Как славно ввечеру, вдали всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!..
Иосиф Бродский
Скоро в Чикаго мы увидим Михаила Барышникова! Эта новость, я уверен, обрадует всех любителей театрального искусства. Легендарный танцовщик выступит в главной роли в драматическом спектакле “Человек в футляре” (“Man in a Case”) по рассказам А.Чехова. Это – новая постановка базирующегося в Нью-Йорке Big Dance Theater. Авторы инсценировки и постановщики спектакля (они же – основатели театра) – хореографы Пол Лазар и Анн Би Парсон.
В 1964 году в Ленинграде гастролировал Рижский театр оперы и балета. Вместе с другими учениками Рижского хореографического училища в спектаклях был занят Миша Барышников. Один из артистов Театра оперы и балета имени С.Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище к педагогу А.И.Пушкину. Пушкин проэкзаменовал мальчика и предложил ему поступить в училище. Так началась блистательная биография одного из самых выдающихся солистов XX века. Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем – солистом балетной труппы Кировского театра.
Первая питерская – даже не квартира – комната, в которой жил Барышников, была на Копкинской улице на Петроградской стороне. Комната была почти пуста. У начинающего танцовщика не хватало денег на мебель. Столом служил картонный ящик. Но в молодости – все весело, все смешно… Бесшабашные гости являлись в три часа ночи и влезали в комнату к Мише прямо через окно, находившееся невысоко над тротуаром. А однажды компания балетных артистов во главе с Валерием Пановым подъехала к Мишиному окну рано утром на фургоне, в котором развозят хлеб. В 1972 году Барышникову предоставили отдельную однокомнатную квартиру. Она находилась в прекрасном месте: на углу Мойки и улицы Дзержинского, на третьем этаже старого петербургского дома. До театра можно было дойти пешком.
В Ленинграде Барышников исполнял партии Базиля в “Дон Кихоте” Л.Минкуса, Дезире в “Спящей красавице” П.И.Чайковского, выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете Н.Червинского (хореограф – Константин Сергеев) и Адама в “Сотворении мира” Андрея Петрова (хореографы – Н.Касаткина и В.Василев), принимал участие во многих экспериментальных работах. В 1973 году в Кировском театре состоялся творческий вечер Барышникова. Выбор репертуара для многих любителей балетного искусства оказался неожиданным: выдающийся классический танцовщик, Барышников отказался от исполнения традиционных вариаций и дуэтов и пригласил двух современных хореографов Мурдмаа и Алексидзе поставить одноактные балеты специально для этого вечера. На вечере Барышников танцевал Дафниса в “Дафнисе и Хлое” М.Равеля и номер в балете “Дивертисмент”. Только его близкие друзья знали, что репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика.
В 1974 году Кировский балет гастролировал в Канаде. Вот как описывает самый драматический момент в биографии Барышникова – побег на Запад – биограф танцовщика Нина Аловерт: “Был выработан план действий. Последний раз занавес после спектакля опускался в 22.30. Миша должен был выйти из театра и подойти к машине, стоящей в нескольких кварталах. Но все пошло вкривь и вкось. Из-за неисправности занавеса спектакль задержался на пятнадцать минут, овации продолжались дольше, чем обычно. Миша задержался на целых полчаса. После спектакля Барышникова предупредили, что он едет со всеми артистами и гостями на официальный прием. Когда Миша вышел из театра, его ожидала толпа зрителей и два агента КГБ, которые должны были отвезти его набанкет. Барышников подошел к поклонникам. Подписав несколько программок, Миша сказал им: “Извините, я должен на минутку уйти, но я вернусь”. И пошел вдоль улицы. Из машины, в которой он должен был ехать на банкет, закричали: “Миша, ты куда?” “Я хочу попрощаться с друзьями за углом”, – ответил Миша и побежал. Но поклонники устремились за ним. “Это было так комично. Я начал смеяться, остановился и еще несколько раз расписался”, – рассказывал Барышников. Поклонники смеялись, а он бежал, чтобы спасти свою жизнь. Кто-то из сопровождающих труппы бросился за ним. Миша так волновался, что промчался мимо ожидающей его черной машины. Машина двинулась за ним, ее дверца открылась, и Барышников вскочил внутрь. В машине его ждали друзья и официальные лица. С тревогой смотрели они в зеркало, отражавшее дорогу. Но их никто не преследовал. Приехали на ферму вдали от Торонто. Миша страшно нервничал, пил, мешая все напитки. Позвонил Макаровой. На следующий день начал действовать. Позднее, в одном из интервью в Америке, Барышников сказал, что его еще долго преследовал страшный сон – он бежит, а за ним кто-то гонится”… Так Барышников сбежал от бдительных людей в штатском, тайно добрался до заброшенной фермы вдали от Торонто, а потом попросил политическое убежище в Америке. Так начался новый, американский период в биографии великого Артиста.
На первых порах Барышникову помогали крупнейшие американские музыканты Леонард Бернстайн и Исаак Стерн. Ленни Бернстайн стал близким другом артиста.
27 июля 1974 года Барышников впервые появился перед американской публикой: он танцевал вместе с Натальей Макаровой “Жизель”. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики “Миша! Миша!” занавес поднимали двадцать четыре раза! С тех пор успех и любовь зрителей сопровождают каждое выступление артиста. Михаил Барышников (“Миша”, как называют его в Америке) сразу стал ведущим солистом Американского балетного театра (ABT), танцевал во многих классических и современных спектаклях. Потом были годы работы в Нью-Йоркском городском балете (NewYorkCityBallet), возвращение в Американский балетный театр, но уже в качестве художественного руководителя (Барышников девять лет возглавлял лучший американский балетный театр), создание труппы танца-модерн “WhiteOakDanceProject”. Барышников танцевал в постановках Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Фредерика Аштона, Ролана Пети, Джона Ноймайера, Алвина Эйли, Кеннета Макмиллана и многих других. Достигнув определенного возраста и обладая истинным честолюбием, Барышников перестал выступать в классических балетах и перешел в современный танец. Начал он с джаза, исполнив Сюиту по произведениям Дюка Эллингтона…
У Барышникова получается все: он танцует на Бродвее, снимается в кино, играет в драматическом театре. Среди его многочисленных наград – Первая премия на Международном конкурсе артистов балета в Варне, Первая премия и золотая медаль на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве, премия Центра искусств имени Джона Кеннеди, Национальная Медаль Искусств, балетная Премия Джерома Роббинса.
“Как славно ввечеру, вдали всея Руси, Барышникова зреть. Талант его не стерся!..” – писал Иосиф Бродский. Друзья поэта признавались, что он был равнодушен к балету, однако Барышникова любил и всегда посещал спектакли с его участием. Они были друзьями с питерских времен, с тех пор, как Барышников стал солистом балетной труппы Кировского театра.
“Я не стараюсь танцевать лучше всех остальных, я стараюсь танцевать лучше себя самого”, – эти слова Михаила Барышникова можно по праву считать его жизненным кредо. Слава его поистине безгранична. Сергей Довлатов любил рассказывать забавную историю, как однажды его, Алешковского и Барышникова пригласили выступить в одном университете. Когда они приехали туда, то выяснилось, что нужна конная полиция, чтобы оградить здание от поклонников. На это Алешковский сказал: “Любят все-таки в Америке русскую литературу!” А когда встреча закончилась, на сцену кинулись поклонники Барышникова. Одна дама разодрала у себя на груди платье и сказала: “Миша, распишись мне здесь”. Довлатов своим огромным ростом закрывал Барышникова и таким образом прикрывал отступление, а негодующие барышни били его сумочками по лицу.
У Барышникова есть хобби. Он всю жизнь увлекается художественной фотографией. Работы Барышникова получили признание фотографов. Как фотохудожника его совершенно не интересует балет. Он снимает жанровые сценки, пейзажи, натюрморты, всматривается в знакомые и незнакомые лица, в лица детей. Он предпочитает работать в черно-белой технике. Барышников говорит: “В Риге, где я рос, превалировал серый цвет. Море, свет, даже погода была окрашена гаммой мягких оттенков золы, бледными отсветами серебра и бесконечными вариантами свинцово-сине-черной краски. Добавьте к этому закопченые, влажные от дождя здания, и все это составит игру света и тени на полотне городского пейзажа. Даже интерьеры, по крайней мере, те, что я помню из моего детства, странным образом лишены цвета, как будто их напечатали черной типографской краской, а затем отретушировали в стиле раскрашенных литографий. Именно этим можно объяснить мою тягу к черно-белой фотографии… В тот короткий момент, что я щелкаю фотоаппаратом, предмет, привлекающий мое внимание, начинает жить своей жизнью, а я становлюсь лишь средством для запечатления его в статике. Мне кажется, будет правильно сказать, что мои фотографии – спонтанный визуальный монолог о моей жизни, возможно, более интимный, чем то, что я делаю на сцене”.
У Барышникова семья, четверо детей. Жена – балерина Лиза Рейнхардт, она раньше танцевала в АБТ. В 2004 году Барышников стал дедушкой. Его старшая дочь Александра (от актрисы кино Джессики Ланж) вышла замуж и родила дочь Аду.
Барышников по-прежнему любит застолье, хоть и организованное на американский манер. Любит байки, анекдоты. Никуда не делась и привычка к ночным посиделкам на кухне с долгими беседами. Барышников легок в общении, обаятелен, улыбчив. Он ироничный, жизнерадостный, любит подурачиться. Формулируя свое кредо, как-то сказал: “Простота, граничащая с простодушием”.
Сергей Довлатов писал: “Недавно я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи… И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава – это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов – не будет. Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно – в хозяйственной лавке…”.
В 2007 году Барышников гастролировал в Чикаго с молодой балетной труппой “Hell’s Kitchen Dance”. Тогда он представил не обычный классический балетный спектакль, а современное видео-балетно-музыкальное представление, созданное балетмейстерами нового поколения. Последний раз в Чикаго мы видели Михаила Барышникова в 2009 году с сольными танцами. Его программа так и называлась – “Три соло и дуэт”. В числе хореографов был Алексей Ратманский, который специально для Барышникова поставил Вальс-фантазию на музыку М.Глинки. Вместе с Барышниковым выступала выдающаяся испанская танцовщица Ана Лагуна. И вот впервые мы увидим Барышникова в драматическом спектакле.
Big Dance Theater известен своими экспериментальными работами в жанре танцевального театра. В разные годы на сцене театра шли спектакли по прозе Эврипида, Марка Твена и даже танцевальный парафраз на темы фильмов французского режиссера Аньес Варда. Теперь актеры театра вместе с Михаилом Барышниковым станцуют Чехова.
Мировая премьера спектакля “Человек в футляре” состоялась 20 февраля 2013 года. Побывавшая на премьере Нина Аловерт свою рецензию закончила словами: “Такой спектакль нельзя забыть”. Спешите видеть!
Nota bene! Спектакль “Человек в футляре” Big Dance Theater пройдет 15 мая в 7.00 pm; 16 и 17 мая в 7.30 pm; 18 мая в 2.00 и 7.30 pm. Edlis Neeson Theater в Музее современного искусства. 220 East Chicago Avenue, Chicago, IL 60611. Заказ билетов – на сайте http://mcachicago.org/.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Михаил Барышников. Фото – Джульетта Сервантес