1 августа, 7.00 pm. Павильон. Популярный певец и композитор Лайл Ловетт выступает со своим ансамблем и специальным гостем, музыкантом Джейком Шимабукуро, играющим на укулеле – четырехструнном щипковом музыкальном инструменте. Все подробности – на сайте певца http://www.lylelovett.com/.
2 августа, 7.30 pm. Павильон. Кульминацией торжеств, посвященных стопятидесятилетию со дня рождения Рихарда Штрауса, обещает стать концертное исполнение оперы “Саломея”. Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) дирижирует Джеймс Конлон. В партии Саломеи дебютирует замечательная американская певица Патриция Рассетт, которую мы хорошо знаем по многим ролям в Лирик-опере. А вот ее партнеры впервые выступят в Равинии и Чикаго: немецкий тенор Вольфганг Шмидт (Ирод), латвийский бас-баритон Эгилс Силинс (Иоканаан), немецкое меццо-сопрано Габриэль Шнаут (Иродиада).
Библейский сюжет о разрушительной силе страстной любви дочери Иродиады, иудейской царевны Саломеи к пророку Иоканаану получил свое новое рождение благодаря пьесе Оскара Уайльда. Занятно, что английский поэт и драматург написал “Саломею” на французском языке. Он понимал, что пьеса такого рода не сможет попасть на английскую сцену, а вот французскую публику подобным сюжетом не смутишь: задолго до Уайльда во Франции была известна повесть Густава Флобера “Иродиада”. Уайльд писал “Саломею” для великой французской актрисы Сары Бернар, и, как заметил один английский критик, создавая роль героини, автор видел перед глазами не столько образ библейской царевны, сколько прославленную трагическую актрису. Что касается Рихарда Штрауса, то он увидел постановку “Саломеи” в Берлине в 1903 году. Композитора сразу захватил сюжет этой небольшой, но эмоционально насыщенной напряженной драмы, и он принялся за создание оперы. Незадолго до премьеры император Вильгельм сказал: “Мне жаль Штрауса, он славный человек. Эта “Саломея” принесет ему большой вред”. Впоследствии, узнав о высказывании императора, Штраус, смеясь, говорил: “Этот “вред” реализовался для меня в новую виллу в Гармише!” (В других вариантах слова Штрауса звучат так: “Я хохотал всю дорогу к банку”.)
“Шок и триумф” – этими двумя словами можно охарактеризовать реакцию публики, собравшейся в Дрездене 9 декабря 1905 года на премьеру оперы Рихарда Штрауса “Саломея” (литературная основа создана немецким поэтом Ричардом Линднером). Зрители, пораженные экспрессионистской трактовкой сюжета и той необычайной музыкальной смелостью, с которой Штраус поведал хрестоматийную библейскую историю, с восторгом приняли новую оперу: тридцать восемь раз поднимался занавес и артистов вызывали на поклоны. Так началась история одной из популярнейших опер XX века.
Самой провокационной сценой в опере оказался Танец семи покрывал. Согласно задумке композитора, танцуя, Саломея скидывает одно за другим семь покрывал, оставаясь обнаженной. На протяжении всего XX века сценарий Штрауса выполняли не до конца, но даже это не помогало избежать скандалов. Так, в 1907 году первая исполнительница партии Саломеи в Чикаго Мэри Гордон сразу после премьеры была… арестована полицией за аморальное поведение. В том же году “Саломея” была поставлена на сцене Метрополитен-оперы. На премьере присутствовала дочь главного спонсора театра, банкира Дж.П.Моргана. Она категорически высказалась против этой оперы, как “несоответствующей нормам христианской морали”. Оперу объявили безнравственной, сняли с репертуара, и только через двадцать семь лет она заново появилась на сцене театра. Только в 2003 году, первый раз в истории Метрополитен-оперы, исполнительница партии Саломеи в сцене Танца семи покрывал решилась обнажиться полностью. Героиней спектакля стала прекрасная финская певица Карита Маттила. А я помню “Саломею” на сцене Лирик-оперы в сезоне 2006-07 годов с Деборой Войт в главной партии. На чикагской сцене до полного обнажения дело не дошло, но Танец семи покрывал и спектакль в целом от этого не проиграли. Мне кажется, что и в концертном исполнении солисты сумеют показать весь драматизм штраусовских страстей и любовь, которая не побеждает, а приносит смерть!
2 августа, 11.00 am. Павильон. Детский концерт, в котором Молодежный симфонический оркестр Элджина (штат Иллинойс) исполнит фрагменты из самых популярных произведений В.А.Моцарта.
3 августа, 7.00 pm. Павильон. Концерт американо-канадской рок-группы “Heart”. С момента образования группы (а было это в 1974 году) в ней играют сестры Энн и Нэнси Уилсон. В концерте участвует группа “Vintage Trouble”.
4 августа, 8.00 pm. Павильон. Камерный оркестр “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” под управлением Пааво Ярви исполнят произведения Иоганнеса Брамса: Академическую фестивальную увертюру, Третью и Вторую симфонии.
Впервые оркестр из вольного ганзейского города Бремена посетил Равинию в 1995 году, спустя десять лет – в 2005 году – оркестр приезжал с бетховенской программой, еще спустя девять лет они сыграют нам Брамса. 2 и 3 августа музыканты выступили на фестивале в канадском городке Ланадье, после Равинии отправятся на фестиваль в Танглвуд, оттуда – в Нью-Йорк на фестиваль “Mostly Mozart”. Прямо как в знакомом с детства “мультике” – бродят по Америке бременские музыканты, не забывая “свое призванье” и принося людям радость…
Пааво Ярви родился в Эстонии в 1962 году. Первые уроки дирижирования он получил от своего отца – известного эстонского дирижера Нееме Ярви. Потом была Таллинская школа музыки, а в 1980 году семья Ярве переехала в Америку. Пааво продолжил обучение в Институте музыки Кертиса в Филадельфии, а также в Лос-Анджелесском филармоническом институте, где он получил бесценные уроки у Леонарда Бернстайна. Пааво Ярви – человек, фанатично преданный музыке. Его энергия и работоспособность стали у музыкантов притчей во языцех. В девяностых годах XX века он был главным приглашенным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма и симфонического оркестра Бирмингема, с 2001 до 2011 года – главным дирижером симфонического оркестра Цинцинатти, сейчас занимает в этом оркестре пост дирижера-лауреата. С 2006 года Ярви стал главным дирижером Симфонического оркестра Франкфуртского радио, с 2010 года – музыкальным руководителем Оркестра Парижа, с сезона 2015-16 годов дирижер возглавит NHK Symphony Orchestra (Токио).
Дирижер не забывает свой родной город. Являясь артистическим советником Эстонского национального симфонического оркестра, он часто бывает в Таллине и является горячим популяризатором музыки эстонских композиторов.
С оркестром “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” дирижер сотрудничает уже больше двадцати лет, с 2004 года является художественным руководителем оркестра.
…Почти все молодые студенты, собравшиеся на острове Форе в 1980 году, были призерами международных конкурсов, лауреатами, дипломантами. Кое-кто из них играл в Национальном юношеском оркестре Германии, кто-то выступал с сольными концертами. Их объединила дерзкая идея создать в Германии новый оркестр! Казалось, эта идея обречена на провал. Ведь повсюду в Европе существует огромное количество хороших оркестров, а тем более в Германии – в одной из самых музыкальных стран мира. И тем не менее оркестр родился, выжил и в этом году отмечает свой четвертьвековой юбилей. Первоначальное название оркестра было Камерный оркестр немецкой филармонии. Первые годы у него не было своего дома. Одно время репетиции проводились во Франкфурте, а с 1992 года базовой площадкой музыкантов стал Бремен. Соответственно, поменялось и название оркестра. Уже спустя несколько лет после своего рождения оркестр пользовался высочайшей репутацией среди лучших музыкантов. Например, прославленный скрипач Гидон Кремер пригласил оркестр на фестиваль в Локенхаус, вместе с оркестром он гастролировал в Нью-Йорке. С оркестром играют прекрасные музыканты Оли Мустонен, Хелен Гримо, Кристиан Тетцлафф. Репертуар оркестра поистине безграничен – от музыки барокко до современной музыки Тревора Пиннока, Жири Белохвалика и хорошо знакомого чикагцам Пьера Булеза. Сегодня камерный оркестр “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” по праву считается одним из лучших камерных коллективов мира. Бременские музыканты по-прежнему молоды душой, а то воодушевление, задор, энтузиазм, с которым они играют, просто не может не передаться зрителям.
5 августа, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Камерный ансамбль “Chicago Pro Musica” (художественный руководитель – кларнетист ЧСО Джон Брюс Е) исполнит “сказку” И.Стравинского “История солдата” и – внимание! – написанное композитором из Иллинойса Джеймсом Стивенсоном продолжение – “История дьявола”. По задумке режиссера Херши Фелдера вечер откроет мировая премьера сочинения Стивенсона, а затем мы увидим сочинение Стравинского. “История солдата” Игоря Стравинского – “сказка о беглом солдате и черте, читаемая, играемая и танцуемая, в двух частях, для чтеца, двух артистов (Солдат и Черт), мимической роли (Принцесса), кларнета, фагота, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса”. В основе “Истории…” – русская народная сказка из сборника Афанасьева, переложенная либреттистом Шарлем Рамю. В “Диалогах” Стравинского читаем: “Сюжет я обнаружил в одной из сказок Афанасьева о солдате и черте… Афанасьев собрал свои рассказы среди крестьян-рекрутов русско-турецкой войны. Однако мой замысел состоял в том, чтобы отнести нашу пьесу к любой эпохе, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности… Названия местности также были вымышлены, они должны были меняться в зависимости от места, где давался спектакль. Я по-прежнему поощряю постановщиков в придании спектаклю локального колорита…”
Стравинский сочинил “Историю солдата” в 1918 году, обозначив переход от балетной к театральной фазе своего творчества. Этот переход композитору пришлось сделать не по своей воле. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Спасаясь от большевиков, Стравинский приехал в Швейцарию, где и воплотил свой замысел. Он рассчитывал ездить с представлением по деревням и показать его по всей Швейцарии, однако вскоре после премьеры в Европе вспыхнула эпидемия испанского гриппа. Стравинский заболел, и гастроли по стране отменились.
Интерес представляет режиссер представления, хорошо знакомый чикагским театралам Херши Фелдер. Большим успехом в Чикаго пользовались его спектакли “George Gershwin Alone” (Winner of 2007 Los Angeles Ovation Awards, Best Musical and Best Actor), “Maestro: Leonard Bernstein”, “Пианистка с улицы Виллесден”. А весной этого года на сцене Royal George Theatre мы увидели новый спектакль режиссера – “Джек Леммон возвращается”. Херши Фелдер преподает на музыкальном отделении Гарвардского университета и, как видите, ставит не только драматические спектакли.
6 августа, 8.00 pm. Театр “Мартин”. На прошлой неделе мы слушали немецкие песни в исполнении немецкого баритона Маттиаса Герна, а в этот вечер эстафету принимает французский баритон Стефан Дежо. В отличие от Герна программа французского певца составлена более интернационально: Ф.Шуберт, Ф.Лоу, Р.Шуман, Ф.Лист, К.Вайль, Г.Вольф, Г.Форе.
Я помню дебют Стефана Дежо в Лирик-опере. Он замечательно исполнил партию Папагено в “Волшебной флейте” В.А.Моцарта (сезон 2011-12 годов). Сейчас певец дебютирует на фестивале в Равинии. За роялем – официальный пианист Международного конкурса оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе (Уэльс) Саймон Леппер.
7 и 8 августа, 7.00 pm. Павильон. После грандиозного успеха первых двух фильмов “Властелина колец” под живое сопровождение ЧСО нас ждет демонстрация заключительной части трилогии Питера Джексона “Властелин колец: Возвращение короля” (“TheLordoftheRings: TheTheReturnoftheKing”, 2003) Композитор – лауреат премии “Оскар” за лучшую оригинальную музыку Ховард Шор. Дирижер – Людвиг Вики. В концерте участвуют The Lakeside Singers (руководитель – Роберт Баукер), Chicago Chorale (руководитель – Брюс Таммен), Чикагский детский хор (руководитель – Жозефин Ли). На этом концерте на лужайке будет установлен экран.
Nota bene!Билеты на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 RaviniaParkRd, HighlandPark, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.
.
Сергей Элькин
www.sergeyelkin.com
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фотография к статье: Патриция Рассетт (Фото – courtesy of Ravinia Festival)