Начинается лето, а это значит, что музыкальная жизнь перемещается из закрытых симфонических залов на открытый воздух: в Чикаго и пригородах открываются музыкальные фестивали. Как обычно, особый интерес представляет фестиваль в Равинии – крупнейший и старейший музыкальный фестиваль Северной Америки, проходящий в северном пригороде Чикаго Хайленд-парк (Highland Park). В этом году программа Равинии необычайно интересна и во многом неожиданна. Но сначала – несколько слов об истории фестиваля.
День рождения Равинии – 15 августа 1904 года. В те времена до концертов было еще далеко: Равиния была парком развлечений, где играли в бейсбол. На территории парка был построен великолепный ресторан и казино с танцевальным залом. В центре парка стоял электрический фонтан. Спустя сто лет от всего этого великолепия остался только театр “Мартин”. Позднее он был переименован в театр “Равиния”, но сегодня снова носит свое оригинальное название.
Первыми коллективами, выступившими в Равинии, стали Нью-Йоркский симфонический оркестр под управлением Вальтера Дамроша и танцевальная труппа Рут Денис и Теда Шона. Первые концерты в Равинии не имели особого успеха. Хозяева фестиваля еле сводили концы с концами, и фестиваль находился на грани банкротства. В 1911 году была основана компания “Равиния”, главной целью которой стали летние концерты классической музыки. Уже в следующем, 1912 году, к программе классической музыки прибавились первые оперы в концертном сполнении. (Эта традиция будет возобновлена в начале XXI века усилиями нынешнего музыкального руководителя Джеймса Конлона. Об этом – ниже.) Интересно, что именно опера была наиболее популярным жанром первых двух десятилетий Равинии. К 1920 году фестиваль превратился в летнюю столицу оперы в Америке. В течение “Золотого Века” оперы в Равинии (с 1909 по 1931 годы) зрители услышали самых выдающихся оперных певцов, среди которых – Эдвард Джонсон, Джованни Мартинелли, Клаудия Муцо, Тито Шипа… Концерты в Равинии из года в год приобретали все большую известность. Люди приезжали в парк из Чикаго, соседних городов и даже из других штатов. Равинию стали посещать известные музыканты. Казалось, фестиваль ждет большое будущее. Так бы, наверное, и было, если бы в Искусство не вмешались суровые законы рынка: в Америке наступила “Великая депрессия”. Миллионы людей потеряли работу, страна погрузилась в хаос, сбережения поколений американцев рушились как карточные домики, очереди на биржах труда напоминали старые советские очереди за продуктами питания. В такой ситуации людям было не до классической музыки. Посещаемость концертов резко упала, их количество свелось до минимума. В 1931 году ввиду неизбежного банкротства летние концерты в Равинии прекратились.
Спустя четыре года деловые люди Хайленд-парка и Чикаго создали некоммерческую ассоциацию “Фестиваль в Равинии”, и 3 июля 1936 года началась новая, современная история фестиваля. В тот вечер на фестивале выступил Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Эрнста Ансерме.
14 мая 1949 года в Равинии произошел пожар. Полностью сгорел деревянный павильон на тысячу четыреста мест. Однако, несмотря на это, шесть недель спустя фестиваль все же открылся. В Равинии впервые выступило трио прославленных музыкантов: Яша Хейфец, скрипка; Артур Рубинштейн, фортепиано; Григорий Пятигорский, виолончель. После летнего сезона началось строительство нового павильона почти на две тысячи восемьсот мест, который действует и сегодня. В 1970 году по проекту легендарного балетмейстера Джорджа Баланчина была отремонтирована сцена павильона.
До 1964 года в Равинии не было должности музыкального руководителя. Однако с увеличением популярности фестиваля возникла необходимость в высокопрофессиональном музыканте, который бы обладал еще и способностями организатора, умением привлечь на фестиваль звезд мировой музыки в самых разных жанрах. Первым музыкальным руководителем Равинии стал выдающийся дирижер современности Сейджо Озава. Он занимал этот пост с 1964 по 1971 годы, помогая директору, пианисту Эдварду Гордону, привлекая лучших классических, джазовых, оперных, эстрадных исполнителей.
Вторым музыкальным руководителем Равинии стал нынешний музыкальный руководитель Метрополитен-оперы Джеймс Ливайн. Он возглавлял фестиваль до 1993 года. Именно в эти годы в Равинии стало чувствоваться “русское присутствие”. В 1975 году в Равинии выступали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, в 1980 году на фестивале состоялся дирижерский дебют Владимира Спивакова.
С сентября 1994 по август 2003 года музыкальным руководителем Равинии был прекрасный дирижер и пианист Кристоф Эшенбах. С завидной регулярностью он открывал миру имена молодых талантливых исполнителей. Каждый год в Равинии проходили вечера: “Эшенбах и его подрастающие звезды”. В том, что они действительно будущие звезды, сомневаться не приходилось – у Эшенбаха особое чутье на таланты. Именно он открыл миру китайского пианиста-виртуоза Ланг Ланга.
С 2005 года музыкальным руководителем фестиваля в Равинии является музыкальный руководитель Оперы Лос-Анджелеса Джеймс Конлон. Связи с фестивалем у него давние. Дирижер вспоминает: “В качестве приглашенного дирижера я впервые выступил на фестивале в 1977 году. Так что я знаком с Равинией больше тридцати лет! А в период, когда Джеймс Ливайн был здесь музыкальным руководителем, я дирижировал в Равинии каждое лето. Семнадцать лет подряд! Ни разу не пропустил! В Равинии замечательный фестиваль, но, самое главное, Равиния – летняя резиденция ЧСО. Чикагский оркестр – жемчужина Равинии. Способность замечательно исполнять музыку многих стилей и направлений – отличительная особенность этого оркестра! В дополнение к блестящему качеству звука музыканты оркестра великолепно читают с листа и невероятно быстро разучивают новые произведения. Работать с таким оркестром четыре недели каждое лето – огромный источник вдохновения!”
О радости общения с ЧСО мне говорил президент и главный исполнительный директор фестиваля в Равинии Уэлц Кауфман. Вот фрагмент нашей беседы.
– У меня есть три источника вдохновения – Чикагский симфонический оркестр, зрители и музыка. ЧСО – если не первый оркестр в мире, то, конечно, один из лучших. Я горжусь работой с этим оркестром, горжусь возможностью общаться с потрясающими музыкантами! На протяжении семидесяти восьми лет Равиния является летней резиденцией ЧСО. Это – самое длительное сотрудничество какого-либо оркестра с каким-либо музыкальным фестивалем в мире. Составляя репертуар очередного сезона, в первую очередь я думаю о концертах ЧСО. Еще один источник вдохновения – зрители. Люди разных этнических групп, разных национальностей, разных возрастов (от новорожденных до девяностопятилетних “аксакалов”) – Равиния предоставляет возможность каждому выбрать что-то для себя. Меня больше всего умиляют маленькие дети на наших концертах. Это – новое поколение любителей классической музыки… И третий источник вдохновения – возможность представить на одном фестивале все многообразие музыки. Равиния – замечательный парк, где выдающиеся музыканты исполняют прекрасную музыку. Как можно отказаться от возможности побывать на ТАКИХ концертах?! Я считаю, что в мире существует только одна-единственная площадка, подобная Равинии, – Карнеги-холл. Там тоже представлена классическая музыка, выступают великолепные оркестры, включая Чикагский симфонический, лучшие джазовые и поп-исполнители, начиная с Фрэнка Синатры и Джуди Гарланд. В Карнеги-холл, как и у нас, три зала. Конечно, по части акустики эти залы вне конкуренции, но мы ведь – летний фестиваль на открытом воздухе!
– А что вам не нравится в Равинии?
– Плохо то, что фестиваль заканчивается слишком быстро. Правда, иногда еще погода заставляет поволноваться. (Смеется.)
– В последнее время все чаще можно услышать жалобы на то, что фестиваль становится площадкой для популярных поп-, рок-, джаз-исполнителей и за счет этого сокращается количество концертов классической музыки…
– Баланс интересов и разнообразие программ соблюдается в Равинии с 1936 года. Примерно пятьдесят процентов концертов приходится на классическую музыку, пятьдесят – на все остальные жанры. Количество концертов ЧСО каждый сезон меняется. Так было всегда. До 1960 года в Равинии было десять-двенадцать концертов ЧСО, в шестидесятые годы – пятнадцать, в семидесятые-восмьмидесятые – от двадцати до двадцати четырех. Сейчас количество концертов колеблется от шестнадцати до двадцати одного. Есть несколько причин, почему люди думают, что количество симфонических концертов уменьшается. Я экспериментирую с разными днями недели. Раньше для симфонических концертов выделялись четверги, субботы и воскресенья, потом – пятницы, субботы, воскресенья, потом – вторники, четверги, субботы. Когда я начинал свою работу в Равинии, я заметил, что если три дня подряд устраивать концерты классической музыки, то на второй и третий день зрителей становится гораздо меньше. Люди не могут ходить на концерты три вечера подряд! Кроме того, все зависит от того, когда я смогу “заполучить” в Равинию ту или иную звезду. У нас выступают лучшие музыканты со всего мира: Ицхак Перлман, Эмануэль Экс, Джошуа Белл, Надя Солерно-Сонненберг, Гил Шахам. За последние десять лет мы существенно повысили уровень поп-, рок-, джазовых концертов в Равинии и тем самым привлекли к фестивалю огромное количество новых зрителей и новых спонсоров. Успех Равинии – в сочетании лучших представителей разных музыкальных жанров!
Особое значение для Равинии всегда имел джаз. История джаза в Равинии ведет свой отсчет с 27 июля 1936 года, когда впервые прозвучала “Рапсодия в голубом” Джорджа Гершвина. Это был дебют Гершвина на сцене Равинии. В 1938 году фестиваль впервые посетил оркестр Бенни Гудмана, в 1956 году состоялся дебют Луиса Армстронга, на следующий год в Равинию впервые приехал Дюк Эллингтон. Вот уже почти пятнадцать лет руководителем джазовой программы фестиваля является блистательный музыкант и композитор, легенда чикагского джаза Рэмси Льюис. По его инициативе каждый год фестиваль открывается программой “Джаз в июне”. На сцене в Равинии выступали лучшие джазовые исполнители, выдающиеся музыканты: Оскар Петерсон, Дэйв Брубек, Би Би Кинг, Арета Франклин, Херби Хэнкок, Джо Кокер…
Фестиваль в Равинии каждое лето привлекает около шестисот тысяч слушателей! Не станет исключением и нынешнее лето. Нас ждут более ста двадцати концертов классической и современной музыки, на которых дебютируют восемьдесят (!) молодых исполнителей.
После нескольких лет отсутствия в США и впервые после 1995 в Равинию возвращается скрипач Максим Венгеров. В павильоне с ЧСО он исполнит Скрипичный концерт Б.Бриттена, в сольном концерте в театре “Мартин” – сонаты Л.ван Бетховена, Ф.Шуберта, С.Франка (фортепиано – Итамар Голан).
ЧСО будут дирижировать Кристоф фон Донани, Карлос Мигуэль Прито, Людвиг Вики. В числе главных событий фестиваля – концерт любимца публики, пианиста Ланг Ланга (Первый фортепианный концерт Л.ван Бетховена и Третий фортепианный концерт С.Прокофьева), исполнение ЧСО Седьмой симфонии Г.Малера и музыки из кинофильма “Властелин колец: две крепости” (дирижер – Дж.Конлон).
В числе солистов – скрипач Ицхак Перлман, виолончелистка Алиса Вайлерстайн, пианисты Эмануэль Экс, Леон Флейшер и Хорхе Федерико Осорио.
Скрипач Гил Шахам играет с ЧСО Скрипичный концерт Чайковского. В программе также – сцена письма Татьяны из “Евгения Онегина”. В партии Татьяны – Оксана Дика (в этом сезоне она исполнит партию Татьяны в Лос-Анджелесской опере с Дж.Конлоном за дирижерским пультом).
Среди дебютантов Равинии – победитель XIV Международного конкурса имени П.Чайковского, виолончелист Нарек Ахназарян.
Среди главных событий фестиваля этого года – премьера на Среднем Западе оперы-оратории Джона Адамса “Евангелие от другой Марии” в исполнении Чикагского филармонического оркестра под управлением Гранта Гершона и концерт Чикагского джазового оркестра, посвященный семидесятипятилетию дебюта Бенни Гудмана в Равинии (в концерте примет участие бывший концертмейстер группы кларнетов ЧСО Лэрри Комбс); “Пересочиненные Времена года” Макса Рихтера в исполнении Чикагского филармонического оркестра (дирижер – музыкальный руководитель нью-йоркского артистического кабаре Le Poisson Rouge Тито Мунос) и исполнение Йо Йо Ма и его друзьями удостоенного премии “Грэмми” в 2012 году альбома в стиле блюграс “The Goat Rodeo Sessions”; хор мормонов Mormon Tabernacle Choir в составе трехсот шестидесяти человек и исполнение Всенощного бдения С.Рахманинова в ансамблем “The Singers” под управлением Мэттью Каллатона. Оркестр и хор “Музыка Барокко” под управлением Джейн Гловер исполнят ораторию Г.Ф.Генделя “Израиль в Египте”.
Продолжается традиция концертного исполнения опер в Равинии. В Павильоне будет звучать бессмертная опера Дж.Верди “Аида”. В партии Радомеса – блистательный итальянский тенор Роберто Аланья. Аида – Латония Мур, Амнерис – Мишель Де Янг. Дирижер – Джеймс Конлон.
Продолжается программа “Воскрешение из небытия”, в которой Джеймс Конлон заново открывает миру музыку композиторов, погибших или пострадавших от фашизма. В этом сезоне в рамках программы “Воскрешение из небытия” прозвучит музыка Вальтера Браунфельса и Адольфа Буша.
Джеймс Конлон создал специальный фонд “OREL”, посвященный памяти композиторов, пострадавших от фашизма. Среди них – Виктор Ульман, Эрих Вольфганг Корнгольд, Павел Хаас, Франц Шрекер, Эрвин Шульхоф и многие другие. Информацию о задачах и направлениях деятельности фонда можно найти на сайте http://orelfoundation.org/.
В числе концертов в театре “Мартин” – выступления вокалисток Николь Кэбелл и Патрисии Россетт, пианиста Питера Серкина, баритона Маттиаса Герна, скрипачки Сары Чанг, семейной пары Миши и Ципы Дихтер, Эмерсон-квартета и Джульярдского струнного квартета, вечер импровизаций Габриэлы Монтеро.
Огромный интерес привлекут концерты Стинга, певца и гитариста Эл Джардина, блюзовой легенды Бадди Гая, Джоша Гробана, американского певца и гитариста, солиста группы “Hootie & the Blowfish” Дариуса Ракера, солиста группы Jethro Tull Яна Андерсона, Рэмси Льюиса и Ди Ди Бриджуотера, Аниты Бейкер, Шерил Кроу, Лайла Ловетта, Тони Беннетта, группы “Gipsy Kings”.
В этом сезоне двадцать пятый день рождения отмечаетRavinia’s Steans Music Institute (RSMI). Создание школы молодых музыкантов при Равинии было многолетней мечтой бывшего исполнительного директора фестиваля Эдварда Гордона. На претворение мечты в жизнь легендарному менеджеру понадобилось почти два десятилетия, и вот, наконец, в 1988 году открылся Steans Music Institute. И вот уже двадцать пятый год каждое лето в Равинии в Беннетт Гордон холле успешно функционирует школа, в которой собираются вместе, музицируют, общаются, перенимают опыт молодые талантливые музыканты. Институт назван в честь членов попечительского совета Равинии, активных участников и спонсоров фестиваля, супругов Хэрриса и Луизы Стейнсов. Расписание абитуриентов чрезвычайно насыщенное: встречи, лекции, репетиции, мастер-классы и, конечно, концерты, которые давно стали неотъемлемой частью фестивальной жизни. В это лето на фестивале выступят выпускники и студенты института.
Как видите, уважаемые читатели, скучать нам летом не придется! Следите за сайтом www.eurochicago.com – в моей новой еженедельной рубрике “Равиния-2013” я постараюсь рассказать о фестивале все самое интересное. Встретимся в Равинии!
Nota bene!Билеты на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на концерты ЧСО продаются по цене $25. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10. В этом году впервые в Равинии будут поставлены специальные видеокиоски с информацией о предстоящих концертах.
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. ЛОГО Равинии
Фото 2. Главные ворота
Фото 3. Джеймс Конлон. Фото Тодда Розенберга
Фото 4. Павильон
Фото 5. Равиния. Общий вид