Новый сезон Чикагского симфонического центра начался на высокой ноте! Позади – двухсотлетний юбилей со дня рождения Джузеппе Верди. В Чикаго он был отмечен триумфальными концертными исполнениями “Макбета” и прямой интернет-трансляцией “Реквиема” в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением Риккардо Мути. Большое впечатление произвел концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева с балетной музыкой И.Стравинского. Выступление оркестра проходило в рамках “Русских сезонов”. После Чикаго оркестр из Санкт-Петербурга отправился в гастрольный тур по городам Северной Америки.
На прошлой неделе маэстро Мути улетел обратно в Италию. В ноябре он будет дирижировать “Эрнани” Дж.Верди – первой оперой нового сезона Римской оперы. Напомню, что Риккардо Мути является пожизненным музыкальным руководителем Римского театра. Главные партии в опере Джузеппе Верди исполняет “чикагская команда” – солисты, которые пели совсем недавно на сцене Симфонического центра в „Реквиеме” и концертном исполнении оперы “Макбет”: Татьяна Сержан, Франческо Мели, Ильдар Абдразаков, Лука Салси. В планах у Римской оперы и маэстро Мути – “Манон Леско” Дж.Пуччини. В этой опере состоятся сразу три дебюта, и все они связаны с Анной Нетребко. Она впервые выступит на сцене Римской оперы, впервые исполнит партию Манон Леско и впервые станет сотрудничать с Мути. В Чикаго маэстро Мути следующий раз мы увидим в феврале 2014 года.
А концерты в Чикагском симфоническом центре продолжаются, и Верди уступает место другим композиторам.
17 октября, 6.30 pm. В программе этого концерта – Симфоническая поэма Томаса Адеса “…но все будет хорошо”, Скрипичный концерт Игоря Стравинского (солистка – Лейла Йозефович), Три симфонических эскиза Клода Дебюсси “Море”. ЧСО дирижирует Сюзанна Мялки.
Сорокадвухлетнего английского композитора Томаса Адеса называют на родине “новым Моцартом”. В семнадцать лет он написал вокальный цикл “Пять ландшафтов по Элиоту” на стихи великого английского поэта, в восемнадцать сочинил “Камерную симфонию”, в двадцать один год в Лондонской комнате Перселла (Purcell Room) исполнил пьесу “Still Sorrowing”.
В ранние годы Адес любил эпатировать публику. Так, в центре его первой оперы “Припудри ей лицо” стала история герцогини Аргайлской (“грязной герцогини”, как писали о ней газеты) Маргарет Кэмпбелл, шокировавшей общественность дважды: сначала – в 1963 году своим скандальным разводом, позже – “донжуанским списком” из восьмидесяти восьми фамилий. В прошлом сезоне опера была поставлена в Филадельфии. На афише стояло предупреждение: “В опере есть сексуальные сцены только для взрослых”. В 2007 году этой оперой открывался фестиваль “Новые горизонты” в Санкт-Петербурге. Сегодня из бунтаря Томас Адес превратился в респектабельного композитора. В феврале этого года в Метрополитен-опере с огромным успехом прошла его опера “Буря”. Теперь вместо “грязных историй” английский композитор пишет оперы по мотивам шекспировских пьес.
Десятиминутная симфоническая поэма “…но все будет хорошо” – первое сочинение Томаса Адеса для симфонического оркестра. Поэма написана композитором в возрасте двадцати трех лет по заказу музыкального общества Кембриджского университета. Название поэмы цитирует строчку из стихотворения Томаса Стерна Элиота. Премьера состоялась в марте 1994 года.
Финский дирижер Сюзанна Мялки хорошо знает творчество Томаса Адеса. В 1999 году она дирижировала финской премьерой оперы “Припудри ей лицо”, после которой английский композитор предложил ей быть его ассистенткой для представления этой оперы в городах Великобритании. Сюзанна Мялки начинала свою музыкальную карьеру в качестве альтистки, на протяжении трех лет (с 1995 по 1998 годы) была концертмейстером альтовой группы Гетенбургского симфонического оркестра, однако позднее решила посвятить свою жизнь дирижированию. С 2006 по 2013 годы она была музыкальным руководителем Ensemble InterContemporain – первой женщиной-руководителем оркестра в его истории. В апреле 2011 года она дебютировала за дирижерским пультом Ла Скала и тоже стала первой женщиной-дирижером в истории прославленного театра. С июля 2013 года Мялки возглавляет Gulbenkian Orchestra – ведущий симфонический оркестр Португалии.
Выпускница Музыкального института Кертиса, американская скрипачка Лейла Йозефович огромное внимание уделяет современной музыке. В ее репертуаре – скрипичные произведения Джона Адамса, Оливье Кнуссена, Томаса Адеса. Она была первой исполнительницей Скрипичного концерта финского дирижера и композитора Эса-Пекка Салонена.
19 октября 8.00 pm; 22 октября, 7.30 pm. В эти два дня к вышеперечисленным произведениям Т.Адеса, И.Стравинского и К.Дебюсси добавится Сюита Яна Сибелиуса “Буря”. ЧСО дирижирует Сюзанна Мялки.
19 октября, 10.00 и 11.45 am; 2 ноября, 10.00 и 11.45 am; 23 ноября, 10.00 и 11.45 am. Огромной популярностью среди юных любителей музыки пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре”. В следующей программе этой серии музыканты ЧСО и актер Алекс Мони инсценируют сказку “Каменный суп”.
Однажды в деревню приехала весьма странная путешественница. В сумке у нее не было ничего, кроме старой кастрюли, и это не могло не возбудить любопытство обывателей. Когда же дама начала готовить Каменный суп, жители деревни немедленно высказали желание его попробовать. Один за другим подходили к ней стар и млад. Дама не отказывала никому. Все веселились, танцевали и наслаждались вкуснейшим из всех возможных угощений!..
Родившийся в Миссисипи актер Алекс Мони немногим более года живет и работает в Чикаго. За это время он уже успел сыграть несколько ролей в чикагских театрах (в их числе – в спектакле по пьесе Б.Брехта “Кавказский меловой круг”) и заново организовать фолк-группу “Chauncey & The Beast”. Теперь у него появился шанс проявить свои способности в работе с симфоническим оркестром.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.111
.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
www.sergeyelkin.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Сюзанна Мялки. Фото Саймона Фаулера
Фото 2. У входа в Симфонический центр