Действующие лица и исполнители:
Принц – Брендон Йованович,
Княжна – Екатерина Губанова (дебют в Лирик-опере),
Русалка – Анна Мария Мартинес,
Водяной – Эрик Оуэнс,
Баба-яга – Джилл Гров.
Дирижер – сэр Эндрю Дэвис.
Режиссер-постановщик – сэр Дэвид Маквикар.
Новая постановка. Премьера Лирик-оперы.
22 февраля – 16 марта 2014 года (шесть спектаклей).
Опера исполняется на чешском языке с английскими субтитрами.
Сюжет девятой по счету оперы чешского композитора Антонина Дворжака основан на старинных народных сказаниях и очень похож на сказку Г.Х.Андерсена “Русалочка”. Премьера оперы состоялась 31 марта 1901 года на сцене Национального театра в Праге. Успех превзошел все ожидания. “Русалка” – единственная опера Дворжака, которая, несмотря на вокальные сложности и чешский язык, ставится сегодня повсеместно. (Как тут не вспомнить совсем другую судьбу еще одной “Русалки” – чудесной оперы А.Даргомыжского, которая практически неизвестна за пределами России.) Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд называет ”Русалку” “трагической сказкой и одной из самых красивых романтических опер”: “Я счастлив, что мы наконец ставим этот спектакль в Лирик-опере, да еще с таким потрясающим составом исполнителей”.
“Потрясающий состав исполнителей” возглавляет российская певица Екатерина Губанова. Она родилась и выросла в Москве. Успех к ней пришел почти сразу после окончания программы для молодых артистов при Ковент-гардене. Губанову я впервые услышал в Метрополитен-опере в партии Джульетты в “Сказках Гофмана”. Интересно, что через год в парижской версии оперы Оффенбаха певица из куртизанки Джульетты превратилась в друга Гофмана Никлауса. Из других партий отмечу Джованну в “Анне Болейн” (Метрополитен-опера, благодаря кинотрансляциям эту оперу посмотрели тысячи зрителей во всем мире), Фрика в “Золоте Рейна” и “Валькириях” (Ла Скала, с Д.Баренбоймом), Клитемнестра в “Ифигении в Авлиде” Глюка (Римская опера, с Р.Мути). Певица сотрудничала с дирижерами В.Гергиевым, Э.-П.Салоненом, С.Бычковым, К.Нагано и многими другими. В дальнейших планах певицы – “Дон Карлос” в Амстердаме, Берлине, Милане, Вене, Нью-Йорке, Флоренции, “Адриана Лекуврер” в Лондоне, “Тристан и Изольда” в Мюнхене и Мадриде, “Кольцо нибелунгов” в Берлине и Милане.
В партии Русалки мы вновь услышим любимицу Лирик-оперы Анну Марию Мартинес. Ее дебют в этой партии состоялся на музыкальном фестивале в Глайндбурне. (Этот спектакль выпущен на DVD.) Партнером Мартинес выступил лауреат премии Ричарда Такера 2007 года, американский тенор Брендон Йованович. Тот же дуэт мы услышим в Чикаго.
Американскую певицу Джилл Гров мы слышали в восьми партиях, начиная с сезона 2003-04 годов. Наиболее запоминающимися стали последние – Клитемнестра в “Электре” и Ведьма в опере “Гензель и Гретель”. В “Русалке” она дебютирует в партии Бабы-яги.
Постановки английского режиссера, сэра (он был награжден этим титулом в 2012 году) Дэвида Маквикара всегда интересны и неожиданны. В Лирик-опере мы видели пять его спектаклей, из них два – в прошлом сезоне: “Электра” и “Нюрнбергские мейстерзингеры”. Приятно, что в Чикаго регулярно работает один из самых востребованных оперных режиссеров мира. Два года назад оперный мир говорил о его новой постановке “Троянцев” Берлиоза (этот спектакль доступен на DVD), в прошлом сезоне в Метрополитен-опере прошла последняя премьера Маквикара – вторая часть исторической трилогии Доницетти “Мария Стюарт”.
Nota bene! Одиночные билеты на все спектакли этого сезона и абонементы на спектакли сезона 2014-15 годов можно заказать на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фото 1. Анна Мария Мартинес. Фото – Эрик Махуде