24 июля, 8.00 pm. Павильон. Вечер музыки Людвига ван Бетховена в Равинии. Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Джеймса Конлона исполнит увертюру “Эгмонт”, Четвертый фортепианный концерт (солист – Джонатан Бисс) и Седьмую симфонию великого немецкого композитора.
…А ведь были времена, когда нынешние забронзовевшие композиторы не ходили в классиках, когда великие музыкальные творения звучали впервые?! Вот, например, 17 декабря 1808 года венская газета сообщила, что спустя пять дней в “Theatre an der Wien” состоится концерт Людвига ван Бетховена, на котором будут представлены новые сочинения тридцативосьмилетнего композитора. Представляю, как были огорчены венские аристократы, с неохотой воспринимавшие все новое и неизвестное. Еще одна новая Соната – это куда ни шло, но весь вечер одни премьеры?! Что себе позволяет господин Бетховен?
Надо сказать, что с толку были сбиты не только зрители, но и музыканты оркестра. Новой музыки было слишком много, и они попросту не успели толком порепетировать. Особенно это коснулось Хоральной фантазии, которую Бетховен закончил в последний момент. Оркестр просто не смог исполнить эту музыку, и композитору, выступающему в качестве дирижера, пришлось остановить концерт и начать все сначала. Длинный вечер стал еще длиннее… Среди премьер были также Пятая и Шестая симфонии Бетховена и его Четвертый фортепианный концерт. За роялем – сам композитор. Судя по воспоминаниям его ученика Фердинанда Райса, пианист он был прекрасный. Правда, он не особенно заботился о пропущенных нотах, зато по части экспрессии и эмоций ему не было равных. А еще он был непревзойденным мастером удивлять публику. Бетховен считал, что единственный способ обратить внимание на солиста, – это заставить его сделать нечто необычное.
На премьере Четвертого фортепианного концерта зрители были удивлены сразу. Концерт начался с фортепианного соло, без привычной длинной экспозиции оркестра – такого раньше не было! Финал концерта тоже стал неожиданным для публики. Это единственная финальная часть в концертах Бетховена, которая не начинается с главной фортепианной темы, подхватываемой оркестром. Четвертая часть (Rondo: Vivace) Четвертого концерта начинается с соло струнных инструментов, а фортепиано ведет новую виртуозную мелодию, впервые появляющуюся в Концерте. После премьеры Бетховен записал в дневнике: “Несмотря на обилие ошибок, которые я не мог предсказать, публика с энтузиазмом приняла сочинение”. К несчастью, из-за проблем со слухом это выступление оказалось последним в недолгой карьере Бетховена–пианиста.
За последние несколько лет мы слышали Четвертый фортепианный концерт в исполнении Евгения Кисина и Пола Льюиса, так что у нас будет прекрасный повод сравнить музыкальные интерпретации. Талантливый американский пианист Джонатан Бисс (внук русской виолончелистки Раи Гарбузовой, сын скрипачки Мириам Фред) стал заниматься музыкой в возрасте шести лет. Учился в Университете Индианы и в Институте музыки в Филадельфии в классе профессора Леона Флейшера. Его международная карьера началась в 1997 году после выступления с великим Исааком Стерном. Сейчас ему тридцать три года, он давно и активно гастролирует по всему миру.
26 июля, 7.00 pm. Павильон. Традиционный для Равинии гала-концерт в этом году пройдет с участием замечательного скрипача Джошуа Белла. Он будет солировать в Скрипичном концерте Макса Бруха. В программе также: “The Star-Spangled Banner” английского композитора XVII века Джона Смита, увертюра к опере В.А.Моцарта “Импресарио” и Восьмая симфония А.Дворжака. ЧСО дирижирует Джеймс Конлон.
27 июля, 5.00 pm. Павильон. “Впечатляющий Чайковский” – так называется проходящий ежегодно концерт, составленный из произведений великого русского композитора. На этот раз в программе: Первый фортепианный концерт (солист – Денис Мацуев), увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” и Торжественная увертюра “1812 год”, неизменно вызывающая восторг публики. ЧСО дирижирует Джеймс Конлон. Обратите внимание на раннее время начала концерта!
В этот день компания “Success Media Group” проводит в Равинии Русскую ночь (First Russian Night at Ravinia), на которой состоится встреча любителей музыки с Денисом Мацуевым. С другой стороны, перед концертами Мацуева 27 и 28 июля представители общественности намечают акции протеста в связи с тем, что после аннексии Крыма русский пианист подписал письмо в поддержку действий президента России В.Путина.
28 июля, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Сольный концерт Дениса Мацуева составлен из произведений русских композиторов. В программе: “Времена года” П.Чайковского, Три фрагмента из “Этюдов-картин” С.Рахманинова, Три фрагмента из музыки к балету И.Стравинского “Петрушка”.
29 июля, 8.00 pm. Павильон. “Рапсодия в стиле блюз” в исполнении пианиста Кевина Коула и ЧСО под управлением Джеймса Конлона. В программе также: Увертюра из оперы Отто Николаи “Виндзорские проказницы”, Скерцо из Пятой симфонии чешского композитора Эрвина Шульгофа, погибшего в 1942 году в концлагере Вюльцбург, произведения Ф.Мендельсона, К.М.фон Вебера, И.Штрауса-сына и И.Штрауса-отца.
30 июля, 8.00 pm. Павильон. Жаркие кубинские мелодии в исполнении певца Бебеля Жильберто, легендарного кубинского пианиста Чучо Валдеса и джазового октета “Afro-Cuban Messengers”.
31 июля, 8.00 pm. Театр “Мартин”. Один из интереснейших камерных концертов этого лета! Баритон Маттиас Герн и пианист Александр Шмальц исполнят “Серьезные песни” (фрагменты из сборника “Песни Голливуда”) Ханса Эйслера, Песни арфы из сборника “Песни Гете” и “Три стихотворения Микеланджело” Гуго Вольфа.
С 1940 по 1948 годы начинавший как авангардист немецкий композитор Эйслер жил и работал в США. Он писал музыку к голливудским фильмам и занимался педагогической деятельностью. “Серьезные песни” относятся именно к этому этапу жизни композитора. В 1948 году его обвинили в “распространении коммунизма с помощью песен” (нечто похожее мы проходили в СССР, не правда ли?), и он вернулся в Германию. Имя Ханса Эйслера было присвоено Берлинской консерватории, в которой он преподавал.
Австрийский композитор Гуго Вольф прожил сорок три года, из них последние шесть – в психиатрической клинике. Не считая одной оперы, в его наследии – только песни (Lieder). Он сочинял их с 1888 по 1895 годы. Общее количество песен – двести пятьдесят, и почти все они – шедевры своего жанра. В лице Вольфа музыкальная культура получила достойное продолжение романтической песенной традиции, ведущей начало с Шуберта и Шумана.
Nota bene! Билеты на все концерты фестиваля можно заказать по телефону 847-266-5100, на сайте http://ravinia.org/ или приобрести в кассе по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035. Билеты в павильон на большинство концертов ЧСО продаются по цене $25, билеты на лужайку стоят $10. Для детей до пятнадцати лет и студентов проход на лужайку на все концерты классической музыки бесплатный. С собой необходимо иметь удостоверение личности. На все концерты в Беннетт Гордон холл цена билета – $10.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
Фото 1. Чучо Валдес (Courtesy of Ravinia Festival)