После мюзикла “Книга джунглей” (“The Jungle Book”), основанного на сборнике рассказов Редьяра Киплинга и одноименном анимационном фильме студии Disney, режиссер Мэри Циммерман в Goodman Theatre снова показывает нам сказку, и снова – “новую сказку на старый лад”. Спектакль “Белая змея” (“The White Snake”) создан на основе древней китайской легенды, которой почти две тысячи лет. Однажды Белая змея, превратившись в прекрасную девушку, влюбилась в парня. Чтобы достичь сердца любимого, она готова остаться в мире людей. Но ее тайну знает мстительный монах. Он потрясен наглостью Змеи, воспринимает ее поведение как аморальное и готов сделать все, чтобы разрушить их союз…
В спектакле есть все, что так нравится зрителям всех возрастов: романтическая история, танцы, элементы анимации. Все время на сцене – камерный ансамбль из одиннадцати музыкантов и трех солистов (Тесса Бринкман, Ронни Малли и Михал Палцевич), играющих на пяти инструментах: виолончели, флейте, перкуссине, пипе (китайский инструмент типа лютни) и уде (струнный щипковый инструмент). Музыка композитора Андре Плюсса сочетает в себе элементы классической, оперной и традиционной китайской музыки.
Премьера спектакля состоялась в феврале 2012 года на Шекспировском театральном фестивале в Орегоне. После этого его увидели зрители Berkeley Repertory Theatre (ноябрь 2012 года) и McCarter Theatre Center (октябрь 2013 года). Художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс доволен, что спектакль, “соблазнивший” зрителей в других городах, приходит, наконец, в Чикаго. А сама Мэри Циммерман говорит: “Для меня большое удовольствие видеть, как фантастическое и сверхъестественное в этом спектакле уживается с совершенно будничными деталями быта. Я старалась показать универсальную историю влюбленных, которая остается актуальной во все времена”.
Среди наиболее известных постановок Циммерман: “Метаморфозы” и “Арабские ночи” в Lookingglass Theatre. Вообще, на протяжении многих лет драматический театр в Чикаго ассоциировался с крепкими, реалистическими постановками в Steppenwolf Theatre, пьесами Дэвида Мамета и спектаклями в Шекспировском театре. Появление Мэри Циммерман всколыхнуло чикагскую сцену. Ее интерес к эпическому материалу (Гомер, Эврипид, Овидий) в сочетании с искрометной фантазией дает потрясающий результат. Греческие трагедии, шекспировские страсти, откровения и метаморфозы героев – все служит у Циммерман средством для воплощения ее концепции синтетического театра. Такого количества находок, приемов, неожиданностей я давно не видел в театре! Циммерман – невероятно увлекающийся человек. Она знает, понимает и любит своих героев: Одиссея, Леонардо да Винчи (“Дневники Леонардо Да Винчи”, Lookingglass Theatre, 2003 год), Галилео Галилея из оперы Филиппа Гласса (Goodman Theatre, 2002 год). Разбирая вещи в родительском доме летом этого года, режиссер обнаружила свои детские рисунки. Циммерман вспоминает: “Удивительно, но с детства меня интересовали боги: Зевс, посылающий молнии, Афина, играющая на флейте… Огромное значение для меня имели вопросы, в состоянии ли мы изменить нашу жизнь, каково соотношение радости и горя, любви и смерти, что собой представляет мир, в котором умерла любовь. Моими спектаклями я пытаюсь ответить на эти вопросы”.
Мэри Циммерман родилась 23 августа 1960 года в городке Линкольн (штат Небраска) в профессорской семье преподавателей местного университета. Мать – профессор сравнительного литературоведения, автор работ о Жорж Санд, отец – профессор-физик. Детские годы девочка провела большей частью в Европе, между двумя родительскими домами под Лондоном и в Париже, а вот театральное образование приехала получать в Чикаго. Она закончила театральный факультет Северо-Западного университета, там же защитила кандидатскую диссертацию.
С одинаковым успехом Циммерман работает на драматической и оперной сценах. В 2002 году за спектакль “Метаморфозы” она стала лауреатом премии “Тони” за лучшую режиссуру – второй женщиной, удостоенной этой награды за всю ее историю. В активе Циммерман – более двадцати премий Joseph Jefferson за спектакли, поставленные в театрах Чикаго. Среди наиболее известных постановок Циммерман (кроме вышеперечисленных) – спектакли “Одиннадцать комнат Пруста”, “Секрет крыльев”, “Аргонавтика” в Lookingglass Theatre, “Перикл” в Шекспировской театральной компании в Вашингтоне, оперы “Лючия ди Ламмермур” Г.Доницетти с Н.Дессе и А.Нетребко, “Сомнамбула” В.Беллини с Н.Дессе и “Армида” Дж.Россини с Р.Флеминг в Метрополитен-опере (сезоны 2007-08, 2008-09 и 2009-10 годов). Мэри Циммерман – профессор театрального факультета Северо-Западного университета, член труппы Lookingglass Theatre и режиссер Goodman Theatre.
В ролях: Эми Ким Вашке (Белая Змея), Стефени Сууин Парк (Гуан Ин и другие), Таня Тай Макбрайд (Зеленая Змея), Джон Норман Шнайдер (Кзу Ксиан).
Следующая премьера Goodman Theatre – мюзикл “Бригадон” (“Brigadoon”) Алана Джея Лернера в постановке Рейчела Рокуэлла. Премьера намечена на 27 июня 2014 года. Об этом – в следующем выпуске Театрального Чикаго.
Nota bene! Спектакль “Белая змея” идет до 8 июня. По пятницам перед спектаклем и по средам и четвергам после спектакля запланированы встречи с актерами. Справки и заказ билетов на этот спектакль и абонементов на спектакли сезона 2014-15 годов – по телефону 312-443-3800, на сайте www.goodmantheatre.org/ или в кассе театра по адресу: 170 North Dearborn St. Chicago, IL 60601.
Полную информацию о театральной жизни Чикаго вы найдете на сайте http://www.theatreinchicago.com/.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотографии к статье:
Фото 1. Сцена из спектакля “Белая змея”. Фото – Лиз Лорен