Действующие лица и исполнители:
Орфей – Тодд Палмер (дебют в Чикагском оперном театре),
Эвридика – Валери Винзан.
Дирижер и пианист – Стивен Харгривс (дебют в Чикагском оперном театре).
Режиссер-постановщик – Андреаш Митишек.
19, 20 и 22 декабря 2013 года. Опера исполняется на английском языке.
Продолжительность спектакля – 70 минут без антракта.
Пока в Лирик-опере идут привычные оперно-опереточные шлягеры “Травиата” и “Летучая мышь”, Чикагский оперный театр (далее – ЧОТ) продолжает экспериментировать, представляя зрителям новые сочинения современных композиторов в необычных, прямо скажем, постановках.
19, 20 и 22 декабря ЧОТ показывает песенный цикл для сопрано, кларнета и фортепиано современного американского композитора Рики Яна Гордона “Орфей и Эвридика” (не путайте с одноименной оперой Глюка!). Показывает не в зрительном зале, а в… бассейне. Вот как объясняет это режиссер (он же – руководитель ЧОТ) Андреаш Митишек: “Диапазон наших постановок необычайно широк – от Вивальди до Гласса. При этом мы используем разное пространство. Я имею в виду не только сцену, но и место, где сидят зрители. Историю про Анну Франк мы делали в гараже специально, чтобы зрители НЕ находились в комфортных условиях. Мы хотели, чтобы вокруг было пусто и зрителям было неудобно. Замкнутое подземное пространство послужило для меня метафорой изоляции и одиночества. Для меня было важно, чтобы зрители, попавшие в это пространство, задумались об Анне и ее жизни. В спектакле “Орфей и Эвридика” вода для нас стала рекой Стикс, по которой Харон перевел Орфея в Царство мертвых. Это снова была метафора – метафора жизни и смерти. В таких спектаклях пространство вокруг сцены или того места, где играют актеры, становится частью спектакля. Это важно для меня, и это появилось задолго до меня. Театр пришел с улицы, и первые спектали игрались на площадях. Для меня интересно выходить за границы традиционного пространства. Получается совершенно другой результат с точки зрения визуальной формы и акустики. Элементом действия становятся не только декорации, но и окружающая среда”.
В 2008 году Митишек уже ставил “Орфея…” Гордона в бассейне в Опере Лонг-Бич. Был оглушительный успех, и постановку повторили в 2010 году.
Недавно закончившая стажировку по программе молодых артистов при Лос-Анджелесской опере, певица Валери Винзан (Эвридика) выступала на сценах Опер Лос-Анджелеса и Санта-Фе, Музыкального фестиваля в Аспене и Бостонского фестиваля старинной музыки. В Чикаго она пела трижды: в ЧОТ в операх “Москва. Черемушки” Д.Шостаковича (Лидочка) и “Волшебная флейта” В.А.Моцарта (Папагена) и на фестивале в Равинии в концертном исполнении оперы Дж.Верди “Риголетто” Валери Винзан пригласил дирижер Джеймс Конлон. В планах певицы – “Мессия” Г.Ф.Генделя с Алабамским симфоническим оркестром и “Семела” Г.Ф.Генделя с оркестром Pacific MusicWorks.
Дебютирующий в ЧОТ кларнетист Тодд Палмер родился в штате Мэриленд. После окончания Mannes College of Music (класс английского кларнетиста Жервеза де Пейе) стал активно гастролировать по всему миру в качестве солиста и члена камерных ансамблей. Выступал с вокалистками Кэтлин Бэттл, Рене Флеминг, Дон Апшоу, Элизабет Футрал. Палмер живет в Нью-Йорке, является горячим пропагандистом современной музыки. Он исполнял произведения Томаса Адеса, Освальдо Голихова, Мэйсона Бейтса, Кристофера Роуза, Георга Тсонтакиса и многих других. Совсем недавно танцевальная труппа Марка Морриса представила спектакль “Пешеходный переход” – сочинение “для кларнета и танца”. Соло на кларнете исполнил Тодд Палмер.
Сочинения композитора Рики Яна Гордона регулярно ставятся в оперных театрах США. Например, широко известна его опера “Гроздья гнева” по одноименному роману Дж.Стейнбека. В прошлом сезоне в Опере Цинциннати с успехом прошла “Утренняя звезда” – опера Гордона (либретто Уильяма Хоффмана), в которой рассказывается о семье еврейских эмигрантов (мать и четверо детей), поселившейся в Нью-Йорке в поисках лучшей жизни. В этом сезоне в Хьюстонской опере состоится мировая премьера монооперы Гордона “Ковчег в Египте” (совместная постановка Хьюстонской оперы и Оперной компании Филадельфии). В основе оперы – одноименная пьеса техасского драматурга Хортона Фута. В главной партии – знаменитая американская певица Фредерика фон Штаде.
Дружба кларнетиста Тодда Палмера с Гордоном началась в 1997 году. Музыкант заказал композитору произведение, которое можно было бы исполнять в театре. Палмер думал о сочинении, похожем на вокальную балладу Шуберта “Пастух на скале” для голоса, флейты и фортепиано. В результате появился “Орфей и Эвридика” – песенный цикл в двух частях для сопрано, кларнета и фортепиано. Премьера сочинения состоялась в 2005 году в Нью-Йорке. Сочетание звуков голоса и кларнета, танца и театральных приемов делают “Орфея…” уникальным примером современного произведения для камерного театра. Палмер исполнял “Орфея…” в оперных и симфонических залах в США и Европе, а сотрудничество с Андреашем Митишеком привело к созданию абсолютно нового музыкально-театрального действа.
В планах на будущий сезон ЧОТ – неоконченная “уличная” опера Дюка Эллингтона “Куини Пай”, одноактные оперы “Император Атлантиды” Виктора Ульмана, “Умница” Карла и ранняя экспрессионистская опера Эрнеста Блоха “Макбет”.
Nota bene! Спектакль “Орфей и Эвридика” пройдет 19, 20 и 22 декабря в 7.30 pm в Welles Park Pool поадресу:2333 West Sunnyside Avenue, Chicago, IL 60070. Билеты бесплатные. Их можно будет получить в день перед спектаклем перед входом начиная с 5.00 pm. Спектакли Чикагского оперного театра в 2014 году пройдут в помещении Harris Theater по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, IL 60601. Справки и заказ абонементов и одиночных билетов – по телефону 312-704-8414 или на сайте www.ChicagoOperaTheater.org. Для новых подписчиков и студентов Чикагский оперный театр предлагает хорошие скидки.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Сцена из спектакля “Орфей и Эвридика”. Фото – Лиз Лорен