С 17 по 19 мая в Чикаго пройдут гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Одна из лучших балетных трупп мира покажет спектакль “Роден”, посвященный судьбе гениального французского скульптора Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Пятнадцать счастливых лет отпустила им судьба, а потом был разрыв и сумасшествие Камиллы длиной тридцать лет. Используя реальные события из жизни Родена и Клодель, Борис Эйфман создал грандиозную сагу о любви, страсти и всепобеждающей силе искусства. Вот что говорит хореограф о своей новой работе: “Жизнь и любовь Родена и Клодель – удивительная история двух художников, в невероятно драматичном союзе которых сплелись воедино страсть, ненависть, творческая ревность… Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обретать новый стиль и создавать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта. После расставания с Роденом Клодель погружается во мрак безумия. Душу несчастной испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю и возлюбленному, укравшему, как полагала Камилла, ее жизнь и дар. В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы… На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему я стремился, сочиняя новый балет. Спектакль “Роден” – это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника”.
В балете использована музыка из произведений М.Равеля, К.Сен-Санса, Ж.Массне.
Художник-постановщик – Зиновий Марголин. Костюмы – Ольга Шаишмелашвили.
Свет – Глеб Фильштинский, Борис Эйфман.
Мировая премьера балета состоялась 22 ноября 2011 года в Санкт-Петербурге.
Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в тринадцать лет. По этому случаю он завел специальную тетрадь под названием “Мои первые спектакли”. На первой странице было написано следующее: “Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества”. В тринадцать лет будущий балетмейстер понял, что может СОЧИНЯТЬ балеты, а не только танцевать их. Эйфман начал серьезно думать о профессиональных занятиях балетом. Сразу после окончания балетной школы он поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории и окунулся в насыщенную балетную жизнь. Ему повезло вдвойне, потому что он сблизился с выдающимся балетмейстером Леонидом Якобсоном. Но Эйфман не работал у Якобсона. Будучи студентом консерватории, он был приглашен в Вагановское училище, проработал там десять лет как хореограф, сочиняя новые произведения для студенческих концертов. Его дипломной работой стал балет “Гаянэ” на музыку Арама Хачатуряна, поставленный в Малом оперном театре. Это было блистательное начало творческого пути Эйфмана. С этим спектаклем он дебютировал за границей, в польском городе Лодзь. Он ставил в Кировском театре и за рубежом, но до 1977 года у него не было возможности поставить именно свой балет – он всегда выполнял заказы тех, кто его приглашал. И вот в 1977 году Эйфману предложили создать свою небольшую труппу при Ленконцерте. Театр “Новый балет” (таково первое название театра балета Бориса Эйфмана) побывал на гастролях в Москве, имел громкий успех. Но Ленинградскому обкому и лично товарищу Романову это не понравилось. Первые десять лет артисты театра репетировали в спортивных залах. Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленьким коллективом Эйфман сумел произвести сильнейшее впечатление первой же программой, в которую вошли спектакли “Только любовь” Р.Щедрина, “Искушение” Р.Уэйкмана, “Под покровом ночи” Б.Бартока, “Прерванная песня” И.Калныньша, “Двухголосие” Баррета, где звучала музыка из репертуара группы “Пинк Флойд”. Очевидцы до сих пор вспоминают эту программу как потрясение. Эйфман рассказывает, что он репетировал в трех точках Ленинграда: утром – в одном микрорайоне, днем – в другом, вечером – в третьем. Это было ужасно трудно для артистов. Когда балетмейстер решил поставить “Мастера и Маргариту”, он думал, что это будет его “лебединая песня”, потому что дальше так существовать было невозможно. Театр показывал балет “Поединок” по повести Куприна три или четыре раза, а на худсовете говорили, что после этого спектакля возрастет дезертирство в армии, говорили: “Вы покалечите молодые души наших ребят”. Когда они показывали “Фигаро”, ему говорили, что это не хореография, а порнография… И так далее…
А потом все изменилось. “Другие времена настали наконец-то”, – как пел Юлий Ким. В 1987 году балет Эйфмана “Мастер и Маргарита” был принят худсоветом “на ура”. И тогда те, кто буквально полгода назад его травили, стали говорить, что “вот, наконец-то появилось искусство, адекватное времени”. Так Эйфман превратился в авангардиста и модного балетмейстера.
В репертуаре театра Эйфмана более сорока пяти созданных им балетов. Жанровое разнообразие спектаклей поразительно: балеты-притчи и балеты-биографии, балеты-драмы и балеты-буфф, рок-балеты и балеты-сказки, балеты-романы и балеты-библейские легенды. Велико и жанровое разнообразие постановок: полнометражные одноактные спектакли, камерные балеты, хореографические миниатюры. Эйфман первым на балетной сцене обратился к творчеству Достоевского, поставив спектакль “Идиот” на музыку Шестой симфонии Чайковского. Не менее ярким явлением в балетной жизни стал спектакль Эйфмана “Чайковский” – дерзкая попытка проникнуть в сложнейший духовный мир гения. В спектакле “Дон Кихот, или Фантазии безумца” смелая фантазия балетмейстера преображает хорошо знакомую музыку Минкуса. В 1995 году Эйфман снова возвращается к творчеству Достоевского, поставив балет “Карамазовы” на музыку Рахманинова, Вагнера и Мусоргского. Хореограф один за другим выпускает новые спектакли: “Красная Жизель” на музыку Чайковского, Бизе и Шнитке, посвященный великой русской балерине Ольге Спесивцевой; “Мой Иерусалим”, навеянный посещением Израиля; “Русский Гамлет” – балет о царевиче Павле, сыне Екатерины Великой; “Кто есть кто” – спектакль об истории эмиграции начала ХХ века. Недавно Эйфман показал хореографическую трилогию, созданную на основе шедевров русской литературы, – “Анна Каренина” Л.Толстого, “Чайка” А.Чехова и “Евгений Онегин” А.Пушкина. Эйфман сам пишет либретто, сам создает музыкальную, световую и цветовую партитуры спектакля, и, конечно, хореографический текст. Он и драматург, и режиссер-постановщик, и хореограф.
Новый балет Бориса Эйфмана “Роден” удостоен четырех высших театральных премий Санкт-Петербурга “Золотой софит”, в том числе – за лучшую балетную постановку 2012 года, лучшую мужскую роль в балете (Олег Габышев), лучшую женскую роль в балете (Нина Змиевец) и лучшую работу художника (Зиновий Марголин). Спектакль был номинирован на четыре Национальные театральные премии России “Золотая Маска”. Олег Габышев стал лауреатом в номинации “Мужская роль в балете”.
Об истории и сегодняшнем дне Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана читайте на сайте http://www.eifmanballet.ru/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящем спектакле.
17 мая, 7.30 pm; 18 мая, 8.00 pm; 19 мая, 3.00 pm. Auditorium Theatre. 50 East Congress Parkway, Chicago, IL 60605. Билеты можно заказать на сайте www.auditoriumtheatre.org, по телефону 800-982-2787 или в кассе театра.
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Борис Эйфман. Фото Нины Аловерт
Фото 2-4. Сцены из спектакля “Роден”. Фото Николая Крассера