21 июня, 6.30 pm; 22 июня, 7.30 pm. Восточная и западная музыкальные традиции объединяются в пьесе “Iris dévoilée” китайского композитора Цигана Ченя для двух сопрано и старинных китайских инструментов эрху, пипы, гучжена. Исполнители: Ву Янио (сопрано), Менг Менг (сопрано), Вей-Янг Энди Лин (эрху), Янг Вей (пипа), Йи Янг (гучжен). Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Несколько слов о новых для Чикаго инструментах, исполнителях и композиторе. Эрху – старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Родившийся на Тайване выпускник Джульярдской школы, музыкант Вей-Янг Энди Лин игру на эрху совмещает с более привычным нам инструментом – альтом. Он является концертмейстером группы альтов в Solisti Ensemble и в ансамбле “New York Classical Players”, а также играет в известном струнном квартете “Amphion”.
Пипа – китайский четырехструнный щипковый инструмент типа лютни. Играющий на этом инструменте Янг Вей занимается музыкой с шести лет. К тринадцати он решил сконцентрироваться на старинных китайских инструментах. С 1996 года Янг Вей живет в Чикаго. С 2000 года по приглашению Йо Йо Ма участвует в гастролях ансамбля “Шелковый путь”.
Гучжен – традиционный китайский инструмент с более чем двухтысячелетней историей, принадлежащий к семейству цитры. В настоящее время гучжен переживает настоящий ренессанс и является одним из самых популярных инструментов в Китае. Йи Янг – победительница Международного конкурса игры на китайских инструментах,
настоящий виртуоз игры на гучжене. Какое-то время она была музыкальным руководителем ансамбля Китайского университета и художественным руководителем Международного китайского музыкального фестиваля в Принстоне.
Своей пьесе, которая будет исполняться в Чикаго, китайский композитор Циган Чен дал французское название. Это не случайно. Но… обо всем по порядку. Чен родился в 1951 году в Шанхае. Его мать была музыкантом, отец – художником, ректором Пекинской академии изобразительных искусств. Когда Цигану было четырнадцать лет, его – студента Центральной пекинской консерватории – арестовали и отправили на “идеологическое перевоспитание”. Три года тюрьмы, трудовых лагерей и ссылки в деревню – Циган Чен на себе испытал все прелести “культурной революции”. Когда ситуация в стране изменилась, он повторно сдал вступительные экзамены и опять поступил в консерваторию по классу композиции. В 1983 году после победы на Национальном музыкальном конкурсе молодой композитор получил стипендию от правительства Франции. С 1984 года он учится в Парижской консерватории у Оливье Мессиана. В интервью сайту “gbtimes.com” Циган Чен рассказал некоторые малоизвестные подробности своей жизни во Франции: “По сравнению с Китаем Франция в то время показалась мне настоящим раем. Это была страна свободы… Я хотел во что бы то ни стало быть похожим на французских композиторов. Своими знаниями о музыкальном авангарде и вообще о современной музыке того времени я обязан моему учителю Оливье Мессиану. Он оказал на меня самое больше влияние в мои первые годы жизни во Франции”. В середине восьмидесятых классику французской классической музыки Оливье Мессиану было уже далеко за семьдесят. Он был на пенсии и только что закончил работу над оперой “Святой Франциск Ассизский”. Циган Чен вспоминает: “Я был единственным, кому посчастливилось стать учеником маэстро. Я приехал из далекой коммунистической страны и искренне полагал, что моя главная цель в том, чтобы служить обществу и народу. Оливье Мессиан был в этом смысле больший индивидуалист. Кроме того, он был весьма религиозен. Столь резкий контраст во взглядах добавил остроты нашим отношениям”. Стипендии Чену не хватало, и Мессиан помогал своему ученику не только в музыкальных вопросах. “Мессиан приглашал меня выступить на концертах вместе с ним. Это приносило мне некий доход. Почти каждый месяц, после одного из уроков, он давал мне конверт, где лежала небольшая сумма денег. Причем делал он это в крайне деликатной манере, чтобы никак не обидеть меня и не задеть моих чувств. Он просто говорил: “Возьми это и купи себе что-нибудь поесть”… Когда я жил в Китае, я не слишком интересовался национальным богатством своей собственной страны. Мой учитель Оливье Мессиан дал мне понимание того, что мы должны обращать гораздо больше внимания на богатство нашей традиционной культуры. Это стало главным принципом моего творчества”. В 1992 году Циган Чен получил французское гражданство и с тех пор делит свое время между Парижем и Пекином.
Музыка Цигана Чена известна по двум фильмам знаменитого китайского режиссера Чжана Имоу: “Под сенью боярышника” (“Under the Hawthorn Tree”, 2010) и “Цвета войны” (“The Flowers of War”, 2011). Их сотрудничество началось с самой известной картины Имоу “Зажигая красный фонарь” (“Raise the Red”, 1991). В 2000 году по сценарию этой картины Чен сочинил балет “Жены и наложница”. Циган Чен был автором музыкального оформления Пекинской Олимпиады 2008 года, а режиссером-постановщиком церемонии открытия был Чжан Имоу.
Наряду с сочинением Циганя Ченя на концертах прозвучат жемчужины французской музыки – сюита Г.Форе к пьесе М.Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда” и Вальс М.Равеля. Густав Форе был первым, кто обратил внимание на драму Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда”. Его сочинение датируется 1898 годом. В том же году оперу по этому сюжету начинает писать Клод Дебюсси. Ее премьера состоялась в 1902 году.
Открытые репетиции пройдут 18 июня с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 20 июня с 10.30 am до 1.00 pm; 21 июня с 11.00 am до 1.30 pm.
26 июня, 6.30 pm. В этот вечер Оркестром Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара будут исполнены звучащие редко произведения первой половины XX века: Пятая симфония Р.Воана-Уильямса, Концерт для кларнета с оркестром К.Нильсена и пьеса“Thunderbolt P47” Б.Мартину. Центральным событием вечера обещает стать дебют шведского кларнетиста Мартина Фроста. Его репертуар поистине безграничен. Он простирается от барочной музыки XVII века до произведений современных композиторов. Специально для него были написаны “PeacockTales” Андерса Хиллборга и Концерт для кларнета с оркестром Калеви Ахо. Мартин Фрост был первым исполнителем концерта Рольфа Мартинссона. В этом сезоне прошли его концерты в Амстердаме и Болонье, где с Филармоническим оркестром Нидерландского радио он исполнил Концерт Бента Соренсена. Мартин Фрост руководит двумя фестивалями камерной музыки: Vinterfest (Мора, Швеция) и International Chamber Music Festival (Ставангер, Норвегия). В 2011 году музыкант совместно с Австралийским камерным оркестром выпустил альбом “DancestoaBlackPipe”.
Что касается пьесы“Thunderbolt P47”, то надо отметить, что это второе произведение чешского композитора Богуслава Мартину, исполняемое в этом месяце. В начале июня в Чикагском симфоническом центре с огромным успехом был исполнен его Гобойный концерт. Чикагским симфоническим оркестром дирижировал Риккардо Мути. Солировал концертмейстер группы гобоев ЧСО, блестящий музыкант Евгений Изотов.
Открытая репетиция пройдет 26 июня с 11.00 am до 1.30 pm.
В ближайшие недели на фестивале выступят главный дирижер Филармонического оркестра Северо-Западной Германии (Nordwestdeutsche Philharmonie) и главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Поморской филармонии (Польша) Юджин Цигане, итальянский пианист Алессио Бакс, солисты Эрин Волл (сопрано), Джереми Овенден (тенор), Алан Хелд (бас). Нас ждут Военный реквием Б.Бриттена и Концерт для фортепиано с оркестром С.Барбера, знаменитые танцевальные мелодии и музыкальное путешествие в Южную Африку. Об этом и о многом другом – в следующих выпусках рубрики “Грант-парк-2013”.
Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Справки по телефону 312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Янг Вей с пипой
Фото 2. Мартин Фрост. Фото Матса Бокера