…Немного истории. 1931 год. Разгар Великой депрессии. В городе орудует банда Аль Капоне, устраиваются гангстерские разборки. Как раз в это время в городе была создана “Корпорация убийц” – исполнителей смертных приговоров мафии. В Чикаго процветала контрабанда алкоголя и наркотиков… Как в это тяжелейшее для города время мэру Антону Чермаку пришла в голову мысль проводить в Грант-парке концерты классической музыки, история умалчивает, однако за дело он взялся напористо и в качестве главного союзника привлек к себе президента Чикагской федерации музыкантов Джеймса Петрилло (этот пост он занимал на протяжении сорока лет – с 1922 до 1962 года). Перед Петрилло была поставлена задача составить программы концертов и сделать их доступными для максимального количества людей. Для этого в южной части Грант-парка построили большую сценическую площадку. От частных лиц на эти цели собрали сто тысяч долларов – огромная по тем временам сумма! Подготовка к открытию музыкального фестиваля совпала в 1933 году с празднованием столетия со дня основания Чикаго, но к юбилею города все подготовить не смогли – городские власти решили не торопиться. Работа продолжалась еще два года. 1 июля 1935 года маршем Р.Вагнера из оперы “Тангейзер” открылся первый сезон концертов на открытом воздухе в Грант-парке. В течение шестидесяти шести вечеров прозвучали двадцать шесть симфонических программ и сорок концертов джазовой музыки.
Летний фестиваль в Грант-парке быстро завоевывал популярность. Уже в первые годы своего существования здесь выступили гениальный скрипач Яша Хейфец, дирижер Андре Костеланец, французская певица Лили Понс, активно выступавшая в те годы на сцене Метрополитен-оперы, многие другие. Концерты часто транслировали по общенациональным каналам NBC и CBS. К 1940 году количество концертов за одно лето перевалило за сотню, бывали дни, когда выступления проходили утром, днем и вечером!
С 1943 года музыкальный фестиваль в Грант-парке проходит под патронажем Чикагского паркового округа (Chicago Park District). В 1975 году сценической площадке Грант-парка было присвоено имя Джеймса Петрилло, сыгравшего определяющую роль в создании фестиваля, а спустя три года, в 1978 году, в том же парке, но немного севернее была построена новая площадка. На следующие четверть века (с 1978 до 2003 года) она стала домом летнего музыкального фестиваля и любимым местом отдыха многих чикагцев.
С 2004 года в жизни фестиваля открылась новая страница. На территории нового парка “Миллениум” распахнул свои двери павильон, акустическая система которого, созданная компанией “Таласке” из Оук-парка, специально предназначена для концертов на открытом воздухе. Павильон Джей Притцкер (он назван так по имени одного из главных меценатов Чикаго), построенный по проекту всемирно известного архитектора Франка Гери, стал украшением парка. Теперь здесь проходят все концерты музыкального фестиваля. (Отсюда – некоторая путаница в названии. Официальное название – Музыкальный фестиваль в Грант-парке, но проходит он в парке “Миллениум”.)
А теперь о дирижерах. Оркестр Грант-парка был создан в 1943 году, его первым главным дирижером стал Николай Малько. Ученик Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова и А.Лядова, музыкальный деятель, дирижер и педагог, у которого учились Евгений Мравинский и Илья Мусин, Николай Андреевич Малько на протяжении одиннадцати лет, с 1945 по 1956 годы, являлся музыкальным руководителем оркестра Грант-парка. Он провел с оркестром самые трудные годы становления, оставив в истории коллектива заметный “русский след”. (Может быть, отсюда неизменный интерес оркестра к русской классической музыке?!) Заинтересовавшись биографией этого музыканта, я нашел в ней немало любопытных фактов. В 1909 году Малько стал дирижером балета Мариинского театра. Последние годы перед Октябрьским переворотом дирижер играл важнейшую роль в столичной музыкальной жизни, являясь главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества. Тем не менее неожиданно для многих после октября 1917 года Малько стал поддерживать большевиков и из-за этого даже имел конфликты с некоторыми музыкантами. Дирижер работал в Госконцерте, организовывал концерты в Доме Красной армии. В 1925 году Малько переехал в Ленинград. В том же году он стал главным дирижером Ленинградской филармонии, а в 1927 году – директором филармонии. 12 мая 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии прошел исторический концерт, на котором оркестр под управлением Малько впервые исполнил Первую симфонию девятнадцатилетнего Д.Шостаковича. Спустя год там же состоялась мировая премьера Второй симфонии композитора. За дирижерским пультом вновь стоял Николай Малько. В 1928 году дирижер выехал на гастроли в Вену и… в Россию больше не вернулся. Какое-то время он жил в Вене, затем в Праге, а с 1930 года обосновался в Копенгагене, где дирижировал симфоническим оркестром радио. По приглашению Сергея Кусевицкого Малько гастролировал в Америке. В Нью-Йорке он встретился с Бенни Гудманом, и, как свидетельствуют биографы, великий джазист взял у дирижера несколько уроков. В 1940 году, спасаясь от фашизма, Николай Малько окончательно уезжает в Америку. Начинается чикагский период в творчестве дирижера. Он дирижирует лучшими американскими оркестрами, читает лекции в колледже Миллс в Калифорнии и университете De Paul в Чикаго, руководит оркестром Грант-парка. Так биография одного из самых заметных представителей русской музыкальной школы на долгие годы непосредственным образом оказалась связанной с Чикаго. С 1946 года Малько – гражданин США. В 1957 году Николай Андреевич вновь круто меняет свою судьбу и переезжает в Австралию, где становится дирижером симфонического оркестра в Сиднее. Малько умер в 1961 году. С 1963 года в Копенгагене проводится Международный конкурс дирижеров его имени.
В разное время оркестром Грант-парка руководили такие известные дирижеры, как Леонард Слаткин (ныне – музыкальный руководитель Детройтского симфонического оркестра и Национального оркестра Лиона во Франции), Дэвид Зинман (ныне – музыкальный руководитель симфонического оркестра “Tonhalle” в Цюрихе), Зденек Макаль (ныне – главный дирижер Чешского симфонического оркестра).
С октября 1999 года главным дирижером оркестра Грант-парка является Карлос Кальмар. Он родился в 1958 году в Уругвае в семье беженцев из Австрии. Уже в шесть лет Карлос стал учиться игре на скрипке, однако позднее проявил склонность к дирижированию. В пятнадцать лет поступил в Венскую академию музыки, где занимался дирижированием в классе профессора Карла Остерайхера. Кальмар много работал в Германии. Внушителен список коллективов, которые возглавлял дирижер: музыкальный руководитель Гамбургского симфонического оркестра (1987-1991 гг.), музыкальный руководитель Штутгартской филармонии (1991-1995 гг.), музыкальный руководитель театра в Дессау (1996-2000 гг.). До 2003 года Карлос Кальмар был главным дирижером венского симфонического оркестра “Tonkustler” – третьего симфонического оркестра Вены (после оркестров Венской филармонии и “Concertverein”). Кальмар охотно дирижирует американскими оркестрами, включая самые именитые: Филадельфийский, Бостонский, Сан-Францисский, Балтиморский. В сезоне 2009-10 годов в этом списке наконец-то появился Чикагский симфонический оркестр. С 2003 года Кальмар является музыкальным руководителем Орегонского симфонического оркестра.
Хормейстером музыкального фестиваля в Грант-парке десятый сезон является один из самых уважаемых музыкантов Шотландии Кристофер Белл. Он родился в Белфасте, закончил Эдинбургский университет, работал со многими оркестрами Великобритании и Ирландии. С 1989 до 2002 года Белл являлся хормейстером Королевского национального оркестра Шотландии, был первым артистическим директором Королевского хорового общества Эдинбурга. Обязанности хормейстера в Грант-парке Белл совмещает с должностями хормейстера молодежного хора Королевского национального оркестра Шотландии, артистического директора Национального молодежного хора Шотландии и молодежного хора Ольстера. В 2001 году за выдающиеся достижения в области музыкального искусства Кристофер Белл стал в Шотландии “Человеком года”, в 2003 году был награжден Государственной премией Шотландии.
В 2004 году состоялось важное событие в жизни фестиваля: за запись симфонической музыки американского композитора Роберта Курка оркестр Грант-парка получил первую в своей истории номинацию на премию “Грэмми”. Альбом называется: “Robert Kurka: Symphonic Works”.
12 июня Пятым скрипичным концертом В.А.Моцарта (солист – дебютант фестиваля Стефан Яки) и Четвертой симфонией П.Чайковского летний музыкальный фестиваль в Грант-парке откроется в семьдесят девятый раз (!). В течение двух месяцев (фестиваль продлится до 17 августа) на сцене павильона Джей Притцкер пройдут тридцать два концерта. Мы услышим произведения композиторов разных стилей и эпох, латиноамериканскую музыку для оркестра и популярные мелодии бродвейских мюзиклов, танцевальные и хоровые произведения, сочинения современных композиторов.
Артистический руководитель и главный дирижер фестиваля Карлос Калмар подготовил множество интересных программ. В числе исполняемых произведений – сочинения русских композиторов: кантата С.Прокофьева “Александр Невский”, Четвертая симфония А.Глазунова, Вторая симфония А.Бородина, “Озорные частушки” Р.Щедрина.
Событием фестиваля обещают стать приуроченное к столетию со дня рождения Б.Бриттена исполнение его Военного Реквиема, Месса Ф.Шуберта ми-бемоль мажор и музыка к балету И.Стравинского “Весна священная”. Премьера балета состоялась 29 мая 1913 года в Париже, и в этом году во всем мире широко отмечается столетие балета.
На фестивале прозвучат Вторая симфония А.Брукнера, Симфония А.Дворжака “Из Нового света”, Третья (“Органная”) симфония К.Сен-Санса, Пятая симфония Д.Шостаковича, Концерт для кларнета с оркестром Нильсена, Скрипичный концерт Я.Сибелиуса.
После блестящего дебюта с ЧСО и сольного концерта в Симфоническом центре на фестивале дебютирует пианист Кирилл Герштейн. Он солирует в Первом фортепианном концерте Л.ван Бетховена. Со Вторым фортепианным концертом С.Рахманинова на фестиваль возвращается любимица Чикаго Валентина Лисица.
Интерес зрителей привлекут произведения современного американского композитора Джона Адамса “Черная гондола” и “Harmonium” для хора и оркестра. На фестивале выступят Алессио Бакс (фортепиано), Карен Гомио (скрипка), Джеймс Картер (саксофон), Мартин Фрост (кларнет), Эмилия Ботева (меццо-сопрано), группа Pink Martini. В числе гостей фестиваля – финский дирижер Ханну Линту и швейцарский маэстро Тьерри Фишер.
Как обычно, в течение всего фестиваля на все репетиции с оркестром вход свободный. Все концерты фестиваля общедоступные.
Следите за нашим сайтом – в моей новой рубрике “Грант-парк-2013” я постараюсь рассказать о фестивале все самое интересное. Встретимся на фестивале!
Nota bene!Все концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 EastRandolphDrive, Chicago, Il 60601. Справки по телефону 312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Grant Park Music Festival
Фото 2. Павильон Джей Притцкер. Фото Нормана Тимонеры
Фото 3. Николай Малько
Фото 4. Карлос Кальмар
Фото 5. Кристофер Белл. Фото Нормана Тимонеры
Фото 6. Павильон Джей Притцкер. Фото Патрика Пыжки
666:)