Одно из самых известных произведений мировой драматургии – пьеса Генрика Ибсена “Гедда Габлер” – идет в эти дни на сцене Writers Theatre в постановке режиссера Кимберли Синьор (перевод с норвежского Николаса Рудалла).
Отец Генрика Ибсена, разорившийся коммерсант, вряд ли мог предположить, что его сын, начинавший свой путь в качестве аптекаря, окажется поэтом, писателем, прославит Норвегию и перевернет представление о театральной драматургии, став родоначальником “новой драмы”.
Пьеса “Гедда Габлер” написана и опубликована в 1890 году. Премьера спектакля состоялась 26 февраля 1891 года в Национальном театре Кристиании (ныне – Осло). Поведение и поступки Гедды вызвали у зрителей шок. Шок не прошел и через сто двадцать три года после премьеры. (Судя по вздохам и восклицаниям в зале, для многих зрителей сюжет пьесы оказался откровением.) Властная и свободолюбивая, Гедда не признает обыденности и яростно борется с ней. Муж, тетушка мужа, друзья – все персонажи вызывают у нее раздражение. Последней каплей становится самоубийство коллеги мужа и ее бывшего любовника Эйлерта Левборга. Она верила, что он сделает это красиво, а он оказался, как все, и смерть получилась у него такой же нелепой, как и жизнь. Не сумев победить обыденность, не желая ни от кого зависеть, Гедда убивает себя…
Ибсен сыграл огромную роль в истории русского театра. В России и в СССР с успехом шли его пьесы “Кукольный дом” и “Дикая утка”. Но первой в этом ряду идет пьеса “Гедда Габлер”. Она была впервые сыграна 21 марта 1892 года французской труппой Михайловского театра в Санкт-Петербурге. 19 февраля 1899 года премьера “Гедды Габлер” состоялась в МХТ. Режиссером вполне реалистического спектакля был К.С.Станиславский. Совсем другое – символистское – прочтение пьесы предложил В.Мейерхольд, поставивший “Гедду Габлер” в 1906 году в Театре Веры Комиссаржевской. Великая русская актриса исполнила главную роль. Спустя сто лет российские режиссеры продолжают обращаться к пьесе Генрика Ибсена. Около десяти лет назад Миндаугас Карбаускис поставил “Гедду…” в “Мастерской Петра Фоменко”, а сейчас на сцене Александринского театра “Гедда Габлер” идет в постановке Камы Гинкаса. Режиссер называет пьесу Ибсена гениальной. Он говорит: “Гедда Габлер не протестует. Она просто не встанет в общий ряд. Раньше это называлось рок, судьба. Гедда сама вершит свою судьбу. Она сама вышла замуж, сама указала, где жить. Она расставляет пешки и смотрит, как эти пешки будут действовать согласно тем ловушкам, которые она подстроила. Но выясняется – никакими пешками она не управляет. Пешки управляют ею. Точнее, жизнь управляет ею. Обыкновенная, повседневная, нормальная, пошлая жизнь. Пошлость – это обыденность в чеховском понимании. Жизнь поглощает, покрывает все наши попытки вырваться какой-то спокойной, безразличной, повседневной пленкой. Вот с чем не хочет мириться Гедда Габлер. Она – единственный человек, который не говорит ни одного слова неправды. Выглядит это дико, часто – бесчеловечно. Так не поступают. А она поступает так: прямо, четко и непримиримо. В начале пьесы заявляет “Во всяком случае у меня всегда есть револьвер”, в конце пьесы спокойно и сознательно пользуется им. “Ну так же не делают!” – восклицает в финале один из персонажей. А как делают? Врут, крутятся, говорят неискренние вещи, смиряются с унизительными обстоятельствами, убивают друг друга, не замечая этого. Гедда, как проявитель, видит партнера насквозь со всеми его интеллигентными, цивилизованными “примочками”. С теми, которые помогают нам с вами жить”.
“Гедда Габлер” в Writers Theatre – по-хорошему старомодный, реалистический спектакль с замечательными актерскими работами. Таков почерк Кимберли Синьор. Я вспоминаю ее недавний спектакль “4000 миль” в Northlight Theatre. Там тоже не было ничего показного, ничего лишнего, что могло бы отвлечь или развлечь зрителя.
Синьор не старается поразить нас неожиданными режиссерскими приемами. Главное в ее спектаклях – бережное отношение к авторскому слову. Уютный гарнитур, заваленный цветами стол, уходящая в сад (вишневый?) веранда, узкое длинное платье героини – все узнаваемо, все из того века, все логично и оправданно. И если в начале спектакля героиня достает пистолет, значит, так задумано автором, значит, как у Станиславского, пистолет выстрелит в финале.
В роли напряженной, нервной Гедды Габлер – Кейт Фрай. Уже в первой сцене актриса показывает обреченность своей героини. Ни муж, ни пылкий любовник не могут остановить ее стремление к смерти. “Танец” Гедды Габлер продолжается четыре акта, и Кейт Фрай стоически выдерживает это нелегкое испытание. Ее работа в этом спектакле достойна самых высших похвал. Мы видели Фрай в спектакле прошлого сезона “Письма” в постановке той же Синьор. У актрисы – огромный послужной список сыгранных ролей и две премии “Джефф”. Я думаю, за бенефисную роль Гедды у нее есть все основания рассчитывать на третью.
Достойными партнерами Фрай стали Шон Фортунато в роли влюбленного мужа, аспиранта кафедры истории культуры Йоргана Тесмана – само воплощение обыденности, и – по контрасту с ним – харизматичный Марк Монтгомери в роли Эйлерта Левборга.
В остальных ролях: Барбара Фиггинс (Фрекен Юлиане, его тетка), Тиффани Скотт (Фру Tea Эльвстед), Скотт Паркинсон (Асессор Бракк), Кэтлин Рул (Берта, служанка в доме Тесмана).
Сезон The Writers Theatre завершится мировой премьерой мюзикла Алана Шмуклера “Дни, похожие на сегодняшний” (”Days Like Today”, 6 мая – 13 июля 2014 года) по книге Лоры Эсон в постановке художественного руководителя театра Михаэля Халберстама. Малая сцена театра (в помещении книжного магазина “BooksonVernon”) посвящает новый сезон творчеству ирландского драматурга Конора Макферсона. В эти дни (до 16 февраля) идет его пьеса “PortAuthority” (режиссер – Уильям Браун), а вскоре состоится американская премьера пьесы Августа Стриндберга – еще одного певца декаданса и разрушения – “Танец смерти” (“TheDanceofDeath”, 1 апреля – 20 июля) в новой версии Макферсона. Режиссер – Генри Вишкампер.
Спектакль “Гедда Габлер” идет до 16 марта. TheWriters’ Theatre, 325 Tudor Court, Glencoe, IL 60022. Справки и заказ билетов в кассе театра по адресу (обратите внимание – другой адрес!): 376 ParkAvenue, Glencoe, IL 60022, по телефону 847-242-6000 или на сайте www.writerstheatre.org. Стоимость билетов – $60. С этого года в театре действует специальное предложение для тех, кто воспользуется Metra’sUnionPacificNorthLine, чтобы добраться до театра. Сделайте свою фотографию внутри поезда, выложите ее на Фейсбук или в Твиттер с тэгом @writerstheatre #HeddaGabler, покажите этот пост в кассе театра и получите $5 наличными (при этом билет от центра Чикаго до театра стоит $4.75).
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
.
Фотография к статье: Гедда Габлер – Кейт Фрай, Асессор Бракк – Скотт Паркинсон. Сцена из спектакля “Гедда Габлер”. Фото – Майкл Бросилоу