14 мая, 6.30 pm; 15 и 17 мая, 8.00 pm; 16 мая, 1.30 pm. Программа Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) этих дней посвящена музыке Рихарда Штрауса. Мы услышим Серенаду ми-бемоль мажор для тринадцати духовых инструментов, “Метаморфозы”, “Четыре последних песни” для голоса с оркестром (солистка – немецкая певица Доротея Решманн). Центральным событием программы обещает стать Концерт Штрауса для гобоя с оркестром. Солист – концертмейстер группы гобоев ЧСО, блистательный музыкант Евгений Изотов.
После учебы в прославленной московской Школе Гнесиных и на музыкальном отделении Бостонского университета (в Бостонской консерватории) Изотова пригласили в созданный Майклом Тилсоном Томасом оркестр “NewWorldSymphony” в Майами. После этого были симфонические оркестры Канзас-сити, Сан-Франциско и оркестр Метрополитен-оперы, в котором Изотов служил концертмейстером группы гобоев с 2002 по 2006 годы. В беседе со мной музыкант рассказал, как он попал в ЧСО: “В 2005 году в Чикагском оркестре окрылась свободная вакансия первого гобоя. Финалистов было пять. Четверо попали после прослушивания, а меня тогдашний музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм пригласил сразу на финал. 3 октября 2005 года я вышел на сцену Симфонического центра. (В финале претенденты играют без ширмы, на открытой сцене.) Я начал играть экспозицию до-мажорного концерта Моцарта. После первых тридцати секунд Баренбойм сказал: “Спасибо. Пока достаточно”. Когда тебя останавливают после тридцати секунд, это или очень плохо, или очень хорошо. Баренбойм принял решение послушать меня и одну мою коллегу из нью-йоркского оркестра еще на одном туре. В следующий раз Баренбойм попросил меня сыграть гобойное соло из второй части скрипичного концерта Брамса. После этого мы побеседовали, он высказал мне ряд замечаний и предложил сыграть в оркестре. Это было важно не столько для него, сколько для музыкантов. ЧСО как раз собирался на гастроли в Нью-Йорк, и я играл в оркестре во время этих гастролей. Перед концертом была одна репетиция. Я играл Девятую симфонию Шуберта с большим гобойным соло, а Баренбойм уделил Шуберту пятнадцать минут. Я подумал: “Или он во мне совершенно не заинтересован, или он мне действительно доверяет”. Вечером был концерт. В секции духовых я ощутил себя как дома, у меня сразу возник контакт с музыкантами. На следующий день Баренбойм на чистом русском языке сказал: “Я вас поздравляю”. 6 ноября 2005 года моя судьба была решена, а с 12 сентября 2006 года началась моя регулярная работа с ЧСО. Для Тилсона Томаса я был первым, кого он назначил в оркестр, а для Баренбойма стал его последним новым назначением”.
Трости для гобоя Изотов делает сам: “Это часть моей профессии. Я каждый день создаю свой голос. У меня дома есть мастерская, строгальные машинки, ножи, камни, формочки… Делать трость – это отдельная профессия, про которую люди, к счастью, не знают и которую я не афиширую. Из всех инструментов гобой – самый прихотливый. Трость делается из камыша, растущего только в одном регионе во Франции. Это как вино – в один год хороший камыш, в другой год – плохой. Можно, конечно, покупать коммерческие трости, но они будут звучать, мягко говоря, хуже, а, грубо говоря, просто плохо”. Вначале эти слова вызвали у меня удивление, но, услышав звук гобоя Изотова, я понял, что маэстро абсолютно прав. В зависимости от исполняемого произведения его гобой меняет цвет звука. Он бывает мягкий и суровый, изящный и трагический. Всегда разный, всегда запоминающийся и всегда уникальный!
Изотов называет Гобойный концерт Штрауса своим любимым произведением. Спустя восемь лет после прихода в ЧСО он получает возможность исполнить его с родным коллективом. За дирижерским пультом – главный дирижер Государственного академического оркестра России имени Е.Светланова Владимир Юровский. (В этом оркестре с великим Евгением Светлановым долгие годы играл отец Евгения Изотова – альтист Александр Изотов.)
Правнук создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии дирижера Давида Блока, внук композитора Владимира Юровского, сын дирижера Михаила Юровского, сорокаоднолетний Владимир Юровский достойно продолжает семейные музыкальные традиции. Он учился в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки и Берлинской Высшей школе музыки. Одно время был ассистентом Геннадия Рождественского. Международная карьера Владимира Юровского началась в 1995 году на Оперном фестивале в Уэксфорде с оперы Н.Римского-Корсакова “Майская ночь”. Дирижируя с двадцати шести лет на крупнейшем в мире оперном фестивале в Глайндбурне, он давно и заслуженно пользуется высочайшей репутацией в музыкальном мире. С 2007 года дирижер возглавляет Лондонский филармонический оркестр.
На концерте 14 мая “Четыре последних песни” Р.Штрауса исполняться не будут.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (GraingerBallroom) состоятся тридцатиминутные беседы об исполняемых произведениях музыковеда Дерека Матсона.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра этого сезона, а также абонементы на следующий сезон можно заказать на сайте http://cso.org/, по телефону 312-294-3000, а также приобрести в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60604. Одиночные билеты на будущий сезон пока доступны только тем, у кого есть абонемент. На некоторые концерты одиночные билеты начнут продаваться в июле, а все билеты поступят в продажу 8 августа 2014 года.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Евгений Изотов. Фото – Тодд Розенберг