор. Для дирижера сэра Эндрю Дэвиса “Парсифаль” – любимая опера Вагнера. По его словам, “она воплощает в себе священное и мирское, плотское и духовное, смирение и возможность обрести благодать”.
На пресс-конференции Энтони Фрейд рассказал о том, какой представляется режиссерская концепция оперы: “Режиссер Джон Кейрд и дизайнер Йохан Энгельс показывают историю, а не используют сюжет “Парсифаля” как аллегорию. Они создают пространственный мир, в котором символы оживают и превращаются в реальных героев. В полной мере используя большое сценическое пространство Лирик-оперы, создатели спектакля собираются сконструировать просторную, абстрактную, очень удобную среду”.
Великолепный американский баритон Томас Хэмпсон (Амфортас) пятый раз будет петь на сцене Лирик-оперы. Мы слышали его в партиях Атанаэля в “Таис” Ж.Массне (2002-03), Жермона в “Травиате” (2007-08), Макбета (2010-11) и Симона Бокканегра (2012-13) в одноименных операх Дж.Верди. Очень интересно услышать Хэмпсона в вагнеровском репертуаре! В партии колдуньи Кундри в Лирик-опере дебютирует американская певица греческого происхождения Даведа Каранас. В партии Гурнеманца – корейский басКвангхул Юн, победитель первого конкурса “Operalia” 1993 года.
“Травиата” Джузеппе Верди (новая постановка)
Последний раз мы слышали “Травиату” в сентябре-октябре 2007 года. В партии Виолетты блистала Элизабет Футрал, ее партнером был дебютировавший в Лирик-опере мальтийский драматический тенор (“мальтийский сокол”) Джозеф Калея. В 2010 году в Метрополитен-опере Калея исполнил партию Гофмана в “Сказках Гофмана”, где Антонией была неподражаемая Анна Нетребко. В марте они снова встретятся – на этот раз в Лирик-опере. Нетребко дебютирует в Чикаго в партии Мими в “Богеме”, Калея исполняет партию Рудольфо. А в следующем сезоне Калея возвращается в Чикаго, чтобы спустя семь лет повторить партию Альфреда в “Травиате”.
В партии Виолетты состоится один из самых многообещающих дебютов нового сезона. Мы встретимся с латышской певицей Мариной Ребекой, победительницей престижного международного вокального конкурса “Новые голоса”. Ее имя стало известно после сенсационного дебюта певицы в Зальцбурге с маэстро Риккардо Мути в 2009 году. Ребека исполнила партию Анаи в опере Дж.Россини “Моисей и Фараон”. В прошлом сезоне она дебютировала в Метрополитен-опере в партии Донны Анны в “Дон Жуане“, и после этого последовали дебюты в крупнейших оперных театрах мира: Ковент-гарден, Венская опера, Ла Скала, Немецкая опера Берлина, Maggio Musicale, фестивали в Баден-Бадене и Пизаро.
“Летучая мышь” Иоганна Штрауса (новая для Чикаго постановка)
Жемчужина венской оперетточной короны, бурлящая радость жизни, праздник Диониса, великолепная оргия, оперетта всех оперетт – как только не называли “Летучую мышь”. В Лирик-опере оперетта Штрауса последний раз ставилась в сезоне 2006-07 годов. Тогда впервые в Лирик-опере спектакль исполнялся на немецком языке.
Баритон из Дании Бо Сковхус четвертый раз приезжает в Чикаго. После принца Елецкого в “Пиковой даме” (2000-01), Генриха фон Айзенштайна в “Летучей мыши” (2006-07) и Сикстуса Бекмессера в “Нюрнбергских мейстерзингерах” (2012-13) он снова исполняет партию Айзенштайна. В опере “Летучая мышь” состоятся дебюты сразу четырех солистов: немецкой певицы Джулианы Банс (Розалинда), австрийской певицы Даниэллы Фалли (Адель), американского лирического тенора Майкла Спайрса (Альфред), австрийского баритона Адриана Эреда (доктор Фальк).
Дебютирующий в Чикаго американский режиссер Лорен Меекер уже ставил “Летучую мышь” в Сан-Франциско. Его постановка выдержана в традиционном стиле, а традиционный подход – это то, что всегда ценится в Лирик-опере.
“Севильский цирюльник” Джакомо Россини (новая постановка)
“Севильский цирюльник”, созданная по мотивам одноименной комедии П.де Бомарше, – наверно, самая популярная комическая опера всех времен. Звучит невероятно: Джакомо Россини написал свое бессмертное произведение за двадцать дней. Двадцать дней работы – и почти два века славы! Как и в случае с “Травиатой”, постановка “…цирюльника” всегда обречена на успех. Не сомневаюсь, что так будет и на этот раз.
В партии Розины дебютирует любимица Метрополитен-оперы, выпускница Джульярдской школы музыки, американская певица Изабель Леонард. Остальные исполнители нам хорошо известны. Американский баритон Натан Ганн (Фигаро) выступает в Лирик-опере уже седьмой раз. Партия Бартоло – визитная карточка итальянского баритона Алессандро Корбелли. Сэр Эндрю Дэвис сказал про него, что ему “удается рассмешить всех, оставаясь при этом абсолютно серьезным, – качество, достойное восхищения”.
В опере “Севильский цирюльник” дебютирует один из лучших молодых итальянских дирижеров, главный дирижер театра Коммунале в Болонье Мишеле Мариотти.
“Русалка” Антонина Дворжака (новая постановка, премьера Лирик-оперы)
“Русалка” – единственная опера Дворжака, которая, несмотря на вокальные сложности и чешский язык, ставится сегодня повсеместно. (Как тут не вспомнить совсем другую судьбу еще одной “Русалки” – чудесной оперы А.Даргомыжского, которая практически неизвестна за пределами России.) Энтони Фрейд называет ”Русалку” “трагической сказкой и одной из самых красивых романтических опер”: “Я счастлив, что мы, наконец, сможем сделать этот спектакль в Лирик-опере, да еще с таким потрясающим составом исполнителей”.
“Потрясающий состав исполнителей” возглавляет российская певица Екатерина Губанова (Княжна). В партии Русалки мы вновь услышим Анну Марию Мартинес, дебют которой в этой партии состоялся на музыкальном фестивале в Глайндебурне. (Этот спектакль выпущен на DVD.) Партнером Мартинес выступил лауреат премии Ричарда Такера 2007 года, американский тенор Брендон Йованович (Принц).
Постановки английского режиссера, сэра (он был награжден этим титулом в прошлом году) Дэвида Маквикара всегда интересны и неожиданны. В Лирик-опере мы видели пять его спектаклей, из них два – в этом сезоне: “Электра” и “Нюрнбергские мейстерзингеры”. Приятно, что в Чикаго регулярно работает один из самых востребованных оперных режиссеров мира.
“Милосердие Тита” В.А.Моцарта (новая для Чикаго постановка)
В Лирик-опере предпоследняя опера Моцарта (премьера состоялась в 1791 году, меньше чем за месяц до “Волшебной флейты”) “Милосердие Тита” ставилась лишь однажды – в 1989 году. Среди солистов – знакомые все лица. Исполнитель партии Тита – Мэтью Поленцани. С 1995 года он исполнил в Лирик-опере десять партий. Часто именно в Чикаго он пробует свои силы в новом репертуаре. Здесь он спел своих первых Гофмана (2011-12) и Вертера (2012-13), здесь в новом сезоне состоится еще один дебют Поленцани – в партии Тита.
Третий раз в Лирик-опере выступает замечательная американская певица Джойс Ди Донато. В этом сезоне она потрясла всех в Карнеги-холле, виртуозно исполнив музыку в стиле барокко, а спустя несколько месяцев о ней вновь говорил весь оперный мир. Она триумфально сыграла (именно сыграла, а не просто спела) Марию Стюарт в одноименной опере Г.Доницетти в МЕТе. (Кстати, ее партнером – графом Лестером – был не кто иной, как Мэтью Поленцани.)
“Милосердие Тита” – еще одна постановка Маквикара на сцене Лирик-оперы. Премьера оперы прошла на фестивале в Экс-ан-Провансе в 2011 году. Побывавший на премьере Энтони Фрейд говорит: “Маквикар рассматривает историю времен Древнего Рима сквозь призму эпохи Просвещения. Соответственно, костюмы и декорации оперы не из древнеримских времен, а относятся к концу XVIII века”.
Концерт Рене Флеминг и Йонаса Кауфмана
19 марта 2014 года
После двух сольных вечеров (2010 и 2011 годы), совместных выступлений с Дмитрием Хворостовским и Сьюзан Грэхем в пятом ежегодном концерте к Рене Флеминг присоединится один из лучших теноров нашего времени – замечательный Йонас Кауфман. Концерт Флеминг и Кауфмана, как концерты Флеминг в прошлые годы, доступен только обладателям абонементов, билеты на него продаваться не будут. Программа концерта будет объявлена дополнительно.
Пятьдесят девятый оперный сезон продлится двадцать четыре недели – на одну меньше, чем текущий. За это время мы увидим шестьдесят семь спектаклей. Покупая абонементы на оперы будущего сезона (независимо от дня недели), зрители могут сэкономить около сорока процентов. Снижены цены на отдельные секции в партере, предлагаются скидки для групп более пятнадцати человек. 22 марта 2014 года устраивается день специального семейного просмотра оперы “Севильский цирюльник”, адаптированной для самых маленьких слушателей. Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли каждой оперы будут в прямом эфире транслироваться на классической волне 98.7 WFMT. Их можно найти на сайте радиостанции www.wfmt.com.
NotaBene!Билеты на спектакли этого сезона иабонементы на новый сезон можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 NorthWackerDrive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.
Сергей Элькин
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Лирик-оперы
Фото 2. Йохан Бота – Отелло. Метрополитен-опера. Фото Кена Ховарда
Фото 3. Квангхул Юн. Берлинская опера. Фото Моники Риттершаус
Фото 4. Бо Сковхус. Фото Балмеранда Диксона
Фото 5. Мэтью Поленцани. Фото Дарио Акосты
Фото 6. Рене Флеминг. Фото Эндрю Экклса
NotaBene!Билеты на спектакли этого сезона иабонементы на новый сезон можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 NorthWackerDrive, Chicago, IL 60606. Справки по телефону 312-332-2244.
Сергей Элькин,