После гастрольного тура по Румынии один из самых интересных маленьких театров Чикаго Trap Door Theatre представляет спектакль по пьесе “Балкон” великого французского драматурга, волшебника театра абсурда Жана Жене.
В книге “Жан Жене. Зал зеркал” биограф писателя М.Эсслин рассказывает о скандале, сопровождавшем премьеру “Балкона” 22 апреля 1957 года в Лондоне в Arts Theatre Club: “В театр имели доступ только члены клуба. Так пьеса избежала цензуры лорда Чемберлена. Обозреватели лондонских газет, побывавшие на закрытом просмотре “Балкона”, писали, что автор запретил играть пьесу, придя в бешенство от режиссерской трактовки. Молодой режиссер Петер Цадек, поставивший в Лондоне в начале 1952 года “Служанок” на французском языке, а затем в английском переводе, был обвинен Жене в вульгаризации “Балкона”. “Действие моей пьесы происходит в роскошном борделе, который Петер Цадек низвел до третьесортного бардака”. Через несколько дней появилась проникнутая рыцарским духом статья Петера Цадека, в которой он полемизировал с автором: “Невозможно скомпрометировать образы, которые позволяют назвать Жене одним из великих драматических поэтов века”. Вспышку Жене режиссер объяснил тем, у Жене нет пограничной линии между фантазией и реальностью: “Жене кажется, что жизнь целиком повторяет модель мечтателя, который пытается, чтобы его фантазия проникла в реальный мир. Но мир всегда распинал мечтателей, и святой Жене – не исключение. Для него совершенная фантазия “Балкона” – реальность, и наши усилия сделать ее конкретной, поставив спектакль с актерами, привела к тому, что фантазия была принесена в жертву”. Конфликт, разыгравшийся вокруг лондонской постановки “Балкона” (нельзя не признать, что это была смелая попытка в маленьком театре с весьма скромными средствами) вышел за рамки колоритного происшествия в жизни эксцентричного, оригинального драматурга. Он высветил суть всех исканий Жене – глубокое внутреннее напряжение, возникающее в результате его поисков абсолюта, прекрасного ритуального элемента в перевернутой системе ценностей, в которой зло – величайшее добро, а великолепные цветы вырастают среди нечистот и гнусных преступлений. И потому не кажется парадоксальным его требование, чтобы фантазии о сексе и власти были бы поставлены на сцене с торжественностью и великолепием литургии, совершаемой в одном из самых величественных соборов мира. И в то же время от режиссера требуется, чтобы спектакль был вульгарным, неистовым, дурного вкуса. Жене идет дальше: “Если вам скажут, что вы поставили эту пьесу с хорошим вкусом, значит, это полный провал. Мои шлюхи – самые порочные во всем мире”. Соответствовать этим требованиям очень трудно, если не невозможно”. Посмотрим, как отреагирует на замечания автора режиссер-постановщик чикагского спектакля Макс Труа.
В ролях: Антонио Брунетти, Симина Контрас, Дэвид Холкомб, Джон Кахара, Меган Льюис, Мишель Оливье, Том Паскулли, Алзан Пелезич, Энн Сонневилл, Дэвид Стайгер, Николь Виснер, Карл Висниевски.
Nota bene! Спектакль идет по 12 октября. The Trap Door Theatre, 1655 West Cortland Avenue, Chicago, IL 60622. $20. По четвергам по этой цене можно приобрести два билета. Билеты на спектакль в субботу продаются по цене $25. Справки и заказ билетов по телефону 773-384-0494. Подробная информация и заказ билетов на сайте театра www.trapdoortheatre.com.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотография к статье: Николь Виснер и Том Паскулли в спектакле “Балкон”. Фото – Михал Яники