20 июня, 6.30 pm; 21 июня, 7.30 pm. Концерты Оркестра Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара. В программе: Юбилейная увертюра К.М. фон Вебера, Первая симфония Э.Элгара. А начнутся вечера с сюиты Г.Ф.Генделя “Музыка на воде” в редакции Г.Харти.
“Музыка на воде” Георга Фридриха Генделя почти на озере Мичиган – такое соседство понравилось бы, я думаю, придирчивому композитору. Всю свою жизнь Гендель сохранял удивительную свободу. Он ненавидел всякие цепи и пребывал вне официальных обязанностей: нельзя ведь причислить к ним его титул учителя принцесс. Больших придворных музыкальных должностей и крупных пенсий ему не предоставляли даже после того, как он перешел в английское подданство, хотя бок о бок с ним их удостаивались посредственные композиторы. О своих английских коллегах он говорил с презрительным сарказмом. Он не стал оксфордским доктором, хотя ему и предлагали этот титул. Ему приписывают следующие слова: “Как, черт возьми, мне пришлось бы потратить свои деньги, чтобы сравняться с этими идиотами? Да никогда в жизни!” В Дублине, когда на одной афише его назвали “доктором Генделем”, он рассердился и заставил быстро восстановить в программах обращение “мистер Гендель”. За исключением одной лишь оперы “Радамисто”, посвященной королю Георгу II, Гендель отказался от унизительного, но вместе с тем и выгодного обычая отдавать свои произведения под покровительство какой-либо особы; и только когда он был в крайней нужде, подавленный нищетой и болезнью, решился дать один концерт в виде бенефиса. По его словам, “попросил милостыню”. Вот и английский король Георг I, на службе у которого какое-то время состоял Гендель, имел все основания быть им недовольным. Свою службу Гендель нес не слишком ревностно и позволял себе длительные отлучки. Как-то, вернувшись к своим обязанностям, Гендель написал произведение “Музыка на воде”. Достоверно известна дата его первого исполнения – 17 июля 1717 года. В этот день король принял участие в мореходной прогулке по Темзе, а маленький “речной” оркестр, к удивлению короля, вдруг заиграл новое сочинение. Современники пишут, что король был настолько восхищен музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него, то есть, говоря современным языком, “Музыка на воде” была исполнена “на бис” четыре раза в течение одного дня! Произведение задумано Генделем специально для исполнения на открытом воздухе, поэтому даже тем эстетам, которые предпочитают слушать классическую музыку в симфонических залах, возразить будет нечего!
Открытые репетиции пройдут 19 июня с 10.30 am до 1.00 pm; 20 июня с 11.00 am до 1.30 pm.
В течение всего лета по пятницам перед вечерним концертом в павильоне будут выступать ученики чикагских школ и участники летних музыкальных программ. Выступления пройдут в рамках программы “Young Artists Showcase”. Перед концертом 20 июня состоится выступление саксофонного квартета “Precipice” студентов Merit School of Music.
Начиная с 21 июня, каждую субботу в 6.15 pm в помещении Choral Hall (восточная сторона Павильона Джей Притцкер) будут проходить лекции об исполняемых произведениях. Лекции проводятся в рамках серии “Club 615”. Куратор серии – переводчик Дерек Матсон.
25 июня, 6.30 pm. Концерт с громким названием “Да здравствует Мексика!” с участием одного из лучших ансамблей этой страны Mariachi Los Camperos de Nati Cano. В концерте прозвучат мелодии и песни разных лет, написанные в стиле мариачи – одного из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки. Музыка мариачи образовалась на основе индейской музыки, народной музыки Андалусии и музыки народов Средиземноморья. Родиной мариачи считается мексиканский штат Халиско и город Гвадалахара. Напомню, что в прошлом сезоне в Лирик-опере Чикаго состоялась премьера первой в истории оперы мариачи “Крузар ла Кара де ла Луна” Хозе “Пепе” Мартинеса – первой испаноязычной оперой за всю пятидесятидевятилетнюю историю театра. Так что мы имеем представление об этой музыке.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар.
Открытые репетиции пройдут 24 июня с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 25 июня с 11.00 am до 1.30 pm.
27 июня, 6.30 pm; 28 июня, 7.30 pm. Один из интереснейших летних концертов фестиваля! В программе – сочинения, которые редко услышишь в симфонических залах: “Поблекшая фотография давней сцены” С.Барбера, Симфония N98 си бемоль мажор Й.Гайдна и Кантата для солистов, хора, оркестра и органа “Глаголическая месса” Леоша Яначека. Оркестром Грант-парка дирижирует художественный руководитель и главный дирижер Карлос Кальмар. Солисты: Кристин Герке, сопрано; Джилл Гров, меццо-сопрано; Гарретт Соренсон, тенор; Шеньянг, бас.
О таланте блестящей американской певицы Кристин Герке заговорили в 1997 году после триумфального исполнения партии Ифигении в “Ифигении в Тавриде” в Glimmerglass опере и Нью-Йоркской городской опере. Она специализируется на немецком репертуаре: Ариадна в “Ариадне на Наксосе” (Хьюстонская опера), Ортруда в “Лоэнгрине” (Ла Скала, Хьюстонская опера), Леонора в “Фиделио” (Опера Филадельфии). Среди ее партий – Армида в “Риналдо” и Альчина в одноименной опере Г.Ф.Генделя, работы в операх В.А.Моцарта, В.Беллини, Ф.Пуленка, Б.Бриттена. На сцене Лирик-оперы Герке дебютировала в партии Электры в одноименной опере Р.Штрауса (сезон 2012-13 годов). В будущих сезонах она вернется в Чикаго с партией Брунгильды в “Кольце нибелунга” Р.Вагнера. В той же “Электре” партию Клитемнестры исполняла еще одна американская певица Джилл Гров. Она запомнилась мне в партии графини Гешвиц в “Лулу” А.Берга в Лирик-опере.
Если солистов-женщин мы хорошо знаем, то с мужчинами дела обстоят гораздо хуже.
Гарретта Соренсена я слышал лишь однажды – на фестивале в Грант-парке в далеком 2010 году в оратории “Дитя века” М.Типпетта. В прошлом сезоне о нем говорили больше не как об оперном теноре, а как о драматическом артисте. Он играл на Бродвее и в Лондоне с Тайн Дейли в спектакле “Мастер-класс” по пьесе Т.Макнелли.
Китайский бас Шеньянг ворвался в оперный мир после победы на телевизионном конкурсе Би-Би-Си “Певец мира” в Кардиффе (Уэльс) в 2007 году. Он закончил Шанхайскую консерваторию, стажировался в Метрополитен-опере и Оперном центре Джульярдской школы. В Чикаго выступает впервые.
Открытые репетиции пройдут 26 июня с 10.30 am до 1.00 pm; 27 июня с 11.00 am до 1.30 pm.
Перед концертом 20 июня состоится выступление квартета тромбонов “Bone Rangers” студентов Merit School of Music. 27 июня в 6.15 pm в помещении Choral Hall (восточная сторона Павильона Джей Притцкер) – традиционная лекция об исполняемых произведениях. Куратор серии – переводчик Дерек Матсон.
Nota bene! Все концерты пройдут в павильоне Джей Притцкер по адресу: 205 East Randolph Drive, Chicago, Il 60601. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин