Интересные постановки готовит для нас в новом (2014-15 годов) сезоне Чикагский шекспировский театр. Совсем скоро художественный руководитель Барбара Гейнс начинает репетиции “Короля Лира” (9 сентября – 9 ноября). Главную роль в спектакле сыграет известный чикагский актер Ларри Яндо. Это будет двадцать третья роль актера в театре.
В отличие от хрестоматийной драмы о короле Лире шекспировская пьеса “Перикл” (30 ноября 2014 года – 18 января 2015 года) довольно редко ставится даже на родине драматурга, не говоря уже о Европе и США. Для постановки театр пригласил сценариста, хореографа и режиссера Дэвида Белла. Театралы помнят его спектакли в Шекспировском театре “Как вам это понравится”, “Много шума из ничего”, “Комедия ошибок”, “Укрощение строптивой”, “Три мушкетера”. За эти работы Белл был награжден тридцатью тремя номинациями и десятью (!) чикагскими театральными премиями “Джефф”. Белл ставил спектакли на Бродвее, офф-Бродвее, в нью-йоркском Кеннеди-центре, в его послужном списке – работы в Берлине и Лондоне, Париже и Вене, Цюрихе и Барселоне (там он принимал участие в постановках церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 1992 года).
К роли Тирского царя Перикла готовится актер Бен Карлсон. Он известен по главным ролям в спектаклях Шекспировского театра “Гамлет” (сезон 2005-06 годов, премия “Джефф” за лучшую мужскую роль), “Макбет” (сезон 2009-10 годов), “Школа лжи” (сезон 2012-13 годов). На протяжении двенадцати сезонов актер был членом труппы фестиваля Бернарда Шоу в Онтарио, в этом году седьмой раз участвует в Стратфордском фестивале.
В конце сезона в театре состоится мировая премьера мюзикла “Чувство и чувствительность” (18 апреля – 7 июня 2015 года) по роману Джейн Остин известного поэта и композитора, номинанта на премию “Тони” Пола Гордона. Мюзикл написан по заказу Шекспировского театра. Давняя мечта Барбары Гейнс – поставить спектакль по своему любимому роману – скоро осуществится!
С 2001 года в Шекспировском театре существует уникальная серия “Мировая сцена” (World’s Stage), в рамках которой мы видим все лучшее, что есть в современном театре. Труппа Питера Брука и “Комеди Франсез”, Малый драматический театр Льва Додина и Пикколо театро ди Милано, Лондонский театр “Глобус” и Белорусский Свободный театр, коллективы из Шотландии, ЮАР, Ирландии, Австралии, – имена и названия театров впечатляют! В следующем сезоне в рамках серии “Мировая сцена” мы увидим спектакли из Австралии, Южной Африки, Франции, Англии, Шотландии и Бельгии. Обо всем по порядку.
Новый сезон серии “Мировая сцена” открылся на этой неделе спектаклем “Гамлет” в постановке лондонского театра “Глобус”. Всеобщее внимание этот театр привлек к себе в 2012 году, когда перед Летней Олимпиадой устроил свою Международную театральную Олимпиаду. На протяжении шести недель тридцать шесть театров из тридцати шести стран мира на тридцати шести языках разыгрывали пьесы Уильяма Шекспира. Сделать что-либо грандиозней этой масштабной акции, казалось, не удастся уже никому. Однако “Глобусу” это удалось. 23 апреля 2014 года театр начал гастрольный марафон “Globe to Globe Hamlet”, равный которому не знала история. В течение двух лет спектакль “Гамлет” в постановке художественного руководителя театра Доминика Дромгула будет показан во всех без исключения странах мира. США в этом туре – двадцать седьмая остановка театра. Страну представляют три города: Вашингтон, Чикаго и Нью-Йорк (специальный показ в здании ООН). Двести пять остановок на семи континентах, выступления на деревенских площадях и в национальных театрах, огромных дворцах и в джунглях, на пляжах и в замках, путешествия на автобусах и лодках, самолетах и поездах, джипах и парусниках… – одним словом, безумная и непредсказуемая театральная авантюра длиной в два года, в которую с удовольствием втянулись актеры театра. Доминик Дромгул рассказывает: “В 1608 году, через пять лет после премьеры, “Гамлет” была сыгран на лодке “Красный дракон” у берегов Йемена, а еще через десять лет труппа объехала с этим спектаклем всю Северную Европу. Тяга к гастролям, поиск общения, свежих глаз и ушей всегда были в центре внимания Шекспира. Продолжая традиции, заложенные великим драматургом, мы стремимся познакомить с этой замечательной, знаковой, разнообразной пьесой как можно больше свежих глаз и ушей”. Заключительным аккордом мирового турне станет датский город Хельсингер (Эльсинор), в котором происходит действие шекспировской драмы. Это случится 23 апреля 2016 года, в день четырехсотлетней годовщины со дня смерти Шекспира. Показательно, что этот день станет последним для Дромгула в должности художественного руководителя “Глобуса”. Объявлено, что он не будет продлевать контракт с театром.
Великий театральный режиссер Питер Брук так прокомментировал инициативу театра: “Шесть самых простых слов в английском языке – To Be Or Not To Be. Трудно найти на планете место, где бы они не были переведены. “Гамлет” является наиболее всеобъемлющей из всех пьес Шекспира. Каждый человек, молодой или старый, может идентифицировать себя сегодня с его персонажами и мучившими их вопросами. Показать “Гамлета” во всем мире на языке оригинала – смелый проект. Это может расширить аудиторию театра во всем мире”.
Новый сезон серии “Мировая сцена“ продолжится мировой премьерой спектакля “Предположим…” (“Since I Suppose”, 28 августа – 21 сентября) театральной компании из Мельбурна. Созданное на основе комедии Шекспира “Мера за меру” представление обещает быть абсолютно неожиданным. Оно будет проходить не в зале, а на улицах в центре Чикаго. Даже не представляю, как это будет. Ошеломленные зрители ходят за актерами по городу? Диалоги на перекрестке? Не знаю и не буду гадать – сами все увидим.
Следующий спектакль будет не менее неожиданным. Оперу В.А.Моцарта “Волшебная флейта” разыграют для нас актеры театра Isango Ensemble из Южной Африки (25 – 28 сентября, премьера в США). Забудьте, что это оперная классика, которой двести двадцать три года: театр представит историю, которая происходит сегодня. Вместо симфонического оркестра на сцене будет оркестр, состоящий только из ударных инструментов. Будет много песен, танцев и ритмов Африки. Тридцать актеров и музыкантов гарантируют привнести свежую струю в старый, избитый сюжет. Лондонская газета “The Sunday Times” поставила этой постановке высший балл – “пять звездочек”. Спектакль сыграют на открытой площадке на Navy Pier, рядом с Шекспировским театром.
Парижский Театр де ла Виль (Théâtre de la Ville, в переводе с французского языка – Театр города) показывает в Чикаго один из своих лучших спектаклей – “Сюита Ионеско” (15 – 19 октября 2014 года): остроумный монтаж из семи пьес великого французского автора театра абсурда Эжена Ионеско. Постановка художественного руководителя театра Эммануэля Демарси-Мота. Для справки: Театр де ла Виль основан в середине XIX века. Назывался сначала Театром наций, потом – Театром Сары Бернар. Свое нынешнее название получил в 1968 году. Чикаго – единственный город в США, в котором пройдут гастроли парижского театра с этим спектаклем.
С 16 по 25 января 2015 года в Чикаго пройдет Международный фестиваль театров кукол (Chicago International Puppet Theater Festival) – первый фестиваль подобного рода в США. На нем будут представлены как труппы из США, так и лучшие кукольные театры мира. На сцене Чикагского шекспировского театра мы увидим две постановки: уникальный эксперимент лондонского Театра марионеток “Blind Summit”, спектакль “Стол” (“The Table”) и моноспектакль бельгийского художника и актера Ника Стера “Стоять!” (“Freeze!”). “Стол” – настоящее театральное чудо, которое лишь подтверждает старую истину, что возможности театра безграничны. Все зависит от фантазии и таланта исполнителей. Создателям спектакля таланта не занимать. Их куклы сделаны в стиле японского театра Бунраку, но рассчитаны на западного зрителя. В полном соответствии с названием в центре сцены находится стол, и в течение всего спектакля с нами общается кукла Моисей, которой управляют три кукловода (они же – создатели спектакля). Моисей говорит, плачет, смеется, ругается, спорит с Богом, обращается к кукловодам. Иногда – уморительно смешно, иногда – невероятно грустно. Театр “Blind Summit” создан в 1997 году Марком Дауном и Ником Барнсом. Бывший доктор, Даун увлекся театром, получил второе, актерское образование и придумал новый театр. Он в нем автор, режиссер и исполнитель. Его друг Ник Барнс стажировался в Международном институте марионеток Филиппа Жанти. Он делает куклы для многих театральных коллективов, в том числе – для “Blind Summit”.
“Стол” возвращается в Чикаго после успешных гастролей в октябре прошлого года.
А вот для Ника Стера предстоящие гастроли будут дебютом в “городе ветров”. Его каждый спектакль уникален, потому что каждый раз он строит заново фигуры из камней.
Оба спектакля получили Первую премию Fridge на Международном театральном фестивале в Эдинбурге: “Стол” – в 2011 году, “Стоять!” – в 2013.
Совместная постановка Королевской шекспировской компании и Национального театра Шотландии называется “Dunsinane” (26 февраля – 22 марта 2015 года). Автор и режиссер Дэвид Грейг начал с того места, где Шекспир закончил свою трагедию “Макбет”. В спектакле читаются параллели между средневековой Шотландией и современным политическим “пейзажем” в мире.
В новом сезоне две постановки театра примут участие в трех международных театральных фестивалях. Зрители фестивалей в Мельбурне (10 – 26 октября 2014 года) и Aukland Arts Festival в Новой Зеландии (март 2015 года) увидят спектакль “Отелло” (“Othello: The Remix”). Эта ультрасовременная – в стиле хип-хоп – постановка, созданная братьями Кю (Q Brothers), представляла американское театральное искусство на всемирной театральной Олимпиаде в Лондоне в мае 2012 года. После Лондона спектакль показали на международном театральном фестивале в Эдинбурге, его увидели зрители Германии, Южной Кореи, Австралии и (в течение пяти месяцев подряд!) Чикаго. “Cadre” – совместная постановка Шекспировского театра и The Market Theatre из Йоханнесбурга (ЮАР) – побывает на гастролях в Ванкувере (Канада, 24 февраля – 8 марта 2015 года).
Что касается сегодняшней жизни театра, то она в прямом смысле этого слова проходит в парках. Уже несколько лет продолжается традиция бесплатных представлений театра в разных районах Чикаго. Для этого лета выбрана комедия Шекспира “Сон в летнюю ночь”. С 18 июля до 17 августа театр играет ее в шестнадцати городских парках. Среди них: Hamilton Park, Wilson Park, Humboldt Park, Columbus Park, Marquette Park, Ridge Park, Eckhart Park… Полное расписание показов опубликовано на сайте театра http://www.chicagoshakes.com/.
Nota bene! Абонементы на все спектакли будущего сезона в Chicago Shakespeare Theater можно заказать на сайте http://www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Одиночные билеты поступят в продажу позднее.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото: сцена из спектакля “Отелло” (Чикагский шекспировский театр). Фото – Майкл Бросилоу