На прошлой неделе открылся новый, сто двадцать третий сезон Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Для маэстро Риккардо Мути этот сезон станет четвертым на посту музыкального руководителя ЧСО, а Дебора Раттер в августе отметила десятилетие своей работы в должности президента оркестра. За несколько дней до открытия нового сезона мне удалось побеседовать с Деборой Раттер. Говоря о новом сезоне, Дебора Раттер сказала: “Мы пришли к пониманию, что сезон должен концентрироваться на творчестве определенных композиторов. В этом году мы фокусируемся на творчестве Шуберта и Верди, в будущих сезонах будут другие имена. В новом сезоне мы планируем продолжать музыкальные фестивали на базе ЧСО, такие, как недавний фестиваль “Реки” (“Rivers: Nature. Power. Culture”). Мы ждем встреч с замечательными дирижерами и солистами. Еще неделю назад нам хотелось, чтобы открытие сезона произошло на месяц позже, но на сегодняшний день мы к сезону готовы. Прилетел наш музыкальный руководитель, вернулись на свои места музыканты оркестра. Мы полны планов, надежд, ожиданий”.
28 сентября, 1, 4 октября, 7.00 pm, 6 октября, 3.00 pm. Первые концерты сезона пройдут под знаком столетия со дня рождения великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Четыре раза в Симфоническом центре в концертном исполнении прозвучит его опера “Макбет”. В главных партиях: Лука Сальси (Макбет), Татьяна Сержан (леди Макбет), Дмитрий Белосельский (Банко), Франческо Мели (Макдуф), Антонелло Черон (Малькольм), Симге Бююкедес (Придворная дама), Джанлука Буратто (Врач). ЧСО и хором дирижирует Риккардо Мути. В прошлом выпуске Музыкального Чикаго я подробно рассказывал об этих солистах. Замечу только, что последний раз “Макбет” мы видели три года назад в Лирик-опере в постановке художественного руководителя Шекспировского театра Барбары Гейнс. Это был замечательный спектакль с великолепным составом исполнителей. В партиях Макбета и леди Макбет блистали Томас Хэмпсон и Надя Михаэль. А сегодня я с нетерпением жду “команды” Риккардо Мути. В беседе со мной Дебора Раттер сказала: “У нас фантастический состав исполнителей! Маэстро работал с этими солистами в Зальцбурге и в Римской опере. Он им доверяет и чувствует себя с ними комфортно. Мне не терпится услышать эту оперу”. В будущем, по словам Раттер, концертные исполнения опер будут продолжены.
24 сентября поступил в продажу новый альбом ЧСО (CSO Resound Label) с записью концертного исполнения оперы Дж.Верди “Отелло”. В главных партиях: Александр Антоненко (Отелло), Крассимира Стоянова (Дездемона), Карло Гуэльфи (Яго), Хуан Франциско Гателл (Кассио), Майкл Спайрс (Родриго). “Отелло” – второй совместный альбом ЧСО и Риккардо Мути. Первым был вышедший в сентябре 2010 года “Реквием”. Альбом получил две премии “Грэмми”: за лучший классический альбом года и лучшую хоровую запись года. Всего ЧСО получил 62 премии “Грэмми” – больше, чем любой другой оркестр или музыкант мира.
В день двухсотлетия со дня рождения Джузеппе Верди (10 октября) ЧСО под управлением маэстро Риккардо Мути исполнит “Реквием”. Солисты – Татьяна Сержан, сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Марио Зеффири, тенор; Ильдар Абдразаков, бас. Впервые в истории оркестра в Интернете (на сайте ЧСО www.cso.org, персональном сайте Риккардо Мути http://riccardomuti.com/ и Фейсбуке www,facebook.com) будет вестись прямая трансляция концерта.
2 октября 7.00 pm. Единственный в этом сезоне концерт оркестра Мариинского театра посвящен балетной музыке Игоря Стравинского. В программе: “Жар-птица”, “Петрушка” и “Весна священная”.
29 мая 2013 года музыкальный мир торжественно отметил столетие со дня скандальной парижской премьеры “Весны…” в рамках “Русских сезонов” Сергея Дягилева. В этот день в Париже балет Мариинского театра исполнил “Весну…” сначала в реконструированной версии балета В.Нижинского – Н.Рериха, а потом представил современную версию в хореографии немецкого балетмейстера Саши Вальц. Чикаго не остался в стороне от юбилейных торжеств. Летом “Весна священная” звучала на Музыкальном фестивале в Грант-парке, на прошлой неделе ту самую реконструированную версию балета В.Нижинского – Н.Рериха мы увидели в исполнении труппы Joffrey Ballet. И вот – новая встреча с музыкой Стравинского.
“Весна священная” ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать “варварский” дух далекой древности, композитор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски, оригинальные инструментальные эффекты. Сейчас уже мало кто помнит, что в России “Весну священную” не приняли. В беседе со мной английский музыковед и композитор Джерард Макберни сказал: “Новаторская музыка Стравинского была необычна для русской музыки того времени, где царствовал сухой академизм Глазунова. Свою роль сыграл и Кусевицкий, который плохо дирижировал оркестром на первом исполнении “Весны священной”. Андрей и Владимир Римские-Корсаковы (дети Николая Андреевича) говорили: “Наш Игорь совсем с ума сошел, он предал папу”, и так далее в таком духе. Глазунов никогда не симпатизировал Стравинскому, относился к молодому композитору крайне скептически, и Стравинский ему это не простил”.
Оркестром Мариинского театра дирижирует прославленный Валерий Гергиев. В эти дни он находится в Нью-Йорке, где оперой “Евгений Онегин” открылся новый сезон Метрополитен-оперы. Последний раз в Чикаго Гергиев был 21 октября 2012 года, в день столетия со дня рождения великого дирижера XX века сэра Георга Шолти. В этот день в Чикагском симфоническом центре состоялся концерт Международного оркестра мира, которым дирижировал Гергиев. Спустя почти год мы увидим маэстро со своим родным коллективом.
Концерт пройдет с двумя антрактами.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Чикагский симфонический центр
Фото 2. Татьяна Сержан
Фото 3. Валерий Гергиев. Фото – Марко Боргрев