Как я уже писал в предыдущих выпусках Музыкального Чикаго, 7 февраля состоится концерт замечательного скрипача Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика”. На прошлой неделе стала известна программа концерта. Она необыкновенно интересна.
Концерт начнется Сонатой для скрипки и фортепиано Дмитрия Шостаковича. Композитор написал ее в 1968 году в честь шестидесятилетнего юбилея Давида Ойстраха. Премьера Сонаты состоялась 3 мая 1969 года в Москве. Первые исполнители – Ойстрах и Святослав Рихтер. В чикагском концерте соло на скрипке исполняет Гидон Кремер – редкое в последнее время выступление Кремера в качестве скрипача.
После Шостаковича мы услышим малоисполняемые “Вариации на тему Франка Бриджа” – юношеское, 1937 года, полное легкости и веселья сочинение Бенджамина Бриттена, посвященное своему первому учителю. Названия вариаций отражают разносторонние интересы композитора. “Адажио”, “Марш”, ”Романс”, “Итальянская ария”, “Классическое бурре”, “Венский вальс”, “Перпетуум мобиле”, “Траурный марш”, “Песня”, “Финал с фугой” – вереница жанров, разноголосица стилей, скрытые цитаты из великих композиторов от Баха до Малера и Шостаковича. На музыку “Вариаций…” свои балеты сочинили хореографы Фредерик Аштон и Твайла Тарп.
Второе отделение концерта начнется исполнением Десятой симфонии для струнного оркестра Моисея (Мечислава) Вайнберга. Недооцененная при жизни, музыка Вайнберга в наши дни становится все более популярной. Композитор родился в Варшаве (отсюда польское имя Мечислав). В 1939 году эмигрировал в СССР, а его семья, оставшаяся в Польше, погибла в концлагере Травники. Десятая симфония Вайнберга написана в 1968 году для Московского камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, который впервые исполнил сочинение 8 декабря того же года. В 1970 году была сделана запись этой симфонии.
Вайнберг дружил с Шостаковичем, который хвалил сочинения своего коллеги. Дмитрий Дмитриевич особо выделял оперу Вайнберга “Пассажирка”, называя ее “мастерским, совершенным по стилю и форме произведением”. Опера повествует о страшных событиях времен Холокоста. В основе либретто – одноименная новелла Зофьи Посмыш (годы войны она провела в концлагере в Аушвице и чудом осталась жива), а также личные воспоминания Вайнберга. “Пассажирка” была закончена в 1968 году, но при жизни Вайнберга (он умер в 1996 году) так и не была исполнена. Впервые оперу услышали в концертном исполнении в декабре 2006 года в Московском музыкальном театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Мировая премьера оперы в сценической редакции английского режиссера Дэвида Паунтни (совместная постановка Большого театра Варшавы, Английской национальной оперы и Королевского оперного театра Мадрида) состоялась 21 июля 2010 года на музыкальном фестивале в Брегенце (Австрия). Дирижировал Теодор Курентзис. Североамериканская премьера спектакля состоялась в январе 2014 года в Хьюстонской опере.
Центральным произведением вечера станет “Антиформалистический раек” Д.Шостаковича – сочинение, написанное для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано, ни разу не исполнявшееся при жизни композитора. История этого сочинения достойна отдельного рассказа.
“Антиформалистический раек” возник как отклик Шостаковича на организованную Сталиным компанию травли так называемых “композиторов-формалистов антинародного направления”. Поводом к травле послужила опера В.Мурадели “Великая дружба”, вызвавшая ярость вождя. В ЦК ВКП(б) вызвали деятелей советской музыки. Им популярно объяснили, чем народная музыка отличается от антинародной. Борьба с формализмом в советской музыке продолжилась печально известным постановлением ЦК ВКП(б) “Об опере “Великая дружба” В. Мурадели”. В нем, среди прочего, упоминались и “антинародные, формалистические извращения в творчестве Д. Шостаковича”. Документ, вышедший 10 февраля 1948 года, стал еще одним позорным свидетельством страшной эпохи сталинизма. Потом были проработки “антинародных” композиторов в Центральном доме композиторов и на Первом всесоюзном съезде Союза композиторов… Жертвами постановления оказались лучшие советские композиторы того времени – С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин. Шостакович “по сокращению штатов” был уволен из профессорского состава Ленинградской консерватории, и его сочинения перестали исполнять.
Шостакович искал сильную форму музыкальной сатиры, в которой мог бы выразить всю степень сарказма, едкой иронии и черного юмора. И такую форму он нашел… у своего великого предшественника Модеста Мусоргского. В пьесе “Раек” 1870 года Мусоргский высмеивал композиторов, музыковедов и музыкальных деятелей, выступавших против принципов “Могучей кучки”. Но если Мусоргский таким образом боролся с невежеством коллег по цеху, то Шостакович покусился не только на “деятелей от музыки”, но и совсем на святое – Партию, Правительство и Лично Товарища Сталина!
Итак, во Дворце культуры проходит собрание на тему “Реализм и формализм в музыке”. Докладчиков трое – товарищи Единицын, Двойкин, Тройкин. Единицын с грузинским акцентом говорит, что “реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы”. Двойкин в своей речи указывает на то, что от музыки требуется красота и изящество, тогда как “музыка немелодичная, неэстетичная, негармоничная, неизящная – это бормашина или музыкальная душегубка!” Тройкин говорит, что “у нас все должно быть, как у классиков”: “Глинка, Чайковский, Римский-Корсáков, вы музыкальны, изящны, стройны. Глинка, Чайковский, Римский-Корсáков, вы мелодичны, красивы, звучны”. При этом необходима бдительность: “Если буржуазные идеи кто-нибудь воспримет надолго, тех будем мы сажать и в лагеря усиленного режима помещать!” Все речи проходят под бурные аплодисменты участников собрания.
В литературной основе текста лежат подлинные высказывания вождей того времени, их характерные речевые интонации, неправильные ударения… Единицын – это, конечно, Сталин (он выступает на фоне грузинской песни “Сулико”), а прототипами Двойкина и Тройкина выступают (соответственно) Жданов и Шепилов. В качестве музыкальных цитат звучат мелодии из “Лезгинки”, “Камаринской”, “Калинки”, песни Тихона Хренникова из кинофильма “Верные друзья”, куплеты из оперы Р.Планкетта “Корневильские колокола”.
Полный подзаголовок произведения: “Слова и музыка неизвестных авторов. В помощь изучающим. Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке”. Шостакович пародирует известные советские издания типа “В помощь изучающим Краткий курс истории ВКП(б)” или “В помощь изучающим марксистско-ленинскую эстетику”. В тексте есть вступление “От издательства”, в котором говорится о том, что рукопись данного сочинения “была обнаружена в ящике с нечистотами кандидатом изящных наук П.И.Опостыловым”. В дополнении от издательства говорится, что “Отдел Музыкальной Безопасности” ведет поиск неизвестных авторов сочинения. Завершают текст произведения “Вопросы по единице-двойко-тройкинской эстетике”. Вот только два примера: “Какую музыку пишут народные композиторы?” и “Требуем ли мы от музыки красоты и изящества?”.
“Антиформалистический раек” – единственное в мире сочинение, где распеваются фразы из партийного постановления. Казалось бы, как можно слушать подобную музыку?! Вот как Соломон Волков отвечает на этот вопрос: “Шостакович отличался одной замечательной особенностью, которая и делает его таким репертуарным композитором в наше время. Практически все, к чему он прикасался, каким-то чудом превращалось в занимательную музыку. Он всегда писал, имея в виду слушательскую реакцию, никогда не становился в позицию, что “плевать мне на слушателя”, “я пишу для себя”, “если слушатель не понимает, то сам дурак”… И даже такой опус на чисто злободневную и политическую тему, который у другого композитора превратился бы в политический памфлет, сочинен таким ловким образом, что те, кто понимают, о чем идет речь, получают двойное удовольствие, а те, кто не понимают, все равно вовлечены в процесс разворачивания музыкальной “ткани”. Не говоря уже о том, что к их услугам текст и какие-то комментарии в программе, которые помогают с этим разобраться”.
Нет единого мнения в отношении точной даты написания “…райка”. Считается, что это произведение Шостакович писал с перерывами в течение двадцати лет: с 1948 по 1968 годы. Первую редакцию Шостакович показал нескольким близким друзьям (среди них – Исаак Гликман и Григорий Козинцев) и положил в стол. В годы оттепели появилась надежда на публичное исполнение “…райка”, но запрет исполнения Тринадцатой симфонии композитора сделал это невозможным. Исследователи творчества Шостаковича расходятся и в определении автора либретто. Некоторые утверждают, что текст написан композитором, другие – среди них Соломон Волков – полагают, что Шостаковичу помогал его близкий друг той поры, музыковед Лев Лебединский. Зато точно известна дальнейшая судьба “…райка”. Рукопись произведения была сохранена Лебединским. В 1987 году он тайно передал ее Мстиславу Ростроповичу, который и стал главным инициатором и первым исполнителем. Премьера сочинения состоялась 12 января 1989 года на сцене Центра исполнительских искусств имени Дж.Кеннеди в Вашингтоне. Текст звучал на английском языке в сокращении. Первое исполнение на Родине состоялось 25 сентября 1989 года в Москве, в Большом зале консерватории, в рамках концерта, посвященного восьмидесятитрехлетию со дня рождения Шостаковича.
В Чикаго “Антиформалистический раек” мы услышим в аранжировке Андрея Пушкарева для баса и струнного оркестра. Басовую партию исполнит солист Камерного музыкального театра имени Б.Покровского Алексей Мочалов.
Концерт Гидона Кремера и камерного оркестра “КРЕМЕРата Балтика” проходит в рамках американского турне. Кроме Чикаго они посетят Нью-Йорк, Сан-Франциско, Хьюстон, Анн-Арбор (штат Мичиган) и Сент-Пол (штат Миннесота).
Nota Bene! Концерт Гидона Кремера и камерного ансамбля “КРЕМЕРата Балтика” состоится 7 февраля в 7.30 pm в Театре музыки и танца “Харрис” по адресу 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. Билеты – $15 – $30. Их можно заказать по телефону 312-334-7777 или зарезервировать на сайте www.harristheaterchicago.org.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фото: Камерный оркестр “КРЕМЕРата Балтика“. Фото Кристиана Лутца