19 сентября программой “Русские мастера” открывается новый сезон чикагской труппы Joffrey Ballet.
Компания Joffrey Ballet многое сделала впервые. Она стала первой танцевальной компанией, приглашенной в Белый дом (приглашение пришло в октябре 1963 года лично от Жаклин Кеннеди), первой, появившейся на телевидении, первой, посетившей с гастролями СССР, первой, создавшей балет на музыку в стиле рок-н-ролл (балет 1967 года “Астарта”), первой и пока единственной компанией, которой журнал “Time” посвятил главную статью номера, а знаменитый режиссер Роберт Олтмен – фильм. Его картина так и называлась: “Труппа” (“The Company”, 2003).
Видное место на балетной карте мира труппа занимает во многом благодаря личности ее основателя, выдающегося балетмейстера XX века Роберта Джоффри.
Он родился 24 декабря 1930 года в Сиэттле. Отец – афганец, владелец ресторана, мать – итальянка. При рождении единственному ребенку дали имя Абдулла Джаффа Анвер Бей Хан. Мальчик страдал астмой, спортом не занимался и не проявлял к нему никакого интереса. А вот гастролирующие танцевальные труппы производили на ребенка огромное впечатление. В семь лет он увидел балет Курта Йосса “Зеленый стол”, спустя пять лет – Ballet Russe de Monte Carlo с балетом “Петрушка”. В девять лет он стал заниматься танцами. Главной причиной было желание родителей укрепить его здоровье. “Я хотел танцевать, как Фред Астер, и не думал о балете”, – скажет он впоследствии. Уже после нескольких уроков педагог Мэри Энн Уэллс (он вспоминал ее всю жизнь с большой теплотой) стала говорить родителям о таланте ребенка.
Первый спектакль, составленный из собственных хореографических номеров, Роберт Джоффри показывал в восемнадцать лет, в 1948 году. В тот год он уехал из Сиэттла в Нью-Йорк и стал заниматься в основанной Джорджем Баланчиным Школе американского балета. Он ходил на балетные постановки, писал на них короткие рецензии, за семьдесят пять центов в час брал частные уроки в Бруклинской синагоге и Gramercy School of Music and Dance на Манхэттене, учился искусству современного танца в студии Гертруд Шур-Мэй О’Доннелл. К этому времени он уже поменял свое имя – длинное и труднопроизносимое – на более короткое и запоминающееся – Роберт Джоффри.
Среди педагогов Джоффри – бывшая солистка Мариинского театра Александра Федорова и французский балетмейстер Ролан Пети. В его парижской труппе в 1949 году состоялся дебют Джоффри на балетной сцене. В 1953 году он танцевал в труппе О’Доннелл, какое-то время работал преподавателем в нью-йоркской Школе сценического искусства, с 1957 по 1962 годы был хореографом в Нью-Йоркской городской опере. Но мечтой Джоффри всегда оставалось создание собственной балетной компании, в которой он мог бы воплощать все свои самые дерзкие замыслы. В одиннадцать лет в Сиэттле он уже знал, кто будет танцевать в его будущей “Спящей красавице” – это при том, что он никогда не видел самого балета: “У меня танцевали Марго Фонтейн, Галина Уланова и Иветт Шовире. Дирижировать должен был Артуро Тосканини”.
Собственную балетную школу (American Ballet Center) Джоффри открыл в 1953 году, через год – труппу Robert Joffrey Ballet Concert. Она стала основой созданной в 1956 году компании Joffrey Ballet. Главным балетмейстером стал Джеральд Арпино – близкий друг Джоффри. Всего в первый год создания труппы в ней было шесть солистов, в репертуаре – четыре балета. (Забегая вперед, скажу, что сегодня в труппе театра – сорок два танцора, а в репертуаре – двадцать восемь балетов.) Взяв напрокат машину, Джоффри с артистами отправились по стране. В 1956 году они объездили одиннадцать штатов, исполнив двадцать три балета. Джоффри был убежден, что маленькой труппе необходимо гастролировать и показывать свои спектакли в разных местах.
Первыми спектаклями компании стали балеты “Маскарад” на музыку Франсиса Пуленка и “Лунный Пьеро” на музыку Арнольда Шенберга. Джоффри ясно показывал, что основным направлением развития компании станет современный танец во всех его проявлениях.
Постепенно новая компания становилась известной. Джоффри ставил в Нью-Йорке и Лондоне, он стал первым американским хореографом, чей балет ставился в Китае. Первыми из американских балетных трупп артисты Joffrey Ballet побывали в Европе и Азии, на Ближнем Востоке, совершили двухмесячное турне по городам СССР, в рамках которого побывали в Москве, Ленинграде, Донецке, Киеве, Харькове.
Творческая свобода для Роберта Джоффри была важнее финансовой стабильности. В какой-то момент существования компании богатая госпожа Ребекка Харкнесс захотела увековечить свое имя и предложила миллион долларов на создание новой труппы – “Харкнесс балет”. Харкнесс предъявила Джоффри ультиматум: либо деньги и полный контроль над деятельностью труппы, либо она уходит из числа спонсоров. Джоффри отказался от денег, и компания оказалась на пороге финансового краха.
Джоффри работал в эти годы в Нью-Йорке. Ему удалось договориться с руководством New York City Center, и до 1982 года труппа танцевала в его стенах, называясь City Center Joffrey Ballet. А с 1982 года начинается новая история балетного театра Роберта Джоффри. Она уже связана с Чикаго. Именно в Чикаго труппа получила стабильные условия для работы, и, как результат, признание специалистов балетного искусства во всем мире.
Среди наиболее известных балетов Джоффри: стилизация под французский балет “Pas des Deesses” по сюжету Жюля Перро, “Gamelan” – серия хореографических этюдов, созданных на основе японских хайку на музыку Луи Харрисона, “Воспоминания” на музыку Р.Вагнера, “Открытки” на музыку Э.Сати, “Памяти Дягилева” – балет был посвящен пятидесятилетней годовщине со дня его смерти, главную партию исполнял Рудольф Нуреев. Всего Джоффри создал пятнадцать балетов. Со временем он все больше отходил от хореографии, занимаясь административными обязанностями. Он говорил: “Мне нравятся балетмейстеры, не похожие друг на друга”. Он считал, что балетная труппа не может замыкаться на одном человеке – артисты должны знакомиться с хореографами разных стилей и направленией. В Joffrey Ballet работали такие выдающиеся балетмейстеры XX века, как Уильям Форсайт, Джеймс Куделка, Марк Моррис, Твайла Тарп (в 1973 году она поставила балет “Deuce Coupe”), Мозес Пендлтон (основатель балетной труппы Pilobolus). С 1975 года до самой смерти Джоффри был президентом Международного театрального института (он делил этот пост с Юрием Григоровичем).
Роберт Джоффри был настоящим фанатиком своего дела. Рассказывают, что однажды загорелось здание, в котором он репетировал, но это его не остановило и он продолжил работу. У него было отменное чувство юмора и неустанная способность радоваться и удивляться жизни.
Роберт Джоффри умер 25 марта 1988 года в Нью-Йорке в возрасте пятидесяти семи лет. С 1988 до 2007 года компанию возглавлял Джеральд Арпино. После его смерти Joffrey Ballet возглавил английский балетмейстер Эшли Уитер.
Роберт Джоффри и Джеральд Арпино не только ставили новые балеты, но и занимались возобновлением легендарных постановок прошлого, открывая их для американской публики. Среди них – спектакли сэра Фредерика Аштона (в репертуаре Joffrey Ballet находилось наибольшее количество балетов Аштона среди всех балетных трупп США), Леонида Мясина (“Парад”), Курта Йосса (“Зеленый стол” – та самая постановка, которая потрясла пятилетнего Джоффри!), Джерома Роббинса, Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Джона Кранко. Среди возобновленных были и балеты Вацлава Нижинского: “Послеполуденный отдых фавна”, “Нарцисс”, “Петрушка” и легендарная “Весна священная” на музыку Игоря Стравинского. (Об этом балете – ниже.)
Сегодня у Joffrey Ballet наконец-то есть свое помещение: просторное здание Joffrey Tower в самом центре Чикаго. В нем просторные репетиционные помещения, комнаты, где хранятся костюмы, реквизит, в нем же находится администрация компании. При компании успешно действует Академия танца (Joffrey Academy of Dance).
Новый (2013-14 годов) сезон Joffrey Ballet называется “Мастера танца”. На пресс-конференции по случаю объявления сезона художественный руководитель Joffrey Ballet Эшли Уитер сказал: ”Новый сезон обещает стать особенным. От страстной русской музыки к удивительной “Баядерке”, от современных шедевров к бессмертному балету о Ромео и Джульетте – мы ставим разные спектакли и приглашаем зрителей разделить с нами любовь к вечному искусству танца”. Действительно, новый сезон Joffrey Ballet обещает быть интересным.
19 – 22 сентября. Вечера одноактных балетов “Русские мастера”. В программе: “Allegro Brilliante” П.Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина, “Колокола” С.Рахманинова в хореографии представителя русской балетной школы, хореографа Сан-Францисского балета Юрия Посохова (мировая премьера балета состоялась в 2011 году), “Весна священная” И.Стравинского в хореографии Вацлава Нижинского.
Интересный рассказ о том, как шла работа над возобновлением “Весны…”, опубликован на сайте Большого театра http://www.bolshoi.ru/. Привожу наиболее интересные фрагменты этого материала.
…Оглядываясь назад, хореограф Миллисент Ходсон сама удивлялась, как ей хватило решимости взяться за восстановление столь легендарного и давно утраченного балета. Сам процесс работы она описала как невероятно закрученную и продолжительную во времени детективную историю. Для того, чтобы в один прекрасный день – 30 сентября 1987 года – “Весна священная” Вацлава Нижинского вернулась к жизни, пришлось в течение шестнадцати лет разыскивать, добывать и исследовать все возможные материалы по этому балету – зарисовки, фотографии, эскизы, суфлерские книги, аннотированные партитуры, рецензии, свидетельства современников. Консультации у Мари Рамбер довершили дело. Будущая гранд-дама английского национального балета на заре XX столетия была ученицей школы Жака Далькроза – одного из основоположников эвритмии. Дягилев пригласил ее принять участие в постановке “Весны…” в качестве ассистента Нижинского, чтобы помочь ему справиться со сложной партитурой. Она танцевала одну из Женщин на премьере балета… А началась эта история в 1971 году со случайной встречи Ходсон – аспирантки Калифорнийского университета в Беркли – с Робертом Джоффри. Тогда летняя резиденция труппы была как раз в одном из колледжей университета в Беркли. Джоффри интересовался историей “Русских сезонов” Дягилева, а Ходсон была одержима идеей воссоздать “Весну” (этот балет был темой ее диссертации) и поставить на сцене. Джоффри приходил к ней после каждого спектакля и в конце концов сказал: “Будете готовы – дайте мне знать”. В процессе своих изысканий Ходсон познакомилась с англичанином Кеннетом Арчером – одержимым историком искусства, занимавшимся изучением творчества Николая Рериха (художник-постановщик “Весны”)… В будущем “Весна священная” целиком подчинила себе жизнь этой супружеской пары. Ходсон рассказывала, что в их квартире в Лондоне был очень длинный холл, вдоль стены которого они аккуратно выстроили семьдесят девять пар балетных туфель!.. Что касается костюмов, то Ходсон и Арчером была предпринята поездка в Индию, где сын Рериха прокомментировал многие мотивы, использованные при их создании. Ходсон “отчиталась” о проделанной работе на страницах журнала “Dance magazine” и заинтересовала множество балетных трупп, пожелавших сотрудничать с ней и Арчером. Но она осталась верна своему первому единомышленнику и позвонила Роберту Джоффри. Прошло еще несколько лет, прежде чем был получен грант на эту постановку и ее шесть показов – по три в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Наконец, в июне 1987 года труппа Джоффри обосновалась в университете Айовы и начала кропотливую работу над воссозданием балета уже в репетиционных залах. Работа действительно оказалась нелегкой, о чем впоследствии неоднократно вспоминали и рассказывали участники премьеры восстановленной “Весны…”. Вот лишь несколько свидетельств: “Если посмотреть на хореографию с точки зрения танцовщиков, это было совсем не то, чему нас учили, а именно – выворотности ног и умению создавать красивые линии. А “Весна…” – про то, как завернуться внутрь и ссутулиться, так что ни о каких линиях и речи нет. Я помню, как у меня появились раны на руках, – там есть такое место, когда надо падать вперед и приземляться на руки, и твои руки должны “поймать” тебя, чтобы ты не врезалась в пол лицом. Мы все были изранены в течение первых нескольких недель, когда проделывали эти фокусы снова и снова. Это была для нас очень странная манера двигаться, мы все время должны были напоминать себе, что это историческая постановка, что мы воссоздаем утраченную вещь, которой никто не видел в течение долгих, долгих лет”. “Хореография знаменита тем, что дробит и разрушает движения. Движение постоянно бьется на части. Одна фигура может начать движение, затем остальные по-своему, лишь немного отличаясь один от другого, подхватывают его. То, что можно назвать клеткой, ядром движения, беспрерывно формируется и расщепляется вновь”. Последние слова принадлежат самой Миллисент Ходсон.
Премьера новой старой “Весны священной” состоялась в Павильоне имени Дороти Чендлер Центра музыки Лос-Анджелеса 30 сентября 1987 года и была встречена “стоячей” овацией. В балетном мире было решено, что опыт, без сомнения, удался и стоил тех колоссальных усилий, что были на него затрачены. Когда-то премьера балета Стравинского-Нижинского вызвала грандиозный скандал, доведя публику до неистовства музыкой и хореографией, которые она сочла вызывающе антиэстетичными. На премьере, показанной Joffrey Ballet, была аналогичная неистовая реакция, только с абсолютным знаком “плюс”. Великие балеты, как и великие книги, имеют свою судьбу и мистический ореол. По странному совпадению в ночь после премьеры в Лос-Анджелесе случилось довольно сильное землетрясение. Как потом шутили члены труппы, им тоже удалось потрясти мир… Великий труд Миллисент Ходсон и Кеннета Арчера оказался очень востребованным в потрясенном ими мире. Балет Парижской оперы, Национальный балет Португалии, Цюрихский балет, Муниципальный театр Рио-де-Жанейро, балетная труппа Римской оперы, Мариинский театр, Королевский балет Бирмингема, Гамбургский балет, Финский национальный балет – и это не полный список – в разные годы исполняли реконструированную “Весну священную”. В новом сезоне к этому перечню вновь добавится Joffrey Ballet.
16 – 27 октября. “Баядерка” Л.Минкуса в хореографии художественного руководителя Хьюстонского балета Стентона Уэлча на основе классической версии Мариуса Петипа. Аранжировка сделана композитором Джоном Лэнчбери. Художник-постановщик – английский художник Петер Фармер. Премьера балета в Чикаго. Мировая премьера состоялась в 2010 году.
6 – 28 декабря. “Щелкунчик” П.Чайковского в хореографии Роберта Джоффри. Ежегодная традиция новогоднего представления не будет нарушена и в этом году.
12 – 23 февраля 2014 года. Вечера одноактных балетов. В программе: “Пересекая Эшланд” на музыку Дж.Адамса, М.Маклафлина, М.Тиллмана, Дж.Лимба в хореографии Брока Клоусона (спектакль создан специально для Милуокского балета, премьера в Чикаго), “Continuum” на фортепианную музыку Джорджа Лигети в хореографии англичанина Кристофера Уилдона (мировая премьера балета состоялась в 2002 году), “Эпизод 31” в хореографии Александра Экмана.
30 апреля – 11 мая 2014 года. “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева в хореографии директора Польского национального балета Кшиштофа Пастора. Это – современное прочтение бессмертной шекспировской трагедии. Спектакль создан специально для Шотландского балета. Мировая премьера состоялась в 2008 году. Премьера балета в США.
Все спектакли Joffrey Ballet проходят под сопровождение оркестра Chicago Philharmonic под управлением музыкального руководителя балетной труппы Скотта Спека.
Спектакли Joffrey Ballet проходят в помещении Auditorium Theatre по адресу: 50 East Congress, Chicago, IL, 60605. Заказ абонементов на сайте http://www.joffrey.org/, по почте (Joffrey Ballet Subscriptions, The Joffrey Ballet, Joffrey Tower, 10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601), по телефону 312-386-8905, по факсу 312-739-0119, или по электронной почте [email protected]. Заказ билетов в кассах Joffrey Ballet (10 East Randolph Street, Chicago, IL 60601) и Auditorium Theatre, в отделениях Ticketmaster Ticket Centers, по телефону 800-982-2787 или на сайте www.ticketmaster.com. Для подписчиков дополнительные билеты продаются со скидкой в 50%. Об истории и сегодняшнем дне Joffrey Ballet читайте на сайте компании http://www.joffrey.org/. Там же вы найдете подробную информацию о предстоящих спектаклях.
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. Роберт Джоффри и Джеральд Арпино. Фото – Joffrey Ballet
Фото 2. Здание Joffrey Tower в Чикаго
Фото 3. Джоанна Возняк в балете “Весня священная”. Фото – Херберт Мигдолл