В декабре 2011 года спектаклем “Пропасть для свободных людей” по пьесе Гильерме Фигейредо “Лиса и виноград” (“Эзоп”) в Чикаго родился новый театральный коллектив – театр-студия “Инкогнито”. 23 и 24 марта 2013 года театр представит свою вторую работу. “Представление без антракта” (как написано в аннотации), созданное по пьесе Михаила Зощенко “Свадьба” и воспоминаниям К.Паустовского о И.Бабеле, называется “Все может быть!” Режиссер-постановщик спектакля – Борис Носовский. Заинтригованный необычным сочетанием художественного произведения (пьеса) и документальными воспоминаниями, а также жанром спектакля – буффонада, – я обратился с вопросами к актеру, продюсеру, президенту театра Анатолию Непокульчицкому. Интервью в полном смысле этого слова записано “с колес” – в театре идут постоянные репетиции, и времени на разговоры не остается. Тем не менее для нашей газеты Анатолий сделал исключение.
– У нас нет разделения на чисто публицистический и художественный жанры. На базе рассказа Паустовского о Бабеле Борис Носовский сделал инсценировку и получился сюжет об Одессе. С этого начинается наш спектакль. А во второй части представления мы приглашаем зрителей погулять на свадьбе. Мы пытаемся в наших студийных условиях восстановить первоначальный принцип лицедейства. Актеры надевают разные маски, изображают разных персонажей, говорят что-то от себя… Все сплетено в единый клубок, все определяется жанром спектакля. Мы разыгрываем Буффонаду!
– То есть можно сказать, что “Все может быть!” – это хорошо подготовленная импровизация артистов?
– Я бы добавил – с единой темой и в одном жанре. Мы хулиганим на сцене, поднимая при этом серьезные темы. Чаплин в маске маленького человека в котелке и больших ботинках тоже бегает, спотыкается, падает, но мы понимаем, какая глубина стоит за всей этой внешней легкостью. Есть мысль, есть над чем задуматься… Мы пытаемся пойти по этому пути доступными нам методами. При внешней бесшабашности в спектакле поднимаются социальные темы: о культуре, хамстве, взаимоотношении людей. Жанр спектакля подкрепляется музыкой и пластическими движениями – тем, что всегда было присуще площадным актерам. Я избегаю произносить громкое слово “хореография”. Танцевальные номера у нас идут не в форме дивертисмента, а они органически вплетены в ткань спектакля. Даже драка на свадьбе у нас происходит в движении. В свое время в Киевском экспериментальном театре-студии я играл в спектакле “Плаха” по повести Ч.Айтматова. Там была музыка, там были движения, но это нельзя было назвать балетом или танцем в привычном значении этих слов. Сила была в энергетике и рваном ритме. Дикая первобытность движений волчьей стаи в серой мешковине и с повязками на головах смотрелась завораживающе! Оправданные драматургически движения срабатывают лучше, чем красиво поставленный хореографический номер.
Анатолий Непокульчицкий упомянул спектакль “Плаха” Киевского экспериментального театра-студии. Я помню, как гремел этот спектакль на всю страну! В отличие от спектакля Иосифа Райхельгауза в “Современнике”, киевская постановка Влада Пилипенко была совершенно иной. Линия волков развивалась без слов, она вся решалась в пластике драматического театра. Анатолий Непокульчицкий играл в спектакле две роли: в первой части – Гришана, во второй – маленькую роль чабана. С “Плахой” театр гастролировал по Украине, России, Молдавии. Большой успех ожидал театр в Мюнхене.
Расскажу о некоторых других актерах, участвующих в спектакле “Все может быть!”. После нескольких лет отсутствия на драматическую сцену Чикаго возвращается Елена Бернат. После окончания ГИТИСа (курс Владимира Канделаки) актриса играла главные роли на сценах Вологодского драматического театра, Альтернативного театра Минска, Чикагского русского театра “Атриум”. Многим зрителям запомнился ее недавний поэтический моноспектакль “Мой Серебряный век”.
Как всегда, интересны и непредсказуемы известные чикагские актеры Лидия Сорока и Борис Борушек. Мы хорошо помним их яркие, запоминающиеся роли в спектаклях театра “Атриум”.
Не первый раз выходят на сцену актеры Анна Гомон, Александр Соловейчик, Виктор Табачук.
В спектакле заняты молодые актеры Василий Гапюк, Владимир Голуб, Ирина Козак, Кристина Тымчук, Катя Фисяк, Ирина Щербинина. Анатолий Непокульчицкий рассказывает: “Молодежь принесла в спектакль энергетику, задор, живую струю. Мы специально не проводили набор. Несколько человек обратились к нам после первого спектакля и изъявили желание поучаствовать в следующей постановке… У нас хорошая атмосфера. Нет академизма, нет разделения на массовку и исполнителей главных ролей. Конечно, на кого-то ложится более серьезная смысловая нагрузка, но проходных ролей нет. Каждая роль должна прозвучать, чтобы получилась не какофония, а симфония. К тому же каждый актер играет несколько ролей. В этом, опять же, есть что-то от площадного театра”.
Постановщик спектакля Борис Носовский работал главным режиссером в театрах России, Казахстана, Беларуси. Мне он известен своими серьезными работами в Национальном академическом театре имени Я.Купалы (Минск) и Национальном академическом драматическом театре имени Я.Коласа (Витебск). В спектакле “Все может быть!” Носовский выступает также в качестве автора инсценировки, композитора и актера.
– В аннотации к спектаклю написано: “Мы хотим пригласить вас заглянуть в Одессу прошлого века”. Действие происходит только в Одессе?
– В первой части спектакля действие происходит в Одессе, а потом плавно переходит в Москву. Не имеет значения, в каком городе происходит наша история. Она может происходить и в Москве, и в Чикаго, и где угодно. Разговор в спектакле идет о нас и нашей жизни. Какие мы на самом деле, что мы прячем за показными проявлениями чувств, когда мы хотим казаться лучше… Мы не ставим перед собой цель перевоспитать зрителя. Мы хотим посмеяться над своими пороками, заострить внимание на наших “болячках”… Может быть, кто-то задумается…
На прощание Анатолий Непокульчицкий сказал: “Надеюсь, наш спектакль будет интересен зрителям! Надо пробовать, дерзать, пытаться – без этого жизнь постная! Рассказывать о музыкально-буффонадном представлении – дело абсолютно неблагодарное. Приходите, и сами все увидите!”
Я присоединяюсь к словам Анатолия Непокульчицкого и приглашаю вас, уважаемые читатели, на премьеру. Там и поговорим!
Notabene! Премьера спектакля “Все может быть!” состоится 23 марта 2013 года в 7 часов вечера и 24 марта 2013 года в 5 часов вечера в Prairie Lakes Theatre по адресу: 515 East Thacker Street, Des Plaines, IL 60016. Билеты можно приобрести в русских книжных магазинах Чикаго и пригородов, на сайте театра http://theaterincognito.org/plays.html или по телефону 773-485-2800. Билеты от $20. На сайте возможно купить билеты со скидкой.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Логотип театра “Инкогнито”
Фото 2. Анатолий Непокульчицкий
Фото 3. Борис Носовский