27-28 февраля, 1 марта, 8.00 pm. Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) исполняет произведения М.Равеля и И.Стравинского. Первоначально планировалось, что оркестром будет дирижировать Пьер Булез. Ему принадлежит идея этой программы. К сожалению, по состоянию здоровья он был вынужден отказаться от приезда в Чикаго и порекомендовал вместо себя двух молодых дирижеров: Марчело Ленингера и Мэттью Окина. Родившийся в Бразилии Ленингер с этого сезона стал вторым дирижером Бостонского симфонического оркестра. Что касается Окина, то в прошлом году он победил на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти в Чикаго, что дало ему возможность в ближайшие два года стажироваться у Риккардо Мути. Окину двадцать четыре года, он не только дирижирует, но и сочиняет музыку, стихи и поэмы. Недавно закончил третью оперу, премьера которой состоится в следующем сезоне в American repertory Theater (Бостон). В течение программы мы услышим видеокомментарии Булеза о музыке Равеля и Стравинского. В концертах участвует американская певица Джейнай Бриджес.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Лауры Стенфилд Причард об исполняемых произведениях.
2 марта, 3.00 pm. Единственный в этом сезоне сольный концерт одного из самых блистательных пианистов современности Евгения Кисина. В программе – Соната для фортепиано ре-мажор Ф.Шуберта, Вторая соната для фортепиано соль диез-минор и Этюды А.Скрябина.
Евгений Кисин – человек замкнутый, он неохотно дает интервью. Несколько лет назад пианист сделал исключение для журналиста Александра Ольбика. Вот что рассказывает Кисин о встрече с дирижером Гербертом фон Караяном. Эту встречу он называет одним из самых волнительных, памятных и судьбоносных событий в жизни. “Маэстро был в синем спортивном костюме и темных очках. Хотя он не мог сам ходить, рукопожатие его было крепким. У меня было ощущение, что он смотрит на меня пронизывающим взглядом из-под очков. Я сел, начал играть Фантазию Шопена. Молчание. Я встаю, делаю несколько неуверенных шагов по направлению к присутствующим и вижу, что Караян посылает мне воздушный поцелуй! Подхожу ближе и вижу, что очки у Караяна сняты, он вытирает глаза платком… “Еще!” – говорит мне Караян.“Можно я сыграю Двенадцатую рапсодию Листа?” – “Что хочешь!” Я сыграл Рапсодию, встаю, направляюсь к Караяну. Вижу, что темные очки у него снова на лице, он поднимается со стула и пытается пойти. А дальше я почти не помню подробностей. Помню только, что встреча наша длилась час, что постепенно к нам подошли все присутствующие, что я еще сыграл “Сицилиану” Баха в обработке Кемпфа и начало Третьей части Второго концерта Рахманинова, после чего Караян попросил меня сыграть финал и, когда я закончил, он произнес: “Ты должен сыграть это со мной здесь летом будущего года!” Потом супруга маэстро сказала: “Я тридцать лет живу с моим мужем и никогда не видела его таким растроганным и потрясенным!” – а сам Караян … не очень-то удобно мне о таком рассказывать, но что было, то было: прощаясь и пожимая руку моей маме, он сделал жест в мою сторону и сказал: “Гений!” В общем, состояние мое в тот день было точным воплощением выражения “на седьмом небе”. А полтора месяца спустя от Караяна пришло приглашение сыграть с ним и с Берлинским филармоническим оркестром в его новогоднем концерте в Берлине”.
4 марта, 8.00 pm. Сольный концерт звезды фламенко, тридцатитрехлетней певицы Эстреллы Моренте. Она родилась на юге Испании, в славном городе Гренада в семье певца фламенко Энрике Моренте и танцовщицы Авроры Карбонелл. Выступать Эстрелла начала с отцом в семь лет. Совместно с ним выпустила три альбома.
Энрике Моренте умер в декабре 2010 года. С февраля 2011 года Эстрелла выступает одна. Муж певицы – тореодор Хавьер Конде. У них двое детей: тринадцатилетний Курро и восьмилетняя Эстрелла-младшая.
Подробности биографии певицы и фрагменты ее выступлений – на ее официальном сайте http://www.estrella-morente.es/estrellamorente.html.
5 марта, 6.30 pm; 6 и 8 марта, 8.00 pm; 7 марта, 1.30 pm. “Дютуа и Дюфор” – так называется французская программа ЧСО, в которой состоится мировая премьера Концерта для флейты с оркестром “Poursortiraujour” композитора Гиллауме Коннессона. Солист – концертмейстер группы флейт ЧСО Мэттью Дюфор. В программе также – музыка из балета “Пери” Поля Дюка и Третья (“Органная”) симфония К.Сен-Санса. Дирижер – швейцарский маэстро Шарль Дютуа.
На концерте 5 марта прозвучат только произведения Г.Коннессона и Сен-Санса.
В эти дни перед концертами о музыке говорить не будут – музыка будет звучать! За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся выступления лауреата премии “Грэмми” органиста Пола Джейкобса. В программе, озаглавленной “Романтическая органная музыка из Парижа”, прозвучат сочинения Л.Вьерна, О.Мессиана, М.Дюрюфле, А.Гильмана. Вход свободный для обладателей билетов на основной концерт.
7 марта, 8.00 pm. Снова в Чикаго – популярная группа из Портланда “Пинк Мартини” (Pink Martini).
“Пинк Мартини” – так зовут любимую собаку пианиста Томаса Лодердейла. Поэтому когда в 1994 году Томас решил создать группу, меньше всего он думал над названием. Лодердейл собрал не просто группу, а настоящий маленький оркестр из тринадцати человек. Трудно определить жанр исполняемой ими музыки. Подобно Свадебному и похоронному оркестру Горана Бреговича, “Пинк Мартини” играет джазовые композиции, фольклорную музыку, латиноамериканские мелодии, произведения в стиле поп- и диско-музыки. При этом музыканты группы не копируют других, а пишут свои собственные аранжировки. Как говорит Томас Лодердейл: “Мы играем музыку мира. Если бы ООН имела свою группу, мы могли бы быть неплохим кандидатом”. Группа исполняет свои композиции на английском, французском, испанском, итальянском языках. Их музыка звучит в популярном американском сериале “Клан Сопрано”. Недавно композиции группы появились и в сборнике самых популярных мелодий сети кафе “Starbucks”.
Я хорошо помню, какой ажиотаж сопровождал первый концерт группы в Чикаго в 2011 году. Она выступала на фестивале в Грант-парке и устроила в парке “Миллениум” настоящую дискотеку. После этого было еще одно выступление в Грант-парке и на фестивале в Равинии. И снова – ошеломительный успех. Уверен, что нечто подобное произойдет 7 марта. В концерте примет участие группа The Von Trapps, в составе которой Август, Аманда, Мелани и Софи – праправнук и три праправнучки капитана Георга и Марии фон Трапп. Придуманная, далекая от реальности история их жизни составила основу мюзикла Р.Роджерса и О.Хаммерстайна “Звуки музыки” (этот мюзикл покажут в Лирик-опере в апреле-мае) и одноименного фильма с Джулией Эндрюс в главной роли.
Подробности истории создания группы “Пинк Мартини” читайте на сайте http://pinkmartini.com/.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Евгений Кисин. Фото Шейлы Рок