10 октября 7.30 pm. В день двухсотлетия со дня рождения великого Джузеппе Верди ЧСО и хор под управлением Риккардо Мути исполнит одно из его самых значительных произведений – “Реквием”.
Гениальное творение Джузеппе Верди “Реквием” – монументальный семичастный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра. Это – единственное крупное произведение Верди, не предназначенное для оперного театра. При этом не зря многие называют “Реквием” “лучшей оперой” Верди. “Реквием” аккумулирует в себе все, чем так славятся оперы итальянского композитора, – яркость, пластичность, гениальная, “неслыханная простота” мелодий, богатство гармонии, разнообразие оркестровки. Грандиозные фанфары “Аиды” перешли в часть “Tubamirum”, “Lacrymosa” изначально сочинялась Верди для оперы “Дон Карлос”, для дуэта тенора и баса… – таких заимствований в “Реквиеме” можно найти многоеквие. В этой величественной музыке слышны благородство и страстность, тоска и отчаяние, нежность и надежда, то есть все фирменные “блюда” вердиевских опер. Трудно найти в мировой музыке другое произведение, где духовное и светское, мирское и божественное сливаются так тесно. Музыка “Реквиема” благородством и чистотой линий может сравниться только с великими живописными полотнами мастеров эпохи Возрождения – настолько безраздельно царят в этой музыке боль, смирение и любовь.
Джузеппе Верди не был атеистом, но и набожным его не назовешь. Он был, по словам жены Жозефины, “сомневающимся верующим”. В юношестве он проходил каждое воскресенье по полтора километра, чтобы дойти до церкви, но это случалось не по велению души – просто в той церкви он служил органистом. Позже, став знаменитым композитором, он мог вместе с женой подойти к церкви и, не зайдя внутрь, прогуливаться, ожидая ее на улице. Нерелигиозность Верди наложила отпечаток на его музыку, и религиозный по форме и настроению “Реквием” композитора оказался светским по духу.
История возникновения “Реквиема” началась в 1868 году. В Париже умер Джакомо Россини, и Верди предложил Болонье – городу, где Россини вырос и впервые вкусил запах славы, – сочинить “Реквием”, включив в него отдельные фрагменты из произведений итальянского композитора. Городские власти с энтузиазмом согласились, Верди принялся за работу, однако из этой затеи ничего не вышло. Спустя пять лет после смерти своего друга, поэта, национального героя Италии, одного из лидеров освободительного движения Алессандро Манцони Верди вернулся к идее “Реквиема”. “Я глубоко опечален смертью нашего великого человека! – написал он на следующий день после смерти Манцони. – Я приеду на днях, чтобы посетить его могилу, один, так, чтобы меня не видели, и с тем, чтобы, может быть, предложить нечто, дабы почтить его память”. Вскоре Верди сообщил в миланский муниципалитет о своем желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. Композитор не пришел на пышные похороны поэта. Вместо пафосных слов у гроба он готовился посмертно подарить своему другу совсем другой подарок – музыку, навсегда обессмертившую имя Алессандро Манцони.
Премьера “Реквиема” состоялась 22 мая 1874 года в Миланской церкви святого Марка. Современники Верди были единодушны в оценке этого сочинения. “Такое произведение мог написать только гений”, – писал Иоганнес Брамс. А Рихард Вагнер после венского исполнения “Реквиема” в 1875 году вышел из зала, не сказав ни единого слова. За него это сделала жена композитора Козима Вагнер: “После ТАКОЙ музыки лучшим решением было бы промолчать”.
Первое исполнение “Реквиема” в Чикаго состоялось в марте 1877 года. По инициативе Бетховенского общества “Реквием” прозвучал в “PlymouthCongregationalChurch”. Газета “Чикаго трибюн” писала о трех месяцах репетиций и хоре в составе ста сорока пяти человек: “почти такой же огромный хор, как на премьере в Милане”. Газета отметила, что количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Исполнение прошло с огромным успехом, а хоровая часть “Sanctus” была с энтузиазмом повторена “на бис”. С тех пор каждый раз исполнение “Реквиема” превращалось в событие для всего города. Так было пять месяцев спустя после смерти Верди, когда хор “Аполло” представил сочинение в недавно построенном театре “Аудиториум”. Менеджер театра заявил тогда репортерам, что не может поверить, что какой-либо другой концерт может собрать больше людей, чем “Реквием”. Так было в апреле 1919 года на концерте ЧСО, посвященного памяти героям, погибшим в годы Первой мировой войны, и спустя месяц, на концерте в Чикагском университете, посвященном памяти погибших на той войне выпускников университета. Так было на первом исполнении “Реквиема” в Равинии в июле 1951 года и на первом абонементном исполнении “Реквиема” в феврале 1952 года. В Симфоническом центре оркестром руководил легендарный австрийский дирижер Бруно Вальтер. Фриц Райнер стал первым музыкальным руководителем ЧСО, исполнившим “Реквием”. Его примеру последовали Джин Мартинон, сэр Георг Шолти, Даниэль Баренбойм, приглашенные дирижеры Карло Мария Джулини и Клаудио Аббадо. Сейчас эта славная когорта имен пополнилась именем Риккардо Мути.
Это будет второе исполнение “Реквиема” в Чикаго в период руководства оркестром маэстро Мути. Первый раз “Реквием” прозвучал в Симфоническом центре в январе 2009 года, на первых концертах дирижера еще в качестве “directordesignate”, то есть избранного дирижера. По итогам трех концертов был выпущен первый совместный альбом ЧСО и Риккардо Мути. В 2010 году он был удостоен двух премий “Грэмми”: в категориях “Лучший альбом классической музыки” и “Лучшее хоровое исполнение”. Мне посчастливилось побывать на одном из этих концертов. Мути собрал блестящий состав исполнителей: российская пара Ольга Бородина и Ильдар Абдразаков, а также итальянские певцы Барбара Фриттоли и Марио Зеффири. Каждый из солистов в полной мере проникся идеей дирижера и идеально соответствовал его замыслу. 10 октября мы вновь услышим Ильдара Абдразакова и Марио Зеффири, а вот женский состав поменяется. Впервые в Чикаго выступят сопрано Татьяна Сержан (она на прошлой неделе блестяще исполнила партию леди Макбет в концертном исполнении “Макбета”) и меццо-сопрано Даниэла Барселлона. Впервые в истории оркестра в Интернете (на сайте ЧСО www.cso.org, персональном сайте Риккардо Мути http://riccardomuti.com/ и Фейсбуке www,facebook.com) будет вестись прямая трансляция концерта. Концерт будет также демонстрироваться в прямом эфире на огромном экране в павильоне Джей Притцкер в парке Миллениум.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
Сергей Элькин,
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Чикагским симфоническим оркестром дирижирует Риккардо Мути. Фото Тодда Розенберга