В своей традиционной весенней серии спектаклей танцевальная компания HubbardStreetDanceChicago впервые в истории представит программу одноактных балетов выдающегося современного хореографа Иржи Килиана.
Кто есть кто в современном балете. Иржи Килиан родился в 1947 году в Праге. С девяти лет учился в Национальной школе балета. В 1962 году был принят в Пражскую консерваторию. Стажировался в России. Когда в 1968 году в Прагу были введены советские войска, учился в Лондонской королевской балетной школе. На Родину уже не возвращался. В Лондоне Килиан познакомился с хореографом Джоном Кранко и по его приглашению стал танцором и хореографом Штутгартского балета. В качестве приглашенного хореографа поставил три балета по заказу Нидерландского театра танца (НТТ). Первый – в возрасте двадцати шести лет.В тридцать один год возглавил НТТ и в течение двадцати одного года (с 1978 по 1999 годы) был его художественным руководителем и главным хореографом. Эпоха Килиана стала настоящим расцветом НТТ. Килиан ставил сам и приглашал в театр крупнейших балетмейстеров нашего времени. В эти годы с труппой работали Морис Бежар, Уильям Форсайт, Матс Эк и многие другие. В НТТ Иржи Килиан создал оригинальную структуру, которая существует по сей день. Килиан создал внутри одного коллектива три группы: основную (NDT – I), молодежную (NDT – II) и возрастную (NDT – III). Каждая группа имеет свой репертуар с учетом особенностей танцовщиков и их возраста. Во всех трех группах отсутствует иерархия, нет солистов и кордебалета, все танцовщики имеют равный статус.Такого нет больше ни в одном балетном театре мира!.. После ухода с руководящих постов Килиан продолжал ставить в НТТ вплоть до 2009 года. Из его девяноста восьми балетов семьдесят четыре были сделаны для НТТ. Подробности биографии хореографа – на его сайте http://www.jirikylian.com/.
На афише Hubbard Street Dance Chicago имя Иржи Килиана впервые появилось в 1988 году. Танцевальная компания представила в его постановке Чешский танец (премьера композиции состоялась в 1986 году). С 2009 года художественным руководителем Hubbard Street Dance Chicago является Гленн Эдгертон – в прошлом танцовщик, а впоследствии (с 1994 по 2004 годы) художественный руководитель Нидерландского театра танца. А НТТ с сезона 2009-2010 годов возглавил бывший художественный руководитель Hubbard Street Dance Company Джим Винсент, работавший в качестве танцовщика в голландской компании с 1978 по 1990 годы. Вот такая получилась “рокировочка”! Так что у компаний Гааги и Чикаго сложились давние прочные связи. Во многих спектаклях Килиана в НTT танцевал первый в истории Hubbard Street резидент-хореограф Алехандро Керрудо. В беседе со мной он сказал о большом влиянии, которое оказало на него творчество Килиана: “Я многое взял от него и как от хореографа, и как от человека, что еще важнее. Чем интереснее человек, тем интереснее его творчество”.
Весенняя серия спектаклей Hubbard Street Dance Chicago состоит из четырех балетов. Первый – “Petite Nort” – один из наиболее известных и популярных в творчестве Килиана. Балет был создан в 1991 году по заказу Зальцбургского музыкального фестиваля. В год двухсотлетия со дня смерти Моцарта Килиан сочинил романтическую миниатюру, в которой звучат фрагменты из двух фортепианных концертов композитора.
27’52“ – еще один знаковый для Килиана балет. Он создан в 2001 году по заказу Нидерландского театра танца на музыку Дирка Хаубриха. В своем произведении немецкий композитор цитирует две темы из симфоний Густава Малера.
Две премьеры театра – балеты Килиана “Падение ангелов” (“Falling Angels”, 1989) и “Сарабанда” (“Sarabande”, 1990).
Балет “Падение ангелов” исполняют восемь танцовщиц. Балетная музыка для перкусинов “Drumming” американского композитора Стива Райха исполняется ансамблем Third Coast Percussion (этот ансамбль является резидентом University of Notre Dame’s DeBartolo Performing Arts Center) вживую.
“Сарабанда” – один из шести “черно-белых” балетов, поставленных Килианом между 1986 и 1991 годами. Он оказал огромное влияние на современный танец. “Сарабанда” – балет для мужчин. Исполняется под музыку Скрипичной партиты И.С.Баха с вкраплением живых голосов.
В постановке балетов Килиана принимают участие его помощники: режиссеры Рослин Андерсон и Урци Аранбуру, специалист по звуку и звуковым эффектам Дик Шуттел, мастер по свету Доост Бигелаар.
Продолжительность программы – два часа с двумя антрактами.
Танцевальная компания Hubbard Street Dance Chicago была создана в Чикаго в 1977 году усилиями хореографа Лу Конте. Тридцать шестой сезон компании завершится в июне летней серией спектаклей. В программе – балеты испанского хореографа Начо Дуато (какое-то время он возглавлял балетную труппу Михайловского театра, а сейчас работает там в должности постоянного приглашенного хореографа) “Гнава” (2005 год) и английского мэтра Уильяма Форсайта “Квинтет” (1993 год), а также тринадцатая мировая премьера балета Алехандро Керрудо. В беседе с хореографом я попросил его рассказать подробнее об этой премьере. В ответ Керрудо сказал: “Я понятия не имею, какой она будет. Какие-то мысли есть в голове, но говорить о них слишком рано. Я люблю удивлять”.
Об истории и сегодняшнем дне Hubbard Street Dance Chicago читайте на сайте компании http://www.hubbardstreetdance.com/. Там же вы найдете информацию о предстоящих спектаклях.
Nota bene! Весенние спектакли Hubbard Street Dance Chicago пройдут 13 марта в 7.30 pm, 14 и 15 марта в 8.00 pm, 16 марта в 3.00 pm в помещении Harris Theater for Music and Dance in Millennium Park. 205 East Randolph Drive, Chicago, IL, 60601. Заказ билетов по телефону 312-850-9744, на сайтах http://www.hubbardstreetdance.com/ и http://www.harristheaterchicago.org/.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Джессика Тонг и Джессе Бечар в спектакле “Petite Nort”. Фото – Тодд Розенберг