Ее называли Красной Эммой. Многолетний директор ФБР Эдгар Гувер говорил о ней как о самой опасной анархистке Америки. Она участвовала в покушении на президента США, требовала экспроприации, распространяла нелегальную литературу, выступала за свободную любовь. Ее арестовывали, высылали, за ней гонялись спецслужбы нескольких стран мира… Жизнь и необычайные приключения Эммы Гольдман – анархистки, жившей в России, США, Франции и похороненной в пригороде Чикаго, – какая замечательная тема для спектакля! Именно так подумала известная чикагская актриса Рослин Александр. Она взялась за изучение материалов, связанных с Эммой Гольдман, и это так захватило ее, что в результате появилась пьеса “Страсти Эммы Гольдман” – пьеса о женщине, пытавшейся изменить ход истории. Для постановки моноспектакля Рослин Александр пригласила режиссера Денниса Зачека. В эти дни идут последние приготовления к премьере.
Эмма Гольдман родилась в Ковно (современный Каунас). Ее отец был директором театра – может быть, отсюда ее будущие невероятные перформансы. В тринадцать лет она с семьей переехала в Санкт-Петербург, в семнадцать с сестрой эмигрировала в США, где вскоре примкнула к движению анархистов. Толчком к этому шагу послужили события на площади Хеймаркет в Чикаго 4 мая 1886 года. Демонстрация и митинг рабочих за восьмичасовой рабочий день закончились трагедией. Провокатор бросил бомбу в полицейских, после чего открылся огонь по митингующим. Восемь анархистов были арестованы, четверо из них повешены. Гольдман тяжело переживала случившееся. Она стала готовить покушения на представителей власти (в том числе – на тогдашнего президента США Уильяма Маккинли), разъезжать по стране с выступлениями в поддержку левого движения. Нет, коммунисткой она не была. Когда ее депортировали из Америки и отправили в Россию на теплоходе (был ведь не только пароход из России, на котором выслали Бердяева и других философов, но и “советский ковчег” – пароход из Америки в Россию, на котором находились анархисты), она была в восторге. Наконец-то она увидит страну “победившего социализма”! Она встречалась с батькой Махно и Лениным, примкнула к нелегальным анархистским группам, но действительность обманула ее ожидания. Увидев большевистскую Россию, она в ужасе отшатнулась от нее. Об этом – ее книги: “Мое разочарование в России” и “Мое дальнейшее разочарование в России”. После России были Англия, Франция (меценат Пегги Гугенхайм – племянница основателя нью-йоркского музея Соломона Гугенхайма – купила ей дом в Сан-Тропе, в котором героиня нашего рассказа прожила несколько лет), Испания, Канада… Эмма Гольдман выступала с лекциями за равноправие мужчин и женщин, писала книги о психологии и политике, говорила, убеждала, боролась… Вот лишь некоторые из ее высказываний.
“Когда-нибудь мужчины и женщины поднимутся и взойдут на горную вершину, они встретятся, сильные и свободные, готовые испытать любовь и согреться в ее золотых лучах. Какое воображение, какой поэтический гений может, хотя бы приблизительно, предсказать возможности подобной силы в жизни людей? Если мир когда-либо и узнает истинное единение и близость, то родителем будет любовь, а не брак.” “Религия – это суеверие, берущее начало в духовной неспособности человека объяснить явления природы. Церковь – это организация, которая постоянно ставит палки в колеса прогрессу, и посему она не имеет места в жизни по-настоящему свободного народа.” “Я убеждена, что правительство, организованная власть и государство служат только тому, чтобы поддерживать и защищать собственность и монополию. Пользу они приносят только в этой функции. Что касается их функции как развивающих индивидуальную свободу, человеческого благополучия и общественной гармонии, которые представляют собой действительный порядок, то правительство было отвергнуто как непригодное всеми великими умами мира.” “Я утверждаю, что анархизм – это единственная философия мира, единственная теория социального порядка, которая ставит человеческую жизнь превыше всего. Я знаю, некоторые анархисты совершали акты насилия, но их подтолкнули к таким поступкам страшное экономическое неравенство и великие политические несправедливости, а не анархизм.”
Красная Эмма прославилась скандальным характером своих выступлений. Говорят, она всегда приходила выступать с книгами. На всякий случай: если арестуют, чтобы было чем заняться в тюрьме. Оратором она была непревзойденным. Когда за год до смерти с ней случился инсульт и она потеряла дар речи, ее друзья не могли в это поверить. Для них видеть молчащую Эмму было невыносимо.
Эмма Гольдман умерла в Торонто в 1940 году в возрасте семидесяти одного года. Власти США дали разрешение на ее похороны на территории страны. Церемония прошла на кладбище “German Waldheim” (теперь оно называется “Forest Home Cemetery” в пригороде Чикаго Форест-парк. Могила Гольдман находится рядом с могилами рабочих активистов, в том числе – повешенных 4 мая 1886 года. На памятнике написано: “Свобода не снизойдет на народ. Народ должен сам подняться к Свободе”. Слово Свобода Эмма Гольдман всегда писала с большой буквы.
Гранд-дама чикагской сцены Рослин Александр хорошо знакома любителям театра. Она неоднократно играла главные роли в спектаклях ведущих театров города: Victory Gardens Theatre, Court Theatre, Royal George Theatre, Steppenwolf Theatre, Drury Lane Water Tower. Лауреат премии “Джефф” за лучшую женскую роль в спектакле “Крылья” (“Wings”) в Wisdom Bridge Theatre (постановка Роберта Фоллса). Два года в театре офф-Бродвея играла спектакль “Beau Jest” по пьесе Дж.Шермана. Играла главную женскую роль в спектакле Майка Николса “Заключенный со Второй авеню” (“The Prisoner of Second Avenue”) в National Company. Актриса неоднократно работала вместе с режиссером спектакля, многолетним руководителем Victory Gardens Theatre Деннисом Зачеком (он возглавлял этот театр тридцать четыре года: с 1978 по 2012).
Спектакль “Страсти Эммы Гольдман” продюсирует компания “ShPIeL – Performing Identity”. Она заявляет о приоритете театра в поисках идентификации личности, художественном наследии, жизненных ценностях. Именно поэтому в названии коллектива первым стоит слово “shpiln” – в переводе с идиш “играть”. Недавно компания продюсировала спектакль “Убеждение” (“Conviction”), а также работу бельгийского актера Ноэми Шлоссера в спектаклях “Назначь мне свидание” (“Date Me!”) и “Звук молчания” (“Sound of Silence”) (все постановки сделаны в Theater Wit).
Nota bene! Спектакль “Страсти Эммы Гольдман” идет с 13 мая по 1 июня в помещении Stage 773 по адресу: 1225 West Belmont Avenue, Chicago, IL 60000. Заказ билетов на сайте www.stage773.com или по телефону 773-327-5252. С 4 по 22 июня спектакль идет в помещении The Skokie Theatre по адресу: 7924 North Lincoln Avenue, Skokie, IL 60077. Заказ билетов на сайте www.skokietheatre.com или по телефону 847-677-7761. Скидки для пенсионеров ($24) и студентов ($18). При входе в зал обладатели билетов по сниженным ценам должны иметь при себе удостоверение личности. По четвергам после спектакля пройдут встречи актеров со зрителями. На сайте www.shpieltheatre.com размещено полное расписание мероприятий, связанных с этим спектаклем.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/