На этой неделе в Чикаго пройдут гастроли Гамбургского балета. Всемирно известная труппа представляет балет “Третья симфония Густава Малера” в постановке художественного руководителя Джона Ноймайера.
История балета в Гамбурге начинается с открытия в 1678 году оперного театра. Первыми спектаклями были балеты на музыку Ж.-Б.Люли и Г.Телемана. В 1738 году городская опера закрылась, но в город приезжали гастролирующие артисты, и наряду с операми и драматическими спектаклями обязательным “блюдом” были балеты. Так, в 1769 году вся городская знать посчитала своим долгом посетить балет “Дон Жуан” на музыку К.В.Глюка. В Гамбурге выступали лучшие балерины своего времени: Мария Тальони, Люсиль Гран, Фанни Черрито, в городе работала австрийская балерина Катти Ланнер, несколько лет после выхода на пенсию жила Фанни Элслер. В конце XIX века репертуар гамбургской труппы составляли балеты “Коппелия” Л.Делиба, “Фея кукол” Й.Байера, сочинения представителей венской школы. Гамбургский балет долгое время считался всего лишь придатком к опере и оставался достаточно провинциальным явлением на танцевальной карте Европы. Положение не смогла исправить даже звезда танцевального авангарда двадцатых годов XX века Дора Хойер, возглавлявшая компанию с 1949 по 1951 годы. Все изменилось после 1959 года, когда генеральным менеджером Гамбургской государственной оперы стал Рольф Либерманн, а руководителем балетной труппы – Петер ван Дейк. Он начал постепенно выстраивать общую линию развития гамбургского балета. Уже к началу шестидесятых годов XX века гамбургская труппа первой из европейских танцевальных компаний стала включать в свой репертуар балеты Дж.Баланчина. В июне 1962 года в Гамбурге прошла официальная церемония празднования восьмидесятилетия со дня рождения Игоря Стравинского. Маэстро дирижировал премьерой композиций “Аполло”, “Орфей” и “Агон” в хореографии Баланчина. А с 1973 года в истории Гамбургского балета начался новый период – труппу возглавил один из ведущих балетмейстеров XX века Джон Ноймайер.
Родившийся в Милуоки (штат Висконсин) Ноймайер учился в Копенгагене и Лондонской королевской школе балета. Свою творческую карьеру начал в качестве танцовщика, с 1963 по 1969 годы был солистом Штутгартского балета. Довольно скоро почувствовал интерес к хореографии и сам стал ставить балеты. С 1969 по 1973 годы Ноймайер возглавлял балетную труппу Франкфуртской оперы. В феврале 2009 года балетный мир отметил семидесятилетие хореографа, а летом 2013 года исполнилось сорок лет пребывания Ноймайера на посту директора и главного балетмейстера Гамбургского балета. На счету Ноймайера более ста двадцати классических и современных балетов. Он – лауреат практически всех премий, существующих в области танца в разных странах, в том числе приза “Benois de la danse” – своеобразного балетного “Оскара”, учрежденного в России в 1991 году. Ноймайер был награжден этим призом в 2013 году. Церемония награждения состоялась в Большом театре.
Под руководством Ноймайера Гамбургский балет стремительно ворвался в элиту мирового танца. Талант балетмейстера проявляется в яркой и всегда неожиданной трактовке классических произведений. Его “Лебединое озеро” проходит в зале суда безумного баварского короля Людвига Второго, а феерические танцы в Цикле Густава Малера поражают оригинальным прочтением и захватывают воображение даже завзятых балетоманов. Балет Ноймайера “Страсти по Матфею” начал свою жизнь в гамбургской церкви Святого Михаила, а сейчас во всем мире он известен как одна из визитных карточек компании. В репертуаре Гамбургской труппы – балеты по произведениям Шекспира: “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, “Гамлет” М.Типпета, “Отелло” А.Пярта и А.Шнитке. Среди других амбициозных проектов Ноймайера – “Пер Гюнт” А.Шнитке, “Русалочка” Л.Ауэрбах, “Liliom” М.Леграна, “Одиссея” Дж.Коропоса. Наряду с работами Ноймайера в репертуаре Гамбургского балета – спектакли Дж.Баланчина, Джона Кранко, Матса Эка (свою сенсационную “Спящую красавицу” в 1996 году шведский хореограф поставил именно в Гамбурге). Каждый год в своем театре Ноймайер проводит открытые репетиции, лекции, встречи со студентами. В конце каждого сезона в Гамбурге проходят Дни балета, на которых компания показывает свои лучшие спектакли. В 1989 году при Гамбургской государственной опере был открыт огромный Балетный центр (Ballettzentrum) с жилыми зданиями, студиями, репетиционными помещениями и школой-интернатом…
Дебют Гамбургского балета в Чикаго состоялся в прошлом сезоне со спектаклем “Нижинский”, посвященном судьбе великого русского танцовщика ХХ века. В этом году театр показывает балет “Третья симфония Густава Малера” – один из знаковых спектаклей Джона Ноймайера. Шесть частей балета вызывают в воображении темы рождения, смерти, взаимоотношений людей друг с другом. “Третья симфония…” – очень личное высказывание Ноймайера. Хореограф говорит: “Я предпринял в этом балете первую попытку системного подхода к симфонии, исследуя возможность выразить ее языком танца. Сюжета в симфоническом балете практически нет. Он рождается от субъективного прослушивания музыки, посредством языка танца создается некое эмоциональное и драматическое действо. У Малера внутреннее движение его симфоний основано на эмоциях, и я стараюсь раскрыть тайну гениальной музыки и человеческих взаимоотношений, выраженных в ней. С другой стороны, в отличие от балетов Джорджа Баланчина, “Третья симфония…” – не чистая абстракция. Я все равно рассказываю историю взаимоотношений нескольких людей, но эта история может быть рассказана только языком балета”.
В составе гамбургской труппы – восемьдесят человек, представляющие двадцать шесть стран, в том числе страны бывшего СССР. В главной партии мы увидим одного из наших соотечественников – ведущего солиста гамбургской труппы Александра Рябко. Он танцевал Нижинского в прошлый приезд Гамбургского балета. В балете участвуют Карстен Юнг, Элен Буше и Сильвия Аццони, также знакомые нам по “Нижинскому”.
Премьера четвертой части балета (она называется “Ночь”), посвященная памяти выдающегося хореографа Джона Кранко, состоялась в Штутгарте в 1974 году. Премьера полной версии балета состоялась 14 июня 1975 года в Гамбурге. После триумфального успеха “Третью симфонию…” увидели зрители более сорока стран мира. В 2012 году балет был показан в Москве. Сегодня он находится в репертуаре балетной труппы Парижской оперы и Королевского балета Швеции.
Длительность спектакля – 2 часа без антракта.
Выступления в Чикаго закрывают зимний гастрольный тур Гамбургского балета по городам США. Перед Чикаго труппа выступила в городах Коста-Меса (Калифорния, 7-9 февраля) и Сан-Франциско (12-13 февраля). Балет “Третья симфония Густава Малера” труппа из Гамбурга показывает только в Чикаго.
Nota bene! 19-20 февраля, 7.30 pm. Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-334-7777, на сайте http://www.harristheaterchicago.org/ или в кассе театра.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/