6 августа, 6.30 pm. В этот день нас ждет интереснейшая программа: Восьмая (“Неоконченная”) симфония Ф.Шуберта, Танец семи покрывал из оперы Р.Штрауса “Саломея” и “Семь смертных грехов” Курта Вайля по сценарию Бертольта Брехта.
Исполнители: Оркестр Грант-парка под управлением Карлоса Кальмара и солисты: Сторм Лардж, вокал (на фестивале в прошлом году она выступала с группой Pink Martini); Хосс Брок, тенор (член хора Лирик-оперы); Джон Консепсьон, тенор; Рон Уоткинс, баритон (член хора Лирик-оперы и хора Грант-парка); Уилбур Поли, бас (член хора Грант-парка).
О каждом из произведений этой программы можно говорить очень долго. Сегодня мне хотелось бы остановиться на “смертных грехах” и сотрудничестве Курта Вайля и Бертольта Брехта. Оно началось в 1927 году. Вайля привлекли зонги Брехта из цикла “Напевы Махагони”, и он решил сочинить музыку. Потом тридцатилетний поэт и двадцативосьмилетний композитор создали “Трехгрошовую оперу”. Наутро после премьеры они проснулись самыми известными авторами Германии. Их зонги пел весь Берлин. Появились тысячи пластинок; уличные певцы с гитарами и гармошками разносили песни Мэкки и Пичема, Дженни и Полли по самым дальним окраинам. Предприимчивый бизнесмен открыл “Трехгрошовое кафе” – там постоянно звучали только мелодии оперы. В газетах, в кабаре, в речах адвокатов и политических ораторов мелькали цитаты из Брехта. Театр “У Шиффбауэрдамм” давал спектакли ежедневно, но касса работала не дольше часа. Билеты стремительно раскупались.
В 1930 году из короткого скетча “Махагони“ Вайль и Брехт создали трехактную оперу “Возвышение и падение города Махагони”.
Наконец, еще одно совместное сочинение Брехта и Вайля, которое прозвучит на фестивале, – “Семь смертных грехов мелкого буржуа”. Две главные героини – сестры из Луизианы: Анна Первая и Анна Вторая. Раздвоение одной Анны на две ипостаси четко определено: первая руководит, вторая исполняет, первая рассудительна, вторая непосредственна. Именно вторая оказывается повинной в “семи смертных грехах”: она ленива, когда нужно участвовать в вымогательстве; она горда и не хочет плясать непристойные танцы в кабаке, хотя платят именно за непристойность; она гневлива и лупит прославленного киноактера, увидев, как он жестоко истязает лошадь; из бескорыстной любви она впадает в грех распутства и становится повинна в скупости, помешав сестре разорить очередного поклонника, и так далее… В 1976 году хореограф Пина Бауш поставила “Семь смертных грехов” в своем театре танца в Вуппертале, и вот уже почти сорок лет балет Вайля “Семь смертных грехов” неразрывно связан с именем вуппертальской танцевальной легенды.
Интересно проследить, как сложились в дальнейшем жизни поэта и композитора. В конце тридцатых годов Вайль и Брехт – каждый по-разному – оказались в Америке. После поджога Рейхстага и начавшихся сразу за этим политических притеснений Брехт с семьей бегут сначала в Данию. В 1935 году нацисты лишают его гражданства. После оккупации Дании он бежит в Швецию, Финляндию, когда в войну вступает Финляндия, пересекает на транссибирском экспрессе СССР и на шведском пароходе отплывает из Владивостока в Америку. Когда-то, пятнадцать-двадцать лет назад, в Мюнхене и в Берлине Брехт щеголял американскими словечками, распевал зонги на американский лад, сочинял стихи об Америке, писал американизированную пьесу “Карьера Артуро Уи”. Но вот он сам живет в той Америке, куда удирали немецкие школьники, начитавшись Купера и Карла Мая, в стране его мальчишеской мечты и юношеской фантазии. Он прожил в этой стране шесть лет безвестным изгнанником. Он обличал Голливуд, сердился на американский театр, но его не ставили, не понимали, а по окончании войны чуть не посадили. Во время “охоты на ведьм” в Конгрессе США он заявлял, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя, что земля снова горит под ногами, покинул Америку и отправился в единственное государство, давшее ему визу, – Швейцарию. Оттуда он отправился на родину. Западные зоны Германии не дали ему визу, разрешила возвращение только Восточная часть (ГДР). Так Бертольт Брехт оказался в Восточном Берлине. Там он создал свой знаменитый “Берлинер ансамбль”, где блистала его жена и первая актриса Германии Елена Вайгель. Брехт был счастлив – после стольких лет изгнания он, наконец, востребован на Родине. Он умер 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на репетиции пьесы “Жизнь Галилея”.
Бертольт Брехт бежал из Америки, опасаясь ареста. Знал бы он, что через какие-нибудь 25 лет станет вторым после Шекспира и первым из драматургов XX века по числу американских постановок. Вот такой “хэппи-энд”. Кстати, мюзикл с таким названием тоже написали Брехт и Вайль. Было это в 1929 году.
А Курт Вайль в 1933 году бежал из Германии в Париж, а в 1935 – в Нью-Йорк. Работал в жанре музыкального театра и мюзикла. За американский период жизни написал десять мюзиклов. В Германию он не вернулся. Умер в Нью-Йорке в 1950 году.
Открытые репетиции пройдут 5 августа с 11.00 am до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 6 августа с 11.00 до 1.30 pm.
8 августа, 7.30 pm; 9 августа, 7.30 pm. В августе фестивалю исполняется восемьдесят лет! В честь юбилея состоятся две мировые премьеры произведений для оркестра. Одна из них – “Легенда северных огней” Кристофера Теофанидиса – прозвучит 8 и 9 августа. На сцене Павильона будет установлен огромный экран, зрители будут слушать музыку Теофанидиса и смотреть фотографии астронома, доктора Хозе Франциско Салдаго.
Композитор Кристофер Теофанидис родился в Техасе в семье выходцев из Греции. Большой резонанс в США получила его семичастная композиция “Беженец”, посвященная историям эмигрантов из разных стран, включая бывший Советский Союз. Премьера сочинения прошла в 2007 году в опере Хьюстона в качестве основы цикла “Песни Хьюстона”. Еще он написал пьесу “Тело радуги”, которая является наиболее часто исполняемым произведением для симфонического оркестра, написанным современным композитором. В сезоне 2011-12 годов в Опере Сан-Франциско состоялась мировая премьера оперы Теофанидиса “Сердце солдата”, посвященной жертвам теракта во Всемирном торговом центре 11 сентября 2011 года.
В программе также: Вторая симфония С.Рахманинова.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. Ведущий концерта – Франк Баббитт.
Открытые репетиции пройдут 7 августа с 10.30 am до 1.00 pm; 8 августа с 11.00 до 1.30 pm.
В течение всего лета по пятницам перед вечерним концертом в павильоне выступают ученики чикагских школ и участники летних музыкальных программ. Выступления проходят в рамках программы “Young Artists Showcase”. Перед концертом 8 августа состоится выступление учеников New Music School. Начало в 5.30 pm.
9 августа в 6.15 pm в помещении Choral Hall (восточная сторона Павильона Джей Притцкер) пройдет лекция об исполняемых произведениях. Лекция проводится в рамках серии “Club 615”. Куратор серии – переводчик Дерек Матсон.
13 августа, 6.30 pm. “Болком и Моцарт” – так называется концерт, в котором сочинение лауреата Пулитцеровской премии, американского композитора Уильяма Болкома “Песни кабаре” прозвучит сразу после Двадцать пятой симфонии В.А.Моцарта. А после Симфонии Моцарта мы услышим музыку балета “Невероятный флейтист” американского композитора первой половины XX века Уолтера Пистона. Связь времен, эпох, поколений!
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. Солисты – студенты Центра оперного пения имени Райана при Лирик-опере Джейнай Бриджес (меццо-сопрано), Джули Энн Миллер (меццо-сопрано), Энтони Кларк Эванс (баритон), Уилл Ливерман (баритон).
Открытые репетиции пройдут 12 августа с 11.00 до 1.30 pm и с 3.00 pm до 5.30 pm; 13 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
15 августа, 6.30 pm; 16 августа, 7.30 pm. Специально к восьмидесятилетию фестиваля Уильям Болком сочинил концерт-фантазию “Миллениум”. Это произведение прозвучит на двух последних концертах фестиваля. В программе также: “Tromba Lontana” Джона Адамса и музыка балета М.Равеля “Дафнис и Хлоя”.
Пьесу “Tromba Lontana” (“трубач на расстоянии”) композитор-минималист Джон Адамс сочинил в 1986 году по заказу Хьюстонского симфонического оркестра в честь стопятидесятилетнего юбилея объявления независимости Техаса от Мексики. По желанию композитора звуки двух солирующих труб должны звучать отдельно от оркестра. Во время исполнения этого произведения в симфоническом зале музыканты обычно располагаются на балконе. Посмотрим, где будут трубачи на этом концерте.
Оркестром Грант-парка дирижирует Карлос Кальмар. В концерте участвует Хор Грант-парка. Хормейстер – Кристофер Белл.
Открытые репетиции пройдут 14 августа с 10.30 до 1.00 pm и 15 августа с 11.00 am до 1.30 pm.
В рамках программы “Young Artists Showcase” перед концертом 15 августа состоится выступление Chicago Metamorphosis Orchestra Project. Начало в 5.30 pm.
9 августа в 6.15 pm в помещении Choral Hall (восточная сторона Павильона Джей Притцкер) пройдет лекция об исполняемых произведениях. Лекция проводится в рамках серии “Club 615”. Куратор серии – переводчик Дерек Матсон.
Nota bene! Все концерты пройдут в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум”. Все концерты бесплатные. Продаются абонементы, которые позволяют сидеть в VIP зоне. При наличии абонементов действуют скидки на парковку машины и посещение отдельных ресторанов. Справки по телефону 312-742-7638. Подробная информация – на сайте www.grantparkmusicfestival.com/.
.
Сергей Элькин
http://sergeyelkin.livejournal.com/
На фото – Сторм Лардж