23 октября в Чикагском симфоническом центре состоялось ежегодное собрание Совета директоров Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО), на котором были оглашены финансовые итоги 2013 года. Третий год подряд повышаются рекорды спонсорской помощи и продажи билетов. Заполняемость зала составила восемьдесят два процента, что на сегодняшний день является отличным показателем. Концерты в Симфоническом центре посетили свыше полумиллиона человек… Не буду приводить вам множество цифр, процитирую только слова президента ЧСО Деборы Раттер: “Оркестр находится в хорошей форме как в художественном, так и в финансовом отношении”. По словам Раттер, руководство оркестра ведет переговоры с музыкальным руководителем ЧСО Риккардо Мути о продлении его контракта. Напомню, пятилетний контракт дирижера истекает в августе 2015 года. На последнем концерте “Макбета” Дж.Верди маэстро, обратившись к аудитории, сказал, что он планирует завершить трилогию Шекспира-Верди (она началась с “Отелло” в 2011 году) концертным исполнением “Фальстафа” в 2016 году, когда весь мир будет отмечать четырехсотлетний юбилей великого английского драматурга. Раттер подтвердила, что эта опера в планах на сезон 2015-16 годов. Это внушает надежду, что переговоры с маэстро Мути приведут к подписанию нового пятилетнего контракта.
31 октября, 1-2 ноября, 8.00 pm; 3 ноября, 3.00 pm. С ЧСО работают самые выдающиеся дирижеры современности. Один из них – голландский маэстро Бернард Хайтинк. Несмотря на свой преклонный возраст, он возвращается в Чикаго каждый год, чтобы вновь встретиться с любимым оркестром.
Бернард Йохан Герман Хайтинк родился 4 марта 1929 года в Амстердаме. Закончил Амстердамскую консерваторию по классу скрипки. Свою музыкальную карьеру Хайтинк начал в качестве скрипача. В 1954-1955 годах учился дирижированию у Фердинанда Лейтнера. С 1955 года музыкант стал вторым дирижером Нидерландского оркестра радио. На протяжении семнадцати лет – с 1961 до 1988 года – дирижер возглавлял один из лучших симфонических оркестров мира – оркестр Амстердама “Концертгебоу”. За выдающиеся достижения музыканта и впервые за всю историю оркестра Хайтинк был назначен Почетным дирижером “Концертгебоу”. Кроме этого, в послужном списке Хайтинка – Лондонский филармонический оркестр (главный дирижер с 1967 до 1979 года, президент – с 1990 года), молодежный оркестр Европейского Союза (музыкальный руководитель с 1994 до 1999 года), Глайндбурнский музыкальный фестиваль (музыкальный руководитель с 1978 до 1988 года), Лондонский Королевский оперный театр “Ковент-Гарден” (музыкальный руководитель с 1987 до 2002 года). С 2002 до 2004 года Хайтинк являлся музыкальным руководителем Дрезденской Штаатскапеллы. С 1995 года Хайтинк занимает пост главного приглашенного дирижера, а с 2004 года – Почетного дирижера Бостонского симфонического оркестра (первое назначение за более чем столетнюю историю оркестра). С 2006 по 2010 годы Хайтинк был главным дирижером Чикагского симфонического оркестра (эта должность была введена специально для него). В 1977 году музыкант был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание и стал сэром Хайтинком. Вот что рассказывает о дирижере музыковед Соломон Волков: “Бернарду Хайтинку как-то при мне сделали комплимент. Кто-то сказал ему: “Вы такой непретенциозный, неамбициозный дирижер”. Хайтинк только усмехнулся в ответ: “Да что вы, неамбициозный человек дирижером стать не может”. Хайтинк выглядит, как персонаж в высшей степени спокойный, даже флегматичный – типичный голландец, национальный стереотип. Он и за дирижерским пультом проецирует чрезвычайно уравновешенный имидж, и поэтому люди страшно удивляются, когда он вдруг взрывается, причем, взрывается, если можно так выразиться, по-голландски – без крика и ругани. Хайтинк просто становится невероятно упрямым, и тогда уж он стоит, как скала. Хайтинка в Амстердаме носили на руках, а он оттуда ушел – не согласился с планами по урезанию бюджета. Потом, в Ковент-гардене он не хотел мириться с режиссерским своеволием в опере. Так что внешность человека бывает обманчива”.
В программе чикагских концертов – Двадцать седьмой фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист – Эмануэль Акс) и Четвертая (“Романтическая”) симфония А.Брукнера.
Семикратный лауреат премии “Грэмми”, американский пианист Эмануэль Акс родился 8 июня 1949 года во Львове в еврейской семье бывших узников нацистского концлагеря. Отец Иоаким работал педагогом в Львовском оперном театре и часто брал мальчика с собой на репетиции. Акс вспоминает, как в четыре года он уже наблюдал за репетициями “Евгения Онегина” и занятиями отца вокалом с солистами театра. Первым музыкальным инструментом Эмануэля была скрипка, позднее он перешел на фортепиано. Когда мальчику было восемь лет, семья покинула Львов. Сначала они оказались в Варшаве, потом в канадском Виннипеге. Там педагогом мальчика был пианист польского происхождения Мечислав Мунц – в прошлом ученик Ф.Бузони. С 1961 года Эмануэль с родителями живет в Нью-Йорке. Работы по специальности отец не нашел, он устроился менеджером в доме, где они жили. Расположение дома было замечательным – прямо напротив Карнеги-холла. Родители Эмануэля даже не могли предположить, что в этом прославленном зале их сын будет выступать регулярно на протяжении почти сорока лет и после каждого концерта получать положительные рецензии от самых строгих музыкальных критиков Америки!
Эмануэль Акс закончил Джульярдскую музыкальную школу и Колумбийский университет. Он выступал с сольными концертами в Нью-Йорке (в том числе в Линкольн-центре), работал аккомпаниатором у знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но настоящая известность пришла к нему в 1974 году после победы на Международном конкурсе пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Кумир молодого музыканта Рубинштейн был членом жюри того памятного конкурса.
Спустя год состоялся дебют пианиста на Эдинбургском фестивале, а далее началась обычная жизнь концертирующего пианиста, которая продолжается и сегодня.
2 ноября, 10.00 и 11.45 am; 23 ноября, 10.00 и 11.45 am. Огромной популярностью среди юных любителей музыки пользуются концерты серии “Однажды в Симфоническом центре”. В следующей программе этой серии музыканты ЧСО и актер Алекс Мони инсценируют сказку “Каменный суп”.
Однажды в деревню приехала весьма странная путешественница. В сумке у нее не было ничего, кроме старой кастрюли, и это не могло не возбудить любопытство обывателей. Когда же дама начала готовить Каменный суп, жители деревни немедленно высказали желание его попробовать. Один за другим подходили к ней стар и млад. Дама не отказывала никому. Все веселились, танцевали и наслаждались вкуснейшим из всех возможных угощений!..
8-9 ноября, 8.00 pm; 10 ноября, 3.00 pm. “Джон Уильямс возвращается” – так называются концерты, в которых ЧСО исполняет произведения прославленного композитора, знакомого миллионам по музыке к самым знаменитым голливудским фильмам. В программе – музыкальные фрагменты из фильмов “Близкие контакты третьего рода”, “Капитан Крюк”, “Индиана Джонс”, “Список Шиндлера”, “Линкольн”, “Искусственный интеллект”, “Челюсти”. На концертах 8 и 9 ноября кроме фрагментов киномузыки Уильямса прозвучит его Скрипичный концерт. Солист – Гил Шахам. 10 ноября на сцене Симфонического центра будет установлен огромный экран, и фрагменты музыки из фильмов “Линкольн”, “Близкие контакты третьего рода” и “Капитан Крюк” прозвучат на фоне сцен из этих картин.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com
Фотографии к статье:
Фото 1. Чикагский симфонический центр
Фото 2. Бернард Хайтинк дирижирует Чикагским симфоническим оркестром
(Обе фотографии Тодда Розенберга)