23 июня, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Давно ставший традиционным концерт Джульярдского струнного квартета в составе: Джозеф Лин (скрипка), Рональд Копс (скрипка), Роджер Таппинг (альт), Джоэль Кросник (виолончель). В прошлом году на концерте Квартета мы попрощались с альтистом и композитором Сэмюэлем Родесом. После сорока четырех лет музицирования он решил уйти на пенсию, написав в письме к друзьям-музыкантам следующее: “Несмотря на то, что я по-прежнему в хорошей форме и моя игра не изменилась, я достиг того возраста, когда пора дать дорогу молодым”. В этом году мы встречаемся с новым членом квартета – альтистом Роджером Таппингом. Известный музыкант, в 1995 году он переехал из Лондона в США, чтобы присоединиться к Takács Quartet (мы встретимся с квартетом в Равинии этим летом), а в прошлом году не смог устоять от предложения джульярдских коллег.
В программе – только классические “хиты”: Контрапункт I-IV из “Искусства фуги” И.С.Баха, Лирическая сюита А.Берга и Девятый квартет (“Разумовский”) до мажор Л.ван Бетховена. Дипломату, любителю музыки, меценату графу Андрею Разумовскому великий немецкий композитор посвятил четыре квартета.
Двадцатидвухлетний юноша с берегов Рейна приехал в Вену в том же году, что и Разумовский, – в 1790. Несомненно, их встреча произошла на одном из концертов в каком-нибудь из аристократических салонов Вены, но история не сохранила ни даты, ни каких-либо других упоминаний об этом факте. Еще весной 1795 года в письме к графу Зубову Разумовский, сообщая о музыкальных новинках венских авторов, не видел среди них никого, кто мог бы занять место великого Моцарта и восполнить отсутствие Гайдна. В 1795 году Разумовский Бетховена еще не замечал, а в 1806 году композитор посвятил ему Четыре русских квартета. Никто не знает обстоятельств заказа. Одни говорят, что композитора вообще ни о чем не просили и появление там русских тем – исключительно добрая воля сочинителя, чтобы угодить заказчику. С заказчиком ведь всегда лучше поддерживать добрые отношения! С другой стороны, возможно, это и просьба самого графа. Но если он о чем-то и просил Бетховена, то явно не вдавался ни в какие подробности и, конечно же, не диктовал никаких способов развития русских тем…
Подробности истории создания Джульярдского струнного квартета вы найдете на сайте http://www.juilliardquartet.org/.
24 июня, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Концерт еще одного завсегдатая Равинии, замечательного джазового композитора и пианиста, куратора джазовой программы фестиваля Рэмси Льюиса.
Рэмси Льюис родился в Чикаго, и с Чикаго связана вся его жизнь. Он начал заниматься фортепиано с четырех лет. Этюды, гаммы… – стандартный классический путь к карьере концертирующего пианиста. Первое знакомство с джазом у Льюиса произошло, когда ему было пятнадцать лет. Его педагог Уоллас Бартон предложил юноше присоединиться к джазовому ансамблю, и на смену Бетховену и Шопену пришли Эллингтон и Татум. В 1948 году Льюис окончил Чикагский музыкальный колледж и устроился работать продавцом в магазине грампластинок, по вечерам играя и сочиняя музыку в свое удовольствие. На публике он появился лишь спустя восемь лет. С 1956 года трио Льюиса кочевало по чикагским барам и клубам, быстро завоевывая популярность. В том же году музыкант выпустил свой первый альбом “Рэмси Льюис – господин Свинг” и сразу стал знаменитым.
Всю жизнь Льюис играет так называемый “smooth jazz” – мягкую, ненавязчивую, приятную, мелодичную музыку. Он получил три премии “Грэмми”, записал более восьмидесяти альбомов, из них семь стали золотыми. В свободное от музыки время, если таковое есть, Льюис нянчится с внуками. У него большая семья: семеро детей, четырнадцать внуков, один правнук.
Рэмси Льюис активно популяризирует джаз, выступает с лекциями по телевидению, ведет ежедневную программу “Утреннее шоу Рэмси Льюиса” на волне WNUA -FM в Чикаго и программу “Легенды джаза с Рэмси Льюисом”. Вот и предстоящий концерт в Равинии называется: “Рэмси Льюис играет и рассказывает о музыке”. В Равинии Рэмси Льюис впервые выступил в далеком 1966 году и с тех пор регулярно появлялся на этом престижном музыкальном фестивале. Сначала – в качестве гостя, а через некоторое время – как куратор джазовой программы. Музыкант говорит: “Проблема школ в нашей стране состоит в том, что музыка и искусство в их учебных программах занимают очень мало места, если вообще присутствуют. Ребята совершенно не приучены к музыке”. Рэмси Льюис пытается восполнить этот пробел. Он работает со школами, поддерживает руководителей школьных оркестров, учителей музыки, рассказывает детям об истории джаза, о джазовой теории, учит детей играть джаз.
25 июня, 7.00 pm. Павильон. Совместный концерт американской певицы Кэт Пауэр и певца и композитора Руфуса Уайнрайта.
Настоящее имя Кэт Пауэр – Шон Маршалл. “Википедия” сообщает, что она – дочка блюзового пианиста Чарли Маршалла и в ее жилах течет ирландская, немецкая, еврейская кровь и кровь индейцев чероки. Многие музыкальные критики называют Кэт гениальной исполнительницей. Один из них написал о ней так: “Ее неповторимый шоколадный вокал передает сердечную боль и тоску, рассказывает об изменах и возрождении к жизни значительно поэтичнее, чем слова, которые кажутся такими неуклюжими в сравнении с ее голосом”.
Достойным партнером Кэт Пауэр станет Руфус Уайнрайт – один из самых интересных певцов нового поколения исполнителей. Он родился под Нью-Йорком, жил с матерью в Монреале. В шесть лет начал играть на рояле, в тринадцать – выступал с семейной группой, в которую входили его сестра, мать и тетя. В четырнадцать лет его композиция “I’m A-Runnin” номинировалась на канадскую кинопремию (аналог “Оскара”) как лучшая музыка к фильму. В том же возрасте он был номинирован на главную канадскую музыкальную премию “Juno” как лучшее молодое дарование. Руфус Уайнрайт выступает с сольными концертами, активно работает на телевидении и в кино. Он сочинил музыку к двадцати шести фильмам, в некоторых – среди них “Авиатор” (“The Aviator”, 2004) Мартина Скорсезе и “Высоты” (“Heights”, 2005) Криса Террио – играл сам. В последние годы активно пробует себя в качестве композитора. Мировая премьера первой оперы Уайнрайта “Примадонна” состоялась на музыкальном фестивале в Манчестере, американская премьера прошла в Нью-Йоркской городской опере.
26 июня, 7.30 pm, Павильон. Вечер музыканта, певца и композитора Джеймса Тейлора. Пятикратный лауреат премии “Грэмми”, почетный член Зала славы рок-н-ролла, Тейлор стал одним из основателей авторского направления в американской поп-музыке. Критик журнала “Allmusic” Уильям Руллман так говорит о нем: “В начале семидесятых годов, появившись со своими задумчивыми песнями, акустической гитарой, спокойным и непритязательным песенным стилем, он словно бы выразил всю усталость нового поколения. Как в свое время Бинг Кросби с его внушавшим надежду голосом сопутствовал выходу страны из депрессии и вел ее по путям военных лет, так и Тейлор облегчил переход от шестидесятых с их политической активностью и фрустрациями к менее политизированным, более вдумчивым семидесятым”.
28 июня, 7.00 pm. Павильон. Концерт бывшего солиста группы “Hootie & the Blowfish” Дариуса Ракера. Вечер откроют певец в стиле “кантри” Пэт Грин и группа “A Thousand Horses”.
29 июня, 7.00 pm. Павильон. Концерт американского гитариста и композитора Джона Хайатта с группой “The Combo” и блюзовой группы Роберта Крея.
Nota bene! Билеты на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на концерты ЧСО продаются по цене $25. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.
.
Сергей Элькин