За последние несколько лет в Чикаго побывали многие прославленные оркестры Европы. Мы слышали великолепное звучание лейпцигского Гевандхауз-оркестра и оркестра Амстердама “Концертгебау”, Венского, Лондонского симфонических оркестров и оркестра театра “Ла Скала”, оркестра Мариинского театра и Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. 14 апреля нас ждет встреча с одним из старейших симфонических оркестров мира – Дрезденской государственной капеллой или, как ее (по-немецки) называют во всем мире, Дрезденской Штаатскапеллой.
В этом году оркестру исполняется четыреста шестьдесят пять лет! С момента своего основания в 1548 году оркестр играл важную роль в истории Дрездена. В городе жили и творили такие известные композиторы и органисты, как Михаэль Преториус и Гейнрих Шютц. На протяжении тридцати лет (с 1734 по 1763 годы) капельмейстером оркестра при дворе курфюрста саксонского Августа II Сильного служил легендарный немецкий музыкант Иоганн Адольф Хассе. При нем Дрезден становится крупнейшим музыкальным центром Европы. Хассе пишет оперу за оперой, главные партии в них исполняет жена композитора, итальянская певица Фаустина Бордони-Хассе. Лучшие музыканты считают за честь играть с Дрезденской Штаатскапеллой, лучшие голоса мира соревнуются за право выступить в Дрезденской опере. Даже поражение Саксонии в Семилетней войне (1756-1763 годы) не поколебило высочайшего музыкального авторитета Дрездена. Состоявшийся после окончания наполеоновских битв Венский конгресс провозгласил Саксонию королевством, а королевство со своей стороны пожелало развивать искусство и в первую очередь музыку. В Дрездене в то время была только Итальянская опера, но в 1817 году директор новой Королевской капеллы создал в городе Немецкую оперу. Она достигла своего расцвета под руководством первого композитора двора Карла Марии фон Вебера. Он руководил капеллой и Немецкой оперой в течение девяти лет: с 1817 по 1826 годы. Традиции фон Вебера продолжили Карл Готтлиб Рессингер и служивший в его ассистентах Рихард Вагнер. В 1823 году Людвиг ван Бетховен записывает в своем дневнике: “Со всех сторон слышно, что Капелла в Дрездене – лучший оркестр в Европе”. Итальянская опера не выдержала конкуренции с Немецкой и была расформирована, а Немецкая опера процветала.
В 1838 году архитектор Готтфрид Земпер получил заказ на создание Оперного театра, и в 1841 году состоялось торжественное открытие Дрезденской оперы. С тех пор дрезденцы называют театр оперой Земпера. Дрезденская Штаатскапелла получила постоянную прописку в этом театре, и оркестр, несмотря на огромное количество концертов, гастролей, записей, остается оркестром при опере.
В 1842 году в Дрезден был приглашен Рихард Вагнер, и уже в первые годы своего существования в Дрезденской опере прошли мировые премьеры его сочинений: “Риенци, последний из трибунов”, “Летучий голландец”, “Тангейзер”… Вагнер переехал в Дрезден, стал Королевским саксонским капельмейстером двора и принялся за работу. Композитор называл Дрезденскую Штаатскапеллу “волшебной арфой”, которая поддерживала и развивала его идеи о гармоническом звучании музыки. Вагнер работал в театре вплоть до 1849 года, но, к сожалению, он занимался не только сочинительством опер. Композитор познакомился с русским революционером Михаилом Бакуниным, стал заниматься революционной деятельностью и в результате, чтобы избежать ареста, был вынужден бежать в Цюрих. В Дрезден он больше не вернулся. Его сотрудничество с Дрезденской оперой на этом завершилось.
В 1869 году в Дрездене случился пожар, и здание театра полностью сгорело. За работу взялся сын Земпера. Дрезденская опера вновь была открыта в 1878 году.
В 1858 году были проданы первые абонементы на концерты оркестра. Этой инициативе, получившей впоследствии распространение по всему миру, в этом году исполняется сто пятьдесят лет! А еще в Дрездене был впервые учрежден специальный пост композитора при Капелле. Его занял придворный композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, с Дрезденом связана одна очень известная история. В 1717 году в город приехал известный французский музыкант Луи Маршан. Дрезденский капельмейстер Волюмье решил пригласить Баха и устроить музыкальное состязание между двумя известными клавесинистами. Бах и Маршан согласились. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан, который, видимо, имел перед тем возможность послушать игру Баха, спешно и тайно покинул город. Состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
После Баха позиция композитора при Капелле оставалась незанятой, и лишь в 2008 году традиция возобновилась: титул получила сорокапятилетняя Изабель Мандри… Но вернемся к истории оркестра.
После Первой мировой войны Королевская капелла получила название Саксонской государственной оперы и Саксонской государственной капеллы. В 1923 году при оркестре была образована Школа музыки, известная сегодня как Государственная академия музыки и театра. Первым руководителем Школы был Фриц Буш, много лет Академию возглавлял Карл Бем. Большую часть сегодняшнего состава оркестра составляют выпускники Академии. Они продолжают славные традиции великих музыкантов прошлого. Может быть, в продолжении этих традиций и состоит секрет особой атмосферы, царящей в оркестре?..
В 1945 году при бомбардировке Дрездена здание оперного театра было полностью разрушено. Спустя сорок лет оно было воссоздано в точном соотвествии с планом Земпера и сегодня вновь занимает свое историческое место на Театральной площади. Ренессансная архитектура, утонченная орнаментика и особая акустика делают дрезденский театр Земпера одной из вершин театральной архитектуры.
Среди прославленных имен, сотрудничавших с Дрезденским оркестром на протяжении четырех с половиной столетий, выделяется имя Рихарда Штрауса. Более шестидесяти лет длилась связь Штаатскапеллы и выдающегося композитора! Их взаимная привязанность началась в 1882 году, когда тринадцать музыкантов оркестра впервые исполнили Серенаду для духовых Штрауса. В Дрездене прозвучали мировые премьеры девяти (!) опер композитора, от ранних шедевров “Погасшие огни”, “Саломея”, “Электра”, “Кавалер роз” до оперы “Дафна”, написанной им в 1938 году. Штраус посвятил музыкантам Штаатскапеллы свою “Альпийскую симфонию” и продирижировал мировой премьерой этого сочинения в 1915 году. Дружба композитора и оркестра была столь близкой, что в городе стали говорить о Штаатскапелле как об оркестре Штрауса. На праздновании четырехсотлетия со дня основания оркестра в 1948 году восьмидесятичетырехлетний маэстро (за год до его смерти) сказал: “С этим оркестром у меня связаны великолепные воспоминания. Звук этого несравненного оркестра всегда приводит меня в восхищение и заставляет произносить слова нежной благодарности”.
В разные годы Дрезденской оперой и оркестром руководили прославленные музыканты Эрнст фон Шух (1882-1914), Джозеф Келберт (1945-1950), Рудольф Кемпе (1949-1953), Курт Зандерлинг (1964-1967), Герберт Бромстедт (1975-1985, он записал с оркестром полный цикл Симфоний Бетховена), Джузеппе Синополи (он руководил оркестром с 1992 года вплоть до своей смерти в 2001 году). Почетным дирижером оркестра долгие годы является сэр Колин Дэвис. С 1914 по 1921 годы во главе Дрезденской оперы и Штаатскапеллы стоял Фриц Райнер – дирижер, сыгравший огромную роль в истории Чикагского симфонического оркестра. Параллели с Чикаго продолжаются по сегодняшний день. На протяжении трех лет – с 2002 по 2004 годы – главным дирижером оркестра был Бернард Хайтинк. Как известно, с 2006 по 2010 годы он занимал пост главного дирижера ЧСО, а сейчас каждый год приезжает в Чикаго в качестве приглашенного дирижера.
С 2007 по 2012 годы Дрезденской оперой и Штаатскапеллой руководил талантливый итальянский дирижер Фабио Луизи, нынешний руководитель Цюрихской оперы и главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы.
В Чикаго Дрезденская Штаатскапелла приезжает с новым главным дирижером – немецким маэстро Кристианом Телеманом.
Концерт Дрезденской Штаатскапеллы полностью составлен из произведений Иоганнеса Брамса. В программе – Академическая фестивальная увертюра, Четвертая симфония и Концерт для скрипки с оркестром. Солистка – Лиза Батиашвили.
Лиза Батиашвили родилась в музыкальной семье в Грузии. Первые уроки скрипичной игры получила от своего отца. В 1991 года семья переехала в Германию. Лиза училась в Гамбургской высшей школе музыки (класс профессора Марка Лубоцкого) и Мюнхенской консерватории (класс профессора Анны Чумаченко). В 1995 году завоевала Вторую премию на Международном конкурсе скрипачей имени Сибелиуса в Хельсинки, в 2006 году была удостоена премии “Бетховенское кольцо” на Бетховенском музыкальном фестивале в Бонне. Лиза Батиашвили записывается на студии “Deutsche Grammophone”, активно гастролирует, выступая с лучшими оркестрами Европы. В США она почти каждый сезон играет с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, часто солирует в выступлениях Филадельфийского и Бостонского симфонических оркестров. В Чикаго мы слышали Батиашвили только однажды – в марте 2006 года. С ЧСО она блестяще исполнила Скрипичный концерт Сибелиуса.
В музыкальном магазине на первом этаже Симфонического центра можно будет купить новый CD (он поступил в продажу в феврале этого года) с записью Скрипичного концерта И.Брамса с теми же исполнителями, а после концерта Лиза Батиашвили подпишет всем желающим этот диск.
Notabene! Концерт Дрезденской Штаатскапеллы состоится 14 апреля в три часа дня в Чикагском симфоническом центре по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Справки и заказ билетов по телефону 312-294-3000, а также на сайте Симфонического центра http://www.cso.org/.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1-2. Дрезденская Штаатскапелла. Фото Маттиаса Кройтцигера
Фото 3. Лиза Батиашвили