7 августа, 6.30 pm. “Чувак на саксе” в центре Чикаго – это круто! Только один день легенда американского джаза, знаменитый саксофонист Джеймс Картер играет Концерт для саксофонов композитора Роберто Сиерра.
Джеймс Картер родился 3 января 1969 года в Детройте – соул-столице Америки, в городе автомобилей и, как мы сегодня знаем, городе, объявившем дефолт. С одиннадцати лет Картер играет на саксофоне. Почему именно на нем? Музыкант отвечает на этот вопрос так: “Я был младшим в семье. Старшие два брата и две сестры учились в музыкальной школе. Я “пофлиртовал” со многими из инструментов: фортепиано, барабаны, электрогитары, контрабас, перкуссин и т.д. Разумеется, я не хотел играть на том инструменте, на котором кто-то в нашей семье уже играет. В выборе решающую роль сыграла моя мама. Когда она делала что-то по дому, она слушала джазовые радиостанции. В основном, это были вокалисты, которых все обожали в те времена: Билли Холидей, Кармен Макрэй, Билли Экстайн, Сара Воган… И вот вокалисты, как обычно, поют, и вдруг я слышу ЭТОТ звук. Он так здорово дополнял голос вокалиста, играл одновременно с ним… Это был саксофон!”
Первые записи Картера сделаны в студенческом ансамбле Детройта. В 1991 году он выпустил альбом с легендарным трубачом Лестером Боуи. Этот альбом сразу стал популярным. Сегодня на счету сорокачетырехлетнего музыканта – более пятнадцати альбомов. Он одинаково виртуозно владеет всеми видами саксофонов (сопрано, альт, тенор, баритон), флейтой и бас-кларнетом. Критик журнала “Jazz Times” пишет: “Картер привык обращаться с саксофоном как с неким живым существом, предметом культа. Он коллекционирует саксофоны, ремонтирует, чистит их, разговаривает с ними, дает им имена. Его коллекция довольно обширна”. А вот цитата из рецензии критика журнала “Полный джаз” на московский концерт Джеймса Картера: “Этот, наверно, самый техничный в мировом джазе саксофонист буквально взял публику за горло с первых минут своего выступления… Высокий, стройный, в стильном светлом двубортном костюме, он не только играл – он, что называется, “делал” шоу. В афроамериканской музыке как-то повелось, что серьезный музыкант должен быть и внешне очень серьезен, не особо двигаться и заниматься звукоизвлечением, а не развлечением. Картер это неписаное правило игнорирует – он пританцовывает, не стесняется дурачиться и изображать эдакого “увеселителя” из старых фильмов (недаром на нем столь вызывающе немодный костюм по моде сороковых). А главное – он делает слушателей не просто свидетелями выдающейся игры, он преподносит им каждый звук, каждую ноту, каждую смену гармонии как часть шоу, как что-то видимое, осязаемое, и публику захватывает этот спектакль. Тем более, что Картер обладает таким контролем над инструментом, что его, пожалуй, почти что и не с кем сравнить”.
Что касается композитора Роберто Сиерра, то он родился в Пуэрто-Рико, в городе Вега-Байя, среди звуков мамбо и сальсы. В четырнадцать лет познакомился с фортепиано и через год стал брать частные уроки. В Консерваторию Пуэрто-Рико, которую основал и которой в то время руководил великий виолончелист Пабло Казальс, будущий композитор поступил в качестве пианиста, а потом перешел на отделение композиции. Сиерра стажировался в Европе. Среди его педагогов был композитор Дьердь Лигети. Сиерра провел с ним три года в Гамбурге. Более тридцати лет Сиерра живет и работает в США. Он является профессором композиции в Корнелльском университете в Нью-Йорке.
Премьера Концерта для саксофонов состоялась в 2002 году в Детройте – родном городе Картера. Детройтским симфоническим оркестром дирижировал эстонский маэстро Неэме Ярве (тогда – главный дирижер оркестра).
В программе концерта 7 августа также – знойные латиноамериканские мелодии: Milongón Festival Астора Пьяццолы, Пампеана N3 Альберто Хинастеры (иногда по-русски его фамилия пишется как Гинастера) и Бразильская Бахиана N7 Эйтора Виллы-Лобоса. Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Открытые репетиции пройдут 6 августа с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 7 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
9 августа, 6.30 pm; 10 августа, 7.30 pm. После звуков саксофона поднимемся к вершинам симфонической музыки. Оркестр Грант-парка опережает Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) и исполняет один из шедевров классической музыки – Мессу ми бемоль мажор Франца Шуберта. Последнее сочинение великого композитора было написано им за четыре месяца до смерти. Напомню, что новый сезон ЧСО пройдет под знаком музыки Шуберта. На пресс-конференции по случаю объявления сезона маэстро Риккардо Мути сказал: “Оркестр должен достичь особой глубины при исполнении музыки Шуберта. После симфоний Шуберта зрители выйдут из зала обогащенными”. В течение следующего сезона в Симфоническом центре мы услышим все Симфонии композитора, его Фортепианный концерт, Мессу N5 ля бемоль мажор, Увертюру в итальянском стиле, фортепианный квинтет “Форель”, вокальные циклы “Зимний путь”, “Прекрасная мельничиха”, “Пастух на скале” и “Auf dem Strom”. Но это будет не скоро. А пока – Шуберт прозвучит в парке “Миллениум”.
Вместе с Шубертом в центре Чикаго мы услышим Симфоническую медитацию для оркестра Оливье Мессиана и Реквием “Исповедь Изабель Гауди” современного шотландского композитора Джеймса Макмиллана.
Оркестром и хором Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. Хормейстер – Кристофер Белл. Солисты: Эмили Бирсан, сопрано; Джули Энн Миллер, меццо-сопрано; Джон Ирвин, тенор; Адам Бонанни, тенор; Ричард Олларсаба, бас-баритон.
Открытые репетиции пройдут 6 августа с 3.00 pm до 5.30 pm; 8 августа с 10.30 am до 1.00 pm; 9 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
Nota bene! Концерты фестиваля пройдут в Павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Справки по телефону 312-742-7638. Подробную информацию о программе фестиваля можно найти на сайте www.grantparkmusicfestival.com/
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Джеймс Картер. Фото – Винсент Сойес
Фото 2. Павильон Джей Притцкер. Фото – Патрик Пышка