Шуберт Франц не сочиняет –
Как поется, так поет.
Он себя не подчиняет,
Он себя не продает.
Давид Самойлов
Франц Шуберт. Гениальный композитор-романтик, перевернувший представление о возможностях музыки. Семь полных и шесть неоконченных симфоний, двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных квартетов, шесть месс, девять полных опер и столько же неоконченных, около шестисот вокальных сочинений… – поразительно, но все это Шуберт сочинил за тридцать один год жизни!
Большую часть жизни он находился в тени Бетховена. Они не были друзьями, хотя Шуберт не делал секрета, что обожает музыку Бетховена. Более того, живя в Вене (единственный из великих композиторов, он родился и всю жизнь прожил в этом городе), долгие годы они не встречались друг с другом. (Подобный пример можно привести из недавнего прошлого. Стравинский и Шенберг больше десяти лет жили в двадцати километрах друг от друга в соседних пригородах Лос-Анджелеса и не разговаривали.) Точно известен день, когда это, наконец, произошло. Единственная встреча Шуберта и Бетховена состоялась 19 марта 1827 года. Бетховен был очень болен и умер через неделю. Шуберт помог с похоронами, а спустя полтора года его самого похоронили на том же кладбище. Двух гениев навечно разделили три могилы. За пять дней до смерти Шуберт слушал Струнный квартет до-диез минор Бетховена.
При жизни Шуберт был известен главным образом как сочинитель песен, и даже родственники и друзья не знали всего, что он сочинил. Его рукописи десятилетиями пылились в шкафах и ящиках. Гений Шуберта одним из первых оценил Шуман. В восемнадцать лет он написал ему полное любви письмо, но так и не отправил его. Настоящее признание пришло к Шуберту спустя несколько десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном репертуаре оркестров и солистов только десятая часть произведений, написанных Шубертом, – меньше, чем сочинений его равновеликих предшественников, современников и последователей. Практически неизвестны оперы Шуберта, его духовная музыка – области, в которых он оставил заметный след. Только недавно в репертуар пианистов вошли гениальные фортепианные сонаты Шуберта. В Симфоническом центре мы слышали их в исполнении Альфреда Бренделя, Митсуко Учиды, Пола Льюиса, Элис Сары Отт и – несколько дней назад – Евгения Кисина.
У Чикаго, если можно так выразиться, “сложные отношения” с Шубертом. В первом (1891-92 годов) сезоне Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) его основатель и первый музыкальный руководитель Теодор Томас включил в репертуар Восьмую (“Неоконченную”) и Девятую (“Большую”) симфонии композитора. Когда был построен Симфонический центр, Шуберт стал одним из пяти композиторов, чьи имена были выгравированы на фасаде, выходящем на Мичиган-авеню. Казалось, его музыка будет звучать в городе вечно! Однако остальным симфониям пришлось ждать своего дебюта в Чикаго долгие десятилетия. Премьера Третьей симфонии прошла в 1960 году, Четвертой – в 1961, а Первая симфония была впервые исполнена в 1982 году – на девяносто первом году жизни оркестра! К тому времени оркестром были уже давно исполнены все симфонии Малера, включая неоконченную Десятую.
Называя произведения Франца Шуберта краеугольным камнем современной культуры, музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути возвращает его музыку в Чикаго. Именно благодаря маэстро в этом сезоне ЧСО и приглашенные солисты фокусируются на музыке великого композитора. Второй раз в истории оркестра в репертуар включаются мессы Шуберта. В 1975 году в Чикаго звучала Месса ми-бемоль мажор, в этом сезоне – Месса ля-бемоль мажор. В этом сезоне впервые в истории ЧСО исполняются все симфонии Шуберта. Шубертовские концерты начались с оптимистической Третьй и трагической Четвертой симфоний – сочинений юного композитора. Музыка Шуберта станет основной и в мартовских концертах Симфонического центра.
9 марта, 3.00 pm. “Учида играет сочинения Шуберта и Бетховена” – так называется сольный концерт японской пианистки Митсуки Учиды, в котором прозвучат Соната сль мажор Ф.Шуберта и “Тридцать три вариации на тему вальса Антона Диабелли” Л.ван Бетховена.
13 и 15 марта, 8.00 pm; 14 марта, 1.30 pm; 18 марта, 7.30 pm. Митсуко Учида и музыканты ЧСО исполняют Адажио си минор и Девятнадцатый фортепианный концерт В.А.Моцарта, а также Фортепианный квинтет Ф.Шуберта “Форель”.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы профессора дирижерского факультета Северо-Западного университета, музыкального руководителя и дирижера Apollo Chorus of Chicago Стивена Олтопа об исполняемых произведениях.
16 марта, 3.00 pm. Сольный концерт выдающегося норвежского пианиста Лейфа Ове Андснеса. Он родился в 1970 году в Западной Норвегии в семье музыкантов. С ранних лет занимался музыкой. Закончил консерваторию в Бергене по классу профессора Иржи Глинки. В девятнадцать лет дебютировал в Нью-Йорке в качестве солиста Филармонического оркестра Осло. Андснес – победитель многих международных фортепианных конкурсов, обладатель премии “Gilmore Artist” и приза “Граммофон”. Семь раз номинировался на премию “Грэмми”. Командор Норвежского Королевского Ордена Святого Олава – высшей награды Норвегии.
Подобно Евгению Кисину, Андснес очень тщательно подбирает программу, никогда не повторяется и всегда находит, чем удивить публику. В прошлом году он исполнял произведения Й.Гайдна, Б.Бартока, К.Дебюсси, Ф.Шопена, а программа будущего концерта посвящена Л.ван Бетховену. Будут исполнены Сонаты N11, 18, 23 (“Аппассионата”) и Шесть вариаций на оригинальную тему.
20 и 22 марта, 8.00 pm; 21 марта, 1.30 pm. ЧСО под управлением Риккардо Мути исполнит Девятую (“Большую”) симфонию Ф.Шуберта – одно из самых блистательных симфонических произведений всех времен и народов. При жизни автора симфония не исполнялась. Спустя десять лет после смерти Шуберта среди бумаг брата композитора партитуру симфонии случайно нашел Шуман. Премьера Симфонии состоялась сто семьдесят пять лет назад – 21 марта 1839 года – в Лейпциге. Первый исполнитель – Гевандхауз-оркестр под управлением Феликса Мендельсона.
Митсука Учида солирует в Фортепианном концерте Ф.Шумана.
За час до начала концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
С музыкой Шуберта мы не расстаемся. Впереди – четыре симфонии композитора, в том числе – моя любимая Восьмая (“Неоконченная”), Фортепианные сонаты и трио, Скрипичная сонатина, вокальные циклы “Пастух на скале” и “В шторм”. Подробнее об этих и многих других концертах читайте в будущих выпусках Музыкального Чикаго.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604.
.
Сергей Элькин