Стало уже традицией в начале весны встречать в Чикаго Американский театр танца Алвина Эйли! Театр регулярно приезжает на гастроли в Чикаго (три последних года – под руководством нового художественного руководителя, балетмейстера Роберта Баттла), показывая как старые, так и новые программы. Событием гастролей 2009 года стал балет легендарного Мориса Бежара “Петрушка” на музыку И.Стравинского. В 2011 году во время гастролей театра состоялась чикагская премьера балета “Иду к молитве” Хоупа Бойкина. Во время гастролей 2012 года прошли премьеры шести одноактных балетов, два из которых поставил Баттл: “Охота” и “Внутри”. Не станут исключением и нынешние гастроли. Мы увидим четыре новых для Чикаго балета.
“Цвет” (“Chroma”, 2006) – первый балет знаменитого английского хореографа Уэйна Макгрегора в репертуаре Театра танца Алвина Эйли. Красота человеческого тела показана в балете как отражение света и тени, а цвет проявляется через движения исполнителей. В спектакле звучат как оригинальная музыка композитора Джоби Тэлбота, так и оркестровые аранжировки композиций Джека Уайта из рок-группы “The White Stripes”. Балет, созданный Макгрегором для Королевского английского балета, был награжден несколькими престижными театральными премиями и с успехом перенесен на сцены многих театров мира, в том числе Большого театра и Ла Скала.
“Подъем” (“LIFT”, 2013) – мировая премьера балета нью-йоркского хореографа Азур Бартон, созданного специально для Театра танца Алвина Эйли. Проведя с танцорами более пяти недель, Бартон придумала спектакль, в наилучшей степени отражающий мощные физические возможности солистов. В балете звучит оригинальная музыка композитора Кертис Макдональд.
“Человек в воде” (“D-Man in the Waters”, часть I, 1989, новая версия – 1998) – знаменитый балет американского хореографа Билли Ти Джонса, известного совместными выступлениями с танцовщиком и фотографом Арни Зейном. Вместе они основали труппу “Bill T.Jones/Arnie Zane Dance Сompany”. Первый опыт сотрудничества Ти Джонса с Американским театром танца состоялся в 1983 году. По приглашению Алвина Эйли он поставил балет “Fever Swamp”. В последние годы Билли Ти Джонс успешно работает на Бродвее. Он ставил танцы к таким популярным мюзиклам, как “FELA!” и “Spring Awakening”. Спектакль “Человек в воде” посвящен умершему от СПИДа танцору труппы Джонса Демиану Акуавелле. Кстати, в том же году от той же страшной болезни умер основатель театра Алвин Эйли. Если в 1989 году спектакль “Человек в воде” выглядел шокирующе авангардным, то в наши дни он давно перешел в разряд новейшей балетной классики.
“Четыре угла” (“Four Corners”, 2013) – метафоричная притча о четырех ангелах, стоящих на четырех сторонах земли. Пятая работа хореографа Рональда Брауна для Американского театра танца. В балете звучит музыка композитора Карла Хенкока Рукса.
“Изюминкой” программы обещают стать композиции, созданные Эйли на музыку великого джазового музыканта Дюка Эллингтона. Они объединены в программу “Эйли-Эллингтон”. Композиций три: “Река”, “Ночное создание”, “Па-де-Дюк”.
“Река” (“The River”, 1970) – хореографическая аллегория Алвина Эйли, объединяющая классический балет, современный танец и джаз. Эта композиция стала первым симфоническим сочинением, написанным Эллингтоном специально для балета, по заказу Американского балетного театра (АБТ). В 1980 году труппа Алвина Эйли включила “Реку” в свой репертуар.
“Ночное создание” (“Night Creature”, 1974) – наиболее близкий к классическому стилю хореографии балет Эйли, посвященный Эллингтону. Спектакль идет в новой версии заместителя художественного руководителя театра Масазуми Чайя.
“Па-де-Дюк” (“Pas de Duke”, 1976) – интерпретация Алвина Эйли классического па-де-де. Эта композиция создавалась Эйли специально для Джудит Джемисон (долгие годы она была ведущей солисткой труппы Алвина Эйли, а потом стала художественным руководителем театра) и Михаила Барышникова. Премьера композиции состоялась в 1976 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке в рамках фестиваля “Эйли чествует Эллингтона”. В балете звучат фрагменты произведений Эллингтона “Old Man’s Blues” (1930), “Unclothed Woman” (1948), “Such Sweet Thunder” (1957), “Sonnet for Hank Cinq” (1957), “Sonnet for Caesar” (1975). Спектакль идет в новой версии Масазуми Чайя.
Заключительным аккордом всех спектаклей по традиции станет исполнение одноактного балета “Откровения” (“Revelations”), поставленного Эйли в 1960 году и давно вошедшего в разряд классики балетного искусства XX века. В качестве музыкальной основы спектакля Эйли использовал негритянские спиричуэлс и госпелс.
“Откровения” – это серия афроамериканских религиозных обрядов. В их числе – групповая молитва (“I’ve Been Buked”), церемония ритуального крещения (“Wade in the Water”), момент причастия (“I Wanna Be Ready”), дуэт священника и прихожанина (“Fix Me, Jesus”) и финальное торжественное пение Евангелия (“Rocka My Soul in the Bosom of Abraham”).
Гастроли театра пройдут с 28 февраля по 9 марта. Перед вами – программа гастролей.
28 февраля, 7.30 pm. “Хрома”, “Четыре угла”, “Откровения”.
1 марта, 2.00 и 8.00 pm. “Подъем”, “Человек в воде”, “Откровения”.
2 марта, 3.00 pm. “Хрома”, “Четыре угла”, “Откровения”.
5 марта, 7.30 pm. “Ночное создание”, “Па-де-Дюк”, „Река“, “Откровения”.
6 марта, 7.30 pm. “Хрома”, “Четыре угла”, “Откровения”.
7 марта, 7.30 pm. “Подъем”, “Человек в воде”, “Откровения”.
8 марта, 2.00 pm. “Ночное создание”, “Па-де-Дюк”, „Река“, “Откровения”.
8 марта, 8.00 pm. “Хрома”, “Четыре угла”, “Откровения”.
9 марта, 3.00 pm. “Подъем”, “Человек в воде”, “Откровения”.
Особенностью гастролей этого года являются мастер-классы, которые проведут солисты театра. 1 марта состоятся два бесплатных мастер-класса для школьников, на котором профессионалы покажут, как танцевать в стиле хип-хоп и научат технике Лестера Хортона – специфической танцевальной технике, направленной на расширение диапазона движений и развития выразительных возможностей тела. 8 марта пройдет мастер-класс для взрослых. Тема занятия: “Джазовая техника танца”. Стоимость мастер-класса – $20. Количество мест ограниченно. Запись по телефону 312-341-2340 или по электронному адрсеу atru-education@auditoriumtehatre.org.
Гастроли 2014 года проходят в рамках большого тура, посвященного двадцатипятилетию со дня смерти основателя театра Алвина Эйли. В рамках тура предусмотрено посещение двадцати трех городов США.
В ближайшее время в театре “Аудиториум” состоятся гастроли театра танца “Cloud Gate” из Тайваня (14 и 16 марта), Хьюстонского балета (22-23 марта), дуэта Чика Кориа и Белы Флек (5 апреля), чикагской танцевальной компании River North Dance Chicago (12 апреля), “The Idan Raichel Project” (15 мая), танцевальной труппы The Paul Taylor Dance Company (17-18 мая).
Nota bene! Билеты на Американский театр танца Алвина Эйли можно заказать на сайте www.ticketmaster.com, по телефону (800) 982-ARTS (2787) или приобрести в кассе театра “Аудиториум” (AuditoriumTheatre) по адресу: 50 East Congress Parkway, Chicago, IL 60605.
.
Сергей Элькин